Противостояние Министерства финансов и парламентского комитета по налоговой и таможенной политике вокруг налоговой реформы с трудом выбирается из тупика. На совместной встрече сторон, которая прошла 25 ноября, представители финансового ведомства отказались идти на компромисс с депутатами. «Минфин настаивает на своем проекте, текст которого держит в секрете», - пожаловалась председатель профильного комитета Нина Южанина.
Читайте также: На сайте Минфина опубликован проект закона о налоговой реформе
При этом глава Минфина Наталья Яресько говорит о том, что технический проект реформы уже согласован с МВФ, в том числе, уменьшение границы бюджетного дефицита до 3,7% ВВП (прогноз по итогам 2015 года – 4,2% ВВП), а также сокращение госдолга. Кроме того, по словам министра, разработаны меры по сокращению и оптимизации бюджетных расходов. "По результатам анализа всех статей бюджета вместе с премьер-министром и президентом мы нашли возможность для уменьшения расходов на более, чем 60 млрд. грн. по сравнению с базовым проектом бюджета, но для воплощения этих изменений в жизнь нам нужна будет широкая поддержка депутатов и общественности", – цитировал «Интерфакс-Украина» министра финансов.
Причем спикер Верховной Рады Владимир Гройсман назвал крайнюю дату, до которой проект реформы должны были зарегистрировать в парламенте – 2 декабря. Тем не менее, главный вопрос, за какую версию будут голосовать депутаты, новую или ту, что комитет Южаниной зарегистрировал под №3357 еще 26 октября, остается открытым.
Доработка реформы усложняется еще и тем, что Минфин не хочет выкладывать карты на стол. Хотя замминистра финансов Елена Макеева призналась: правительство продолжает настаивать на своей версии «Ключевые налоги по ставке 20%», и напрочь отметает механизм распределенной прибыли, либерализацию налога на доходы физлиц с базовой ставкой на уровне 10%, а также действующую модель упрощенки. Как и в сентябре, министерство выступает за снижение предельного порога применения единого налога до 2 млн. грн. и намерено запретить его использование юридическими лицами (кроме аграриев). В итоге, 155 тыс. юрлиц перейдут на общую систему – по словам Макеевой.
Также Министерство финансов ссылается на премьера Арсения Яценюка, который взамен на снижение ставок требует изыскать резервы для сокращения бюджетных расходов.
Нина Южанина апеллирует тем, что нормы законопроекта №3357 уже спустя полгода после их вступления в силу дадут эффект «детенизации» экономики, что в свою очередь окажет благотворное влияние на рост ВВП.
Только вот бизнес не выражает особого восторга ни по поводу идей Минфина, ни в отношении некоторых предложений комитета Рады. Например, Южанина не видит необходимости в отмене или отсрочке применения НДС-счетов, считая этот механизм вполне работоспособным. А также настаивает на отмене спецрежима по НДС для аграриев (причем уже сразу с 2016 года) и по-прежнему продвигает идею создания отдельных условий работы мелких предпринимателей (которые предоставляют бытовые услуги, занимаются народными промыслами) на общей системе налогообложения с минимальным администрированием.
Предприниматели считают, что оптимальной будет некая гибридная модель, которая вместе с послаблениями для бизнеса оставит должную степень контроля уплаты налогов. Кроме того, эксперты указывают на то, что соотношение ВВП и перераспределяемых через госбюджет финансовых потоков в Украине просто огромно: 52% против 39–40% в развитых странах и государствах Восточной Европы. И проект Министерства финансов эту систему практически не меняет, оставляя в госсекторе около 47% ВВП. А это исключает шансы на восстановление экономики в 2016 году.
Впрочем, не исключено что у налоговой реформы появится еще один автор – администрация президента. Лидер фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко заявил, что компромиссный проект может быть подготовлен совместной рабочей группой парламента и правительства. И в компромиссном не исключено снижение ставок некоторых ключевых налогов, а также налоговая амнистия для тех, кто пройдет процедуру декларирования имущества и активов. Вопрос лишь в том, как можно подготовить альтернативный проект за считанные дни, когда сроки бюджетного процесса уже давно сорваны и времени на изменения попросту нет.
Статус реформы «на сегодня»
-
Минфин отстаивает идею «Все по 20%» и требует ликвидировать упрощенку;
-
комитет Южаниной отстаивает свой проект №3357 и обещает детенизацию уже спустя полгода;
-
эксперты намекают на высокий уровень госиздержек (52% ВВП) и рекомендуют урезать их минимум на 10%;
-
бизнес ратует за налоговые послабления и внятное администрирование;
-
Администрация Президента намерена принудить спорщиков к компромиссу.