Корреспондент: Возвращение 90-х. Конфликт вокруг супермаркетов Амстор

В условиях боевых действий на востоке, кризиса и правового вакуума за этим скандалом могут последовать и другие, не менее громкие, пишет Елена Романюк в №5 журнала Корреспондент от 6 февраля 2015 года.

Конфликт вокруг одной из крупнейших продуктовых сетей Украины, Амстор, получил огласку в конце декабря. Но еще в ноябре журналист Алексей Мацука опубликовал фотографии чеков из донецких магазинов сети, в которых пропало название ТД Амстор, а также не был указан размер НДС, что говорило о том, что магазины работают в законодательном поле так называемой «ДНР».

Изменения в работе магазинов оказались сюрпризом для главного акционера сети — Смарт-Холдинга бизнесмена Вадима Новинского, что стало причиной для проведения финансового аудита работы всей сети.

«Мы увидели, что со счетов предприятий Амстора деньги переводились на подставные компании», — рассказали Корреспонденту в Смарт-Холдинге.

Попытка провести товарный аудит и проверить первичные документы успехом не увенчалась. Аудит и работа супермаркетов были заблокированы группами вооружённых людей в магазинах, расположенных и довольно далеко от зоны АТО

Попытка провести товарный аудит и проверить первичные документы успехом не увенчалась. Аудит и работа супермаркетов были заблокированы группами вооружённых людей в магазинах, расположенных в том числе и довольно далеко от зоны АТО.

Сведения о прекращении работы супермаркетов Амстор поступали из Киева, Мариуполя и Запорожья. Смарт-Холдинг идентифицировал неизвестных как активистов организации Сила нации (ранее — Правый сектор Запорожья).

Новый игрок

Неизвестные с оружием появились в магазинах в качестве представителей миноритарного акционера и управляющего сети Владимира Вагоровского. Смарт-Холдинг утверждает, что Вагоровский обкрадывал компанию и планировал перевести магазины в собственность другой компании через подставные юридические лица.

 

«В ходе аудита сети магазинов собственник выявил многочисленные нарушения и факты мошеннических действий со стороны менеджмента компании, что стало причиной отстранения от управления Владимира и Александра Вагоровских, — сообщили в пресс-службе Смарт-Холдинга. — По версии основного акционера, Александр Вагоровский (брат Владимира Вагоровского и и. о. директора), пользуясь служебным положением и без согласования с другими акционерами перечислил со счетов Амстора миллионные суммы в пользу компаний, учредителями которых являются родственники братьев Вагоровских. Один из таких примеров — на протяжении 2014 года ТД Амстор перечислил частями 24 млн грн в пользу компании Фоксвипеймент, учредителем которой является гражданская жена Владимира Вагоровского Валерия Бондаренко. Далее эти средства в виде ссуды были переданы Вагоровскому для приобретения квартиры в столичной высотке по ул. Грушевского в Киеве».

Также, по данным Смарт-Холдинга, Владимир Вагоровский за счёт средств Амстора приобрел лично для себя Mercedes стоимостью 1,8 млн грн. Но машина находилась в собственности торговой сети, и это не устраивало Вагоровского. От имени Амстора он продал автомобиль своему водителю за 550 тыс. грн с тем, чтобы оставить машину себе.

Прямой ущерб компании составил 1,25 млн грн. Попытка владельца торговой сети поменять директоров и навести порядок в компании привела, как уже упоминалось, к захвату магазинов, различным провокациям и хакерской атаке на компьютерную систему сети.

В итоге ситуация стала для основного акционера патовой: холдинг является мажоритарным акционером сети, ему удалось сменить директоров, однако возможность провести аудит блокирована в силу того, что в магазинах находятся вооружённые люди.

Коллективу запретили выходить на рабочие места. Выручка не инкассировалась, скрывалась дома у сотрудников. Им давались указания по уничтожению финансовых документов

«Вагоровские дезинформировали коллектив, рассказали им про «ужасных рейдеров», заменили телефонные номера всех сотрудников. Коллективу запретили выходить на рабочие места. Выручка не инкассировалась, скрывалась дома у сотрудников. Им давались указания по уничтожению финансовых документов», — рассказали в Смарт-Холдинге.

