В 2011 году банкротств среди страховщиков не будет

В 2011 году банкротств среди страховщиков не будет

Отечественные страховщики без трагических потерь пережили 2009 и 2010 годы, которые многие аналитики назвали «черными» не только для страхового рынка, но и для всей экономики страны. Тем не менее, ситуация в страховых компаниях далека от «радужной»: премии продолжают снижаться, убыточность у некоторых страховщиков зашкаливает и приближается к 100%, с полноценным и своевременным урегулированием убытков до сих пор проблемы, а количество компаний, которое занимается непонятно чем, но явно не страхованием,

По оптимистичным прогнозам, 2011 год станет периодом реального восстановления страхового рынка, который, возможно, даже достигнет докризисных объемов. Однако суждено ли этим ожиданиям сбыться?

Во-первых, отсутствует главный предпосылок для роста рынка: потребительский спрос. Страхователи испытывают большое недоверие к страховщикам и той политике «удержания выплат», которую исповедует немалое количество компаний. Кроме всего прочего, платежеспособный спрос довольно низок, и многие потребители страховых услуг, у которых договора закончились (будь-то «каско» или ДМС), всерьез задумываются о том, чтобы не продлевать их. Это же касается и заемщиков: с окончанием кредитных договоров они отказываются и от страхования имущества. Также не стоит забывать, что наша страна довольно тесно связана с событиями в мировой экономике. И угроза очередной волны рецессии, особенно в «евросоюзном» регионе, при оправдании этого сценария может довольно сильно затронуть и нашу страну. Поэтому, не исключено, что динамика рынка в 2011 году все еще останется на уровне 2009-2010 годов, либо рост если и будет, то минимален, на уровне 5-15%.

Во-вторых, грандиозные планы Госфинуслуг по «зачистке» страхового рынка, целью которой было убрать «плохих» страховщиков и оставить работать «хороших», так и не сбылись. И это несмотря на то, что комиссия обещала реализовать свой замысел несколько раз и под разными предлогами (тотальная ревизия всего рынка, аудиторские проверки). Тем не менее, эффекта, кроме возмущений и скандалов со стороны страховщиков, это все равно не дало. И велики подозрения, что в 2011 году количество недобросовестных игроков на рынке существенно не сократится. Разве что будет небольшой отток тех компаний, которые решает свернуть деятельность самостоятельно, а также тех, которые не смогут работать согласно требованиям Налогового кодекса.

В-третьих, автострахование очевидно так и останется главным видом, на который будут делать ставку страховые компании, ведь «моторка» приносит страховщикам львиную долю платежей, и отказаться от них – равносильно смерти. Особенно это касается ОСАГО, которое после роста стоимости стало для многих компаний ключевым видом страхования, и как раз «автогражданка» в 2011 году будет выходить на первый план. Другой вопрос, как это все отразится на убыточности и платежеспособности страховых компаний? Ведь большая доля автострахования (40-50% и выше) – это риск дестабилизации работы любого страховщика, которое может в связке с не совсем адекватной тарифной политикой довести страховую компанию, даже самую крупную и стабильную, до разорения.

В-четвертых, так и не начавшаяся волна банкротств страховых компаний очевидно уже обошла отечественный страховой рынок стороной. Тем не менее, есть вероятность, что отдельные страховщики, которые так и не могут выйти из «штопора», переживая существенное падение премий, сокращение резервов и чрезмерно высокий уровень выплат и убыточности, будут вынуждены либо ликвидироваться, либо продаваться за бесценок, или сливаться с более сильными игроками. Также, очевидно, продолжится концентрация рынка, когда большую долю на нем будут занимать крупнейшие 20-30 страховых компаний.

В-пятых, так как 2010 год стал неким затишьем в плане динамики страховых тарифов, не исключено, что в 2011 году ценовую политику пересмотрят многие страховщики. По крайней мере, если говорить о медстраховании, то рост цен на него в пределах 10-15% страховые компании прогнозировали еще в октябре-ноябре 2010 года. Что касается «каско», то здесь ситуация во многом будет зависеть от динамики кредитного и автомобильного рынков, а также от убыточности страхования. Поэтому, если рост цен и не станет повсеместным, то у некоторых компаний он все равно будет иметь место и достигнет 10-20%.

Разумеется, точно оценить и предугадать ситуацию на рынке крайне сложно. Но, если учесть, что по сути кардинальных изменений ни в регуляторном, ни в законодательном плане за прошедшие 2 года не произошло, равно как и сохранились прежние, далеко не всегда честные принципы игры среди страховщиков, каких-либо революционных свершений ждать пока что не приходится.

По материалам Финансы без купюр



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK