«Во-первых, мы внесли предложение, чтобы учебный год в выпускных классах средней школы заканчивался почти на месяц раньше — к 1 мая, — с тем, чтобы май и июнь были полностью посвящены государственной аттестации и внешнему независимому тестированию», — говорит Игорь Ликарчук. В этом году, как все, наверное, помнят, имела место временная накладка: тестирование началось уже в апреле и длилось до конца мая, из-за чего выпускникам приходилось разрываться фактически на три фронта: готовиться и сдавать тесты, что само по себе было для них серьезнейшей нагрузкой, при этом параллельно доучивать материал школьной программы, а потом еще и успевать между тестами сдавать выпускные экзамены за курс средней школы.
А вот сроки для регистрации участников тестирования остались практически те же: с 1 ноября до 1 марта. По опыту этого года, четырех месяцев вполне достаточно, чтобы не только определиться со стратегическим выбором специальности, но и несколько раз поменять его. В прошлом году, напомним, регистрацию пришлось закрыть 20 февраля, поскольку на техническую подготовку к тестированию оставалось слишком мало времени.
Максимальное количество тестов, которые сможет пройти каждый участник тестирования, предлагается увеличить с трех до пяти. Хотя поначалу были предложения ограничиться максимум четырьмя. С одной стороны, такое решение было принято, чтобы уйти от разговоров, что учеба в старших классах превращается в подготовку к тестированию по небольшому количеству предметов. Но, с другой, это большой плюс для самих ребят, поскольку было много нареканий, что трех сертификатов слишком мало для маневра между разными вузами и специальностями.
А вот возможности пройти еще больше тестов, скорее всего, не будет даже на платной основе. Дело в том, что отпущенных двух месяцев очень мало, чтобы качественно провести тестирование на указанных условиях. Ведь общее количество потоков остается то же — 11, хотя количество дисциплин вроде бы и уменьшилось до 8 наименований за счет исключения из списка зарубежной литературы, всемирной истории, основ правоведения и основ экономики. Но с учетом того, что тестирование придется проводить отдельно по каждому из четырех иностранных языков (английскому, немецкому, французскому и испанскому) потоков все равно выходит 11.
Обязательно будет и пробное тестирование, которое проводится за счет тестируемых или юрлиц. Также по Условиям приема общее количество сертификатов, по которым можно будет поступить в вуз, предполагается увеличить с минимум одного до минимум двух (включая украинский язык и литературу).
То есть, каждому абитуриенту надо будет иметь не менее двух сертификатов, а всего он сможет их получить не больше пяти.
Среди важных новшеств — предоставление выпускникам возможности засчитывать результаты тестирования по всем пяти предметам в качестве аттестации за курс средней школы. В том числе по двум из них — украинскому и математике (или истории Украины) — в обязательном порядке. А по остальным трем дисциплинам ученик волен выбирать, намерен ли он еще раз напрягаться, сдавая госэкзамены, или просто в аттестат пойдет оценка из сертификата. (Более высокий балл аттестата может пригодиться в спорных случаях при одинаковом суммарном балле сертификатов.) Причем те, кто учился в классах естественно-математического или универсального профиля должны будут сдавать тест по математике, а из классов с филологическим, общественно-гуманитарным и художественно-эстетическим уклоном — по истории Украины.
Правда, против такой «обязаловки» могут возникнуть возражения, мол, абитуриент имеет полное право круто изменить свое будущее, подав документы в вуз совсем иного профиля. Тогда он все равно наберет нужные сертификаты из 5-ти возможных.
В этом году было довольно много случаев фальсификации и подделки сертификатов. Центр тестирования планирует изменить саму форму сертификата, которая исключит какие-либо варианты его подделки. Есть задумка также внедрить принципиально новую систему общения с участниками тестирования и просто посетителями сайта. Чтобы каждый участник тестирования после регистрации получил на сайте свою персональную страницу, куда будет доступ только по персональному коду. Через нее он и будет общаться с центром, а центр — с ним. Там же предположительно будут впоследствии размещены и результаты тестирования. В этой связи было специально проведено исследование на предмет доступности интернета в сельских школах. Оказалось, что в любом селе, где есть почтовое отделение, есть доступ в интернет.