 

Информационную блокаду удалось прорвать посредством встречи с трудовым коллективом шести магазинов в Запорожье, анонсированную в СМИ. Председатель наблюдательного совета Смарт-Холдинга Алексей Пертин призвал сотрудников Амстора принять активное участие в возобновлении нормальной работы сети, не поддаваться на провокации Владимира Вагоровского, не выполнять его указания по сокрытию от инкассации и налогового учёта выручки магазинов, а также по уничтожению финансовых документов.

После этого представители Смарт-Холдинга вышли на местную прокуратуру, СБУ, милицию и, заручившись поддержкой правоохранительных органов, провели переговоры с вооружёнными людьми, которые находились в магазинах. После длительных переговоров блокаду зданий сняли, и собственники смогли попасть внутрь.

«К сожалению, в магазинах мы застали неприятную картину: в кассах были сняты лотки с деньгами, вытащены жёсткие диски, вывезены серверы», — сообщили в компании.

В данный момент Смарт-Холдинг восстанавливает IT-инфраструктуру, проводит инвентаризацию, готовит магазины к «запуску». В частности, 31 января в тестовом режиме заработали два киевских магазина.

Онлайн-бои

Отметим, что журналисты неоднократно обращались за разъяснениями к представителям Вагоровских, но ответа так никто и не получил. По информации некоторых СМИ, в начале января экс-управляющие сети магазинов Амстор находились за границей, на альпийском горнолыжном курорте.

Впрочем, 13 января появилось видеообращение Александра Вагоровского, в котором он отрицал, что покинул Украину в попытке избежать уголовной ответственности.

 

«Не покидал и не собираюсь. Активно занят решением проблем компании», — заявил он.

Что касается заявлений Смарт-Холдинга, то, по словам, Вагоровского, они направлены на то, чтобы запятнать репутацию Амстора.

«Действия Смарт-Холдинга незаконны. Решения судов станут лучшим тому подтверждением. Мы уже обратились в правоохранительные органы и суды, активно работают юристы», — сообщил он.

В свою очередь представитель Смарт-Холдинга Евгений Загорулько в эфире hromadske.tv заявил, что Вагоровский предпринял попытку захватить контроль над сетью магазинов Амстор, оставив собственника 70%-й доли Новинского и другого акционера ни с чем. Вагоровский перестал с июля платить банкам по кредитам, а с сентября прекратил расчеты с поставщиками, долги перед которыми уже выросли до 300 млн грн. Он хотел перевести ритейл на другую компанию, а долги оставить главным акционерам. 

Восстановить контроль получилось только над 20 магазинами, 18 находятся в зоне АТО, не работают по украинским законам и не перечисляют выручку на счета ТД Амстор

По версии представителей Смарт-холдинга, они только предприняли меры по предотвращению такого развития событий. Восстановить контроль получилось только над 20 магазинами, 18 находятся в зоне АТО, не работают по украинским законам и не перечисляют выручку на счета ТД Амстор. Вагоровский предусмотрительно убрал эти магазины со своего сайта ещё в прошлом году.

В любом случае открытая фаза этого противостояния уже позади. Очевидной войны нет, поскольку оспорить право собственности акционеров, владеющих 85% сети, и их право изменять менеджмент довольно сложно. А вот любые действия миноритария, направленные на самостоятельное перераспределение дохода общества, расцениваются, по словам Марии Левченко, юриста юридической компании Верум Лойерс, как прямое нарушение действующего законодательства Украины.

 

В то же время Евгений Пронин, директор, управляющий партнёр юридической компании Грищенко, Пронин и партнеры, отмечает, что события, имевшие место в Амсторе, стали для него большой загадкой.

«Практическая реализация такого права (перевести магазины на других юридических лиц), которым сумел воспользоваться миноритарий, в украинском законодательстве исключена. Но однозначно заявлять о каком-либо рейдерском захвате пока нельзя. Это всё на усмотрение суда. Возможно, юристам удалось найти лазейки, отступления от общих правил и провести эту спорную процедуру. Думаю, большие судебные разборки не за горами», — прогнозирует Пронин.

Что касается сегодняшней ситуации, то 20 магазинов Амстор, расположенных на контролируемых Украиной территориях, которые пытался забрать миноритарный акционер, вернулись к двум совладельцам - Смарт-Холдингу и компании Алекса Шнайдера и Эдуарда Шифрина.

Борьба же за 18 магазинов в зоне АТО ещё впереди. И её исход зависит от того, когда Украина установит окончательный контроль над этой территорией. Хотя эхо войны за них уже достигло Верховной Рады.

