Первое, что признали автоторговцы, - после блестящих января и февраля продажи весной начали снижаться. Сокращение продаж, по их мнению, вызвано двумя главными обстоятельствами.
Первое – покупатели бюджетных автомобилей столкнулись с тем, что часть дохода, которую они могут направить на погашение автокредита, сократилась по причине роста затрат на удовлетворение повседневных потребностей(галопирующая с начала года инфляция!).
Второе – ограничение на сроки и условия автокредитов, а также рост ставок по ним.
В связи с этим очень кстати оказалось вступление Украины в ВТО и сопутствующее снижение таможенных пошлин. Причем нынешние кампании по снижению цен на автомобили « в связи со вступлением в ВТО», конечно радуют покупателей, но фактически проходят за счет того, что продавцы приняли решение «авансом» переписать ценники. Ведь растаможенные на новых условиях авто попадут в салоны не ранее начала июля.
Что касается автокредитов, то они действительно стали менее доступны, резко сократилось количество банков, предоставляющих кредиты с нулевым начальным взносом и кредитную карточку, которой клиент мог оплатить сопуствующие расходы(страховка и прочее). Все эти тенденции имеют под собой вполне объективную почву. С одной стороны, банки испытывают ресурсный голод, с другой – 2007 год был отмечен резким ростом выдачи автокредитов и потому некоторый откат был просто неизбежен.
Страховщики, в свою очередь жаловались на то, что вынуждены платить банкам высокие комиссионные за получаемые договора автоКАСКО. Иногда даже такие комиссионные использовались для того, чтобы «спрятать» часть кредитной ставки в тарифной ставке по договору автоКАСКО. Кроме того, страховщики отмечают резкий рост убыточности данного вида страхования – поскольку приток новых клиентов замедлился, а число страховых случаев по ранее заключенным договорам растет.
В результате весьма живого обсуждения присутствовавшие на круглом столе «Вызовы-2008: взаимодействие автоимпортеров, дилеров, банкиров и страховщиков в интересах развития автомобильного рынка в Украине» пришли к следующим выводам:
- необходимо вести разъяснительную работу среди потребителей с тем, чтобы они трезво оценивали свои материальные возможности, что позволит избежать отказов от погашения автокредитов, более рационального подхода к выбору условий по договорам автоКАСКО;
- необходимо провести многостороннюю дискуссию между предствителями автомобильного и финансового рынков с целью выработки единых принципов взаимодействия автоторговцев, банкиров и страховщиков.
Организаторы круглого стола – журнал для частных инвесторов и потребителей «Деньги» выражает признательность представителям банка «Крещатик», страховой компании «ИНГО Украина» и компании «Атлант-М Китайские автомобили» за активное участие в дискуссии и высказанные замечания.

