Заседание парламента 2 марта прошло под негласным девизом «реформы продолжаются, экономика буксует». Депутаты принимали пакет законопроектов в рамках договоренностей с МВФ. Часть из них – давно назрели и перезрели. Часть – из серии «лучшее из худшего». Разбираемся.
Одним из ключевых документов стали изменения в госбюджет-2015. Правда, вместо планируемого секвестра, депутаты напротив увеличили план поступлений и расходную часть казны. Министр финансов Наталья Яресько объяснила, что это связано с увеличением расходов на субсидии, а также дополнительной финансовой помощи беженцам из восточных регионов Украины. Впрочем, все это так или иначе ляжет на плечи налогоплательщиков. А также скажется на состоянии экономики: теперь в бюджете заложено снижение ВВП в 2015 году на 5,5%, а инфляция на уровне 26,5%. Однако, Кабмин опубликовал через несколько дней более радикальный прогноз/
Не меньший резонанс вызвал закон об изменениях в пенсионной системе. Правда, скандальную норму об увеличении пенсионного возраста до 65 лет вычеркнули. Но зато ввели налогообложение пенсий работающих лиц (если пенсия превышает полтора прожиточных минимума – см. табл.). Вплоть до 1 января 2016 года. Также парламент ввел запрет на выплату спецпенсий работающим пенсионерам: госслужащим, депутатам, судьям, прокурорам.
Еще одним законопроектом Рада ликвидировала налогообложение благотворительной помощи переселенцам из зоны АТО и Крыма, но при этом увеличила ставки ренты за добычу газа. НАК «Нафтогаз» получит большие полномочия в борьбе с должниками (вплоть до ограничения поставок газа теплокоммунэнерго и принудительного взыскания долгов с населения). Соответствующий законопроект был принят в первом чтении.
Помимо этого, депутаты усилили ответственность банкиров (топ-менеджеров, собственников банков) за доведение финучреждений до банкротства, повысили уровень защиты прав инвесторов и акционеров, в очередной раз пересмотрели механизм взимания единого соцвзноса (упростили некоторые критерии по применению т.н. «льготы», а также дали право уменьшить в 2016 году размер ЕСВ на 60% всем работодателям), увеличили размер ежемесячной помощи малообеспеченным семьям и значительно сократили перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию (с 56-ти до 30-ти).
В то же время общее количество законопроектов, которые должен утвердить украинский парламент согласно договоренностям с МВФ, почти двое больше. «Деньги» будут следить за ситуацией и детально освещать действия правительства, а также решения Верховной Рады, связанные с выполнением требования фонда.
Законопроекты, принятые Верховной Радой для получения кредита МВФ
№ документа | Суть | Ключевые нормы |
№2212 | Изменения в пенсионной системе | Налогообложение пенсий работающим пенсионерам (если пенсия более 1423 гривен/месяц) на срок до 1 января 2016 года; отмена с 1 июня 2015 года спецпенсий работающим депутатам, госслужащим, судьям, прокурорам. |
№2147 | Пересмотр госбюджета-2105 | Увеличение издержек госбюджета на 6,6%, плана поступлений – на 4,6%; предельный дефицит вырос до 76,3 млрд. гривен, предельный госдолг – до 1,4 млрд. гривен; прогноз падения ВВП в 2015 году – 5,5%, инфляции – 26,5%. |
№2213 | Изменения в Налоговый кодекс | Освобождение благотворительной помощи, которая направляется в адрес беженцев из зоны АТО и Крыма, от уплаты налога на доходы физических лиц; повышение ставки ренты за добычу газа с 20 до 70% для компаний, в которых государство владеет 50%+1 акция. |
№2214 (первое чтение) | Стабилизация финсостояния НАК «Нафтогаз Украины» | НАК получит право принудительно взыскивать долги за потребленный газ; ограничение подачи газа предприятиям-должникам; разработка механизма реализации задолженности перед «Нафтогазом» на аукционах. |
№2085 | Усиление прозрачности банков | Ужесточение требований к раскрытию структуры собственности банка, в т.ч. обнародование данных о ключевых владельцах; уголовная ответственность для руководителей и связанных с банком лиц (лишение свободы до 5 лет) за доведение банка до банкротства с обязательством компенсировать убытки. |
№2263 | Защита малообеспеченых семей | Повышение с 1 апреля 2015 размера государственной социальной помощи малообеспеченным семьям на каждого ребенка в возрасте до 13 и от 13 до 18 лет, на 250 гривен и 500 гривен соответственно. |
№1863 | Пересмотр механизма начисления ЕСВ | Для применения понижающего коэффициента 0,4: минимальный платеж на одно застрахованное лицо должен быть не меньше, чем средний платеж в 2014 г. (было – не менее 70 гривен); база начисления ЕСВ в 2015 г. должна быть повышена на 20% (было – на 30%); расширен круг субъектов, которые имеют право на льготу по соцзвносу. |
№2259 | Защита прав акционеров | Введение производного иска (право миноритарного акционера подать иск в интересах АО о возмещении убытков); внедрение ответственности должностных лиц хозяйственных обществ за причинения вреда компании/предприятию своими действиями. |
№0934 | Дерегуляция бизнеса | Сокращение видов предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию в Украине, с 56 до 30; упрощаются процедуры по выдаче и отзыву лицензий. |