16 декабря депутаты написали обращение на имя генпрокурора с просьбой разобраться с фактом финансирования Вагоровским сепаратистов. Депутаты заявили, что в зоне АТО магазины работают, но торговая выручка не инкассируется в пользу владельцев — Смарт-Холдинга и бизнесменов Шнайдера и Шифрина.

Время для конфликтов

К слову, эксперты ситуацию с Амстором считают не исключением из правил, а, скорее, тенденцией.

«Я думаю, ещё весной 2014 года существовали определённые договорённости деловых и политических элит по работе на Донбассе и в Крыму. Поэтому сначала все работали спокойно. Но потом стали давить на днепропетровские сети — Варус [в ночь с 22 по 23 июля в Донецке террористы совершили нападение на супермаркет Варус в ТЦ Донецк-Сити] и АТБ [29 сентября в Луганске в эфире радиостанции, подконтрольной сепаратистам, сообщили о «национализации» сети супермаркетов]. А сейчас война делает очередной виток, и стали давить на всех», — говорит Александр Ланецкий, генеральный директор консалтинговой компании FAS.

Эксперт считает, что это не последний конфликт с донецким ритейлером.

«Есть ещё один долго бывший убыточным проект — Брусничка. И сейчас, я думаю, его держат как социальный», — отмечает он.

Осенью в зоне АТО работали 57 из 140 супермаркетов сети Брусничка (принадлежит СКМ Рината Ахметова). При этом сеть не повышала розничные цены в этих магазинах, объясняя своё решение «социальной миссией».

В конфликтах ритейлеров пострадавшей может оказаться и ещё одна сторона — поставщики продукции

В конфликтах ритейлеров пострадавшей может оказаться и ещё одна сторона — поставщики продукции. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко рассказал, что поставлять продукцию в магазины в зоне АТО весьма проблематично. В Амстор она не поступает вообще, так как платежей за продукцию никто не вносит, и забрать остатки также никому из поставщиков не дают.

«Подобные конфликты приведут к тому, что многие поставщики останутся без денег. За счёт этих денег акционеры могут забирать свою часть из бизнеса», — говорит Дорошенко.

Не отрицают возможность роста на украинском рынке конфликтов и юристы.

«Анализ судебной практики за 2014 год показал, что количество корпоративных споров возросло в сравнении с прошлым», — отмечает Левченко.

Эксперт: И сейчас остаются предприятия, чья деятельность приносит прибыль и которые уверенно чувствуют себя на рынке. Именно они в первую очередь и попадают в группу риска возникновения корпоративных конфликтов

«Раньше много корпоративных конфликтов возникало вокруг недвижимого имущества, земли, производственных мощностей и т. д. Сейчас эти вопросы стали для подавляющего большинства уже неактуальными в силу утраты активами своей ценности. Но, безусловно, и сейчас остаются предприятия, чья деятельность приносит прибыль и которые уверенно чувствуют себя на рынке. Именно они в первую очередь и попадают в группу риска возникновения корпоративных конфликтов», — считает Сергей Авраменко, советник правовой группы Побережнюк и партнеры.

В свою очередь Пронин, как и Ланецкий, отмечает, чтоколичество конфликтов может существенно возрасти, в первую очередь на оккупированной территории.

«Отсутствие реальных механизмов защиты из-за статуса территории позволяет как мажоритариям, так и миноритариям использовать сложившуюся ситуацию для проведения незаконных операций с имуществом», — говорит эксперт.

Комментируя ситуацию вокруг Амстора, партнёр юридической компании FCLEX Олег Малиневский указывает, что в качестве сопутствующих факторов стоит упомянуть несовершенство действующего законодательства в отношении защиты прав мажоритариев, а также корпоративную историю Амстора, которая могла дать менеджменту сети какие-то преимущества.

Риск обострения корпоративных конфликтов увеличивается. В общем количество подобных споров выросло не так существенно, поскольку любой такой конфликт — удовольствие не из дешёвых

О ситуации в целом и перспективах её развития Малиневский также отмечает, что риск обострения корпоративных конфликтов увеличивается. В общем количество подобных споров выросло не так существенно, поскольку любой такой конфликт — удовольствие не из дешёвых, говорит юрист.

Однако на общем фоне резко выделяются тяжбы, так или иначе связанные с предприятиями, бывшими под контролем представителей прежней власти. Государство, кредиторы, экс-собственники таких предприятий пытаются использовать открывшиеся возможности в свою пользу