Репортаж налогоплатильщика: как сдавали отчетность за 2014 год

Репортаж налогоплатильщика: как сдавали отчетность за 2014 год

Просторный обычно холл Деснянского территориального управления Государственной фискальной службы в Киеве был до отказа забит людьми. Чтобы протиснуться сквозь озлобленную толпу, приходилось принимать форму камбалы и мелкими шагами, аккуратно работая локтями, пробивать себе живой коридор. На календаре был понедельник, 9 февраля 2015 года. Один из последних дней подачи налоговой отчетности для малого и среднего бизнеса. Казалось бы именно этим можно объяснить тот Армагеддон, который творился в первой половине февраля в большинстве подразделений ГФС Киева, и не только.

Судный день

«Единоналожникам» всегда проще. Поэтому для меня не составляло труда раз в три месяца съездить в налоговую, потратить на это максимум полчаса, но зато передать документы из рук в руки. И получить взамен «корешок», который станет надежной индульгенцией на случай, если в фискальной службе что-то напутают. Причем, как любой ленивый человек, я всегда оттягивал сдачу «бумажек» на последний момент. Так произошло и в этот раз.

Уже подъезжая к налоговой я почувствовал неладное. Вся парковка была забита машинами, которые стояли в два ряда, поэтому пристраиваться пришлось в ближайшем дворе, уткнувшись капотом в сугроб. А прямо возле входа в здание ГФС и вовсе разыгралась настоящая драма: из распахнувшейся двери выскочил мужчина, который размахивал увесистой папкой с бумагами и нецензурными выражениями поносил налоговиков на чем свет стоит.

Фото: сдача отчетности за 2014 год обернулась огромными очередями/dengi.ua

Когда я добрался до входа, его реакция стала мне вполне понятна: в помещении налоговой было тесно и душно, как в метро в час пик. Толпа практически не двигалась, а большая часть присутствовавших с обреченными лицами смотрела на табло, где отображались номера электронной очереди и окошки для сдачи отчетов, к которым вызывали налогоплательщиков.

У женщины, теснившейся рядом, в руке была бумажка с номером 770. Нехитрые расчеты подтвердили опасения: передо мной еще минимум человек 200. Но я решил попытать счастья и отправился к терминалу, который выдавал билетики. Аппарат выплюнул мне в руку чек с номером 133. «Не радуйтесь, пририсуйте к нему еще цифру один. Очередь уже давно перешагнула за 1000», – посоветовал стоявший рядом парень, который смотрел на меня с нескрываемым сочувствием.

Кому билетик?

Даже несмотря на то, что минимум половина тех, кто пришел сдавать отчетность незадолго до меня, явно развернулась и ушла, я прекрасно понимал, что за два часа, которые остались до конца рабочего дня, налоговики не успеют принять даже 100 человек. Хотя количество людей, питавших надежду успеть в срок, было явно в разы больше.

Поэтому решил действовать по старинке и попытать счастья у своего налогового инспектора. Пару раз, опоздав с отчетами на день-два, мне удавалось уговорить ревизора, и за символическую пачку бумаги отделаться от штрафа. Но и здесь не повезло: дверь знакомого кабинета встретила меня замком и листком бумаги, который советовал предпринимателям, зарегистрированным на моей улице, искать счастья этажом ниже.

Очередная зарядка по просачиванию сквозь раздраженную толпу – и я возле нужного кабинета. Там меня встретили две скучающих сотрудницы, в глазах которых читались явное уныние и грусть всего славянского народа.

Фото: сдача отчетности за 2014 год обернулась огромными очередями/dengi.ua

«Мне бы вот отчеты сдать как-то побыстрее…», – робко начал я. «Так идите и стойте в очереди, вместе со всеми. Или предлагаете постоять за вас?» – не очень любезно отозвалась одна из сотрудниц налоговой. «А толку стоять, если там несколько сот человек, а приемное время заканчивается через полтора часа?», – начал заводиться я. «Ну так кто вам виноват. Нужно было думать раньше или отправлять почтой!», – отрезала инспектор и уткнулась в монитор.

