Во многих странах «интернет-сегмент» в розничной торговле уже сформирован, а права потребителей защищены рядом специальных регуляторных актов. В частности, в Германии клиенты интернет-магазинов имеют даже более широкие права, чем покупатели в «обычных» магазинах. В течение трех недель вернуть купленный через интернет товар можно вообще без всяких объяснений. Ведь покупая его, клиент видит только фотографию и может быть введен в заблуждение.
Недавно Верховный суд Германии создал очередной прецедент, дополнительно расширив права «онлайн-покупателей». А все потому, что жена одного из жителей Берлина после трех ночей на купленном в интернете водяном матрасе приказала мужу вернуть товар продавцу. Не потому, что был какой брак. Просто «водяной матрас - это не для меня», решила женщина. Мужчина отпустил покупку почте продавцу. Однако вместо суммы в 1265 евро, ему предложили вернуть только 258. Мол, матрас использован и его уже не продать по цене нового.
Супруги обратились в суд. Тяжба длилась долго, пока Верховный суд Германии постановил: вещи, приобретенные по телефону или в интернете могут быть испытаны покупателем и даже при отсутствии каких-либо претензий относительно качества возвращены с возмещением полной суммы. Ведь во время «дистанционной» покупки, в отличие от посещения магазина, возможности протестировать товар человек нет. Таким образом интернет-магазин был вынужден вернуть всю сумму, как и предусмотрено законодательством о защите прав потребителей.
В украинском законодательстве отдельной статьи о защите прав потребителей в сети просто не существует, объясняет Александр Ладыгин, директор всеукраинской общественной организации «Качество жизни». «Принципиальной разницы между интернет-магазином и «простым» магазином я не знаю, работают те же 14 дней - период за который покупатель имеет право без особого объяснения причин обменять товар, если он не был в употреблении, в нормальной форме, новый. В законе о защите прав потребителей отдельного понятия об "интернет-магазине" нет ", - говорит Ладыгин.
Стоит покупать только в «цивилизованных» он-лайн магазинах, предостерегает специалист. «Проблема с интернет-магазинами заключается в том, что большинство из них, к сожалению, не является интернет-магазинами - это просто какая-то виртуальная штука, у которой нет ни офиса, ни определенного физического адреса, иногда даже телефонов нет, есть только ICQ или электронная почта. Вы вообще не знаете с кем вы общаетесь, вам привезут товар, дадут бумажку, на нем будет печать некоего «ЧП Свинтопрулькин», и все, а этого предприятия вообще нет », - возмущается Александр Ладыгин.
То есть, перед тем, как заказывать онлайн, скажем, водяной матрас, следует прежде всего убедиться, есть ли у магазина офис, телефон и директор. При наличии всех признаков обратите внимание на то, как с вами общаются. «Там, где общаются плохо - лучше не покупать. Если продавцы ведут грубо и не отвечают на простые вопросы - отклоняйте заказ. В таком магазине у вас нет шансов вернуть свои деньги», - предупреждает Ладыгин.
Покупать надежно и с гарантией в Украину все же можно, уверяют в Ассоциации участников электронного бизнеса Украины. Объединение создало базу легально действующих интернет-шопов. Порядочность онлайн-магазине теперь можно проверить с помощью специального сервиса, рассказывает председатель правления ассоциации Павел Седелев. «Мы создали сервис, на котором даем возможность предпринимателям разместить документацию и дать доступ к ней потребителю. Перед тем как приобрести товар, покупатель может посмотреть - какой Иван Иванович его обслуживает, где он зарегистрирован, какой у него телефон, адрес. В случае претензий, он знает, на кого писать жалобу ».
Эта «карта добропорядочности предпринимателя» - вполне добровольный шаг навстречу покупателю, говорит Седельов. По его словам, на сегодня лишь 50 виртуальных магазинов Украины готовы показать все свои документы. Однако в Ассоциации участников электронного бизнеса убеждены, что таких будет становиться больше.
По материалам http://www.dw-world.de