Падение потребительских настроений в основном было обусловлено ухудшением экономических ожиданий. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine.
В марте 2011 года потребительские настроения украинцев ухудшились до уровня весны кризисного 2009 года. Индекс потребительских настроений (ИПН) упал на 6,3 пункта и составил 61,8. Более того, в Украине нынешняя весна началась падением почти всех составляющих ИПН.
Оценка текущего положения ухудшилась на 3 пункта к значению 58,2. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс текущего личного материального положения (x1) упал до значения 54, что на 10,2 пункта меньше показателя февраля 2011 года;
- одновременно, после существенного падения в феврале, в марте зафиксирован рост индекса целесообразности делать крупные покупки (х5) на 4,1 пункта до 62,4.
В экономических ожиданиях углубился пессимизм, на что указывает падение соответствующего индекса на 8,5 пунктов до значения 64,3. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2) уменьшился на 9,3 пункта к значению 67,7;
- индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года (х3) уменьшился сильнее - на 10,7 пункта до 58,5;
- индекс ожидаемого развития экономики страны в ближайшие пять лет (х4) упал на 5,4 пункта до 66,6.
В марте впервые за долгое время зафиксировано существенное ухудшение ожидаемой динамики безработицы. Рост соответствующего индекса на 11,1 пункта до 140,6 может быть связан прежде всего с созданием неблагоприятного климата для малого бизнеса вследствие вступления в силу нового Налогового кодекса, а также с ограничением на экспорт зерновых, которое привело к нехватке средств у сельхозпроизводителей на посевную. Наиболее характерно ухудшение ожидаемой безработицы для Центрального и Южного регионов, городов с население 100-500 тыс. жителей, а также для граждан с низким и средним доходом.
На фоне роста стоимости коммунальных услуг, продтоваров и бензина снова повысились инфляционные ожидания. В марте индекс инфляционных ожиданий равнялся 187,4 пункта, что на 4,3 п.п. больше февральского показателя.
«Сочетание непродуманных налоговых изменений, ухудшение условий для бизнеса, повышение цен и тарифов на все новые группы товаров и услуг - все это влечет ухудшение потребительских настроений в течение уже четырех месяцев подряд», - отмечают исследователи GfK Ukraine.
* В июне 2000 года - январе 2011 исследование потребительских настроений в Украине было совместным проектом компании GfK Ukraine и Международного центра перспективных исследований. Начиная с февраля 2011 GfK Ukraine является единственным исполнителем этого исследования.
По материалам