По старинке надежнее

Ждать было бесполезно. Только портить себе нервы и тратить зря время. Кроме того, напряжение в толпе увеличивалось. То тут, то там вспыхивали мини-митинги. Чаще всего возмущались свежими новшествами в Налоговом кодексе, вступившими в силу с 2015 года. Это касается не только «упрощенки», но и НДС, и злосчастного ЕСВ. Очень сильно негодуют розничные торговцы, которых налоговики с января обязали платить 5%-й акциз, но не предоставили внятную методику его начисления.

Поэтому многие, кто сдавал отчеты по почте или в электронном виде, ринулись в ГФС, чтобы перестраховаться. Кроме того, до 20 февраля юридические лица должны самостоятельно подать декларацию по налогу на недвижимость на текущий год. Это тоже спровоцировало очереди.

Конечно, фискалы могут резонно заметить, что давно пора оформить электронный ключ (ЭЦП – электронная цифровая подпись) и сдавать отчеты онлайн. Но я не понаслышке знаю, как работают серверы ГФС и что ситуации, когда отчет уходит, а налоговая его не получает, – сплошь и рядом. Например, по словам моих товарищей по несчастью в очереди, уже с первых чисел февраля серверы ГФС вновь оказались перегружены, что вынудило многих предпринимателей и бухгалтеров ехать в налоговую, дабы не влететь в штраф.

Да, можно потратиться на ЭЦП от сторонних провайдеров, но я не понимаю, зачем платить что-то еще, когда ГФС за уплаченные налоги не может организовать нормальный и безболезненный прием отчетности. Причем ни физически, ни в электронном виде.

Для меня история закончилась не очень радужно: придется раскошелиться на 340 гривен штрафа за просроченную отчетность по единому налогу, а также ЕСВ. Сумма не то, чтобы катастрофическая. Но теперь дело принципа добиться комментариев со стороны ГФС: с чем же это был связан коллапс при сдаче годовой отчетности в начале февраля. И как фискальная служба намерена решать возникшую проблему. Ведь первый квартал уже почти на излете.

P.S. Кстати, по словам тех, кто сдавал отчеты с опозданием, ситуация с очередями все равно осталась напряженной.

«Деньги» продолжают следить за ситуацией.

Говорят очевидцы:


Наталья Соловьева, Печерский район

Последние месяцы походы в налоговую возвращают меня на 10 лет назад. Очереди все больше и больше. Сервис «ненавязчивый». Например, чтобы попасть в здание Печерской ГФС, пришлось потратить час, получить талоны электронной очереди – столько же. Да, можно все спихнуть на последний день сдачи отчетов. Но проблема в другом: очень многим плательщикам неудобно переходить на электронное обслуживание, а у многих просто серверы не принимают отчеты. Коллеги из других районов рассказывали, что им даже приходилось занимать очередь в 4-5 часов утра, чтобы успеть подать все необходимые бумаги до конца дня. Инспекторы злы и раздражены. На любой вопрос или недовольство отвечают «А вы знаете, какая у нас зарплата? Вот поэтому так и работаем!».


Алексей Ходаков, Киево-Святошинский район

Очередь растянулась на два этажа, люди стояли, где только было место. Отчетность принимали четыре окна, но на них не было никаких опознавательных знаков. В итоге несколько раз получалось, что человека, который прождал пару часов, отправляли ни с чем, потому что в этом окне такую-то форму не принимают. Либо оказывалось, что отчет в любом случае нужно визировать у инспектора. Хотя об этом никто не предупреждал, и никакого объявления на сей счет, конечно же, нет. А значит, снова нужно становиться в многочасовую очередь. Не говоря уже о том, что весь процесс шел очень медленно, так как постоянно зависали компьютеры, сбоила база. Кроме того, некоторых людей явно проводили без очереди: ниоткуда появлялась одиозного вида дама, которая нагло расталкивала очередь и кричала «Это срочно, пропустите!».



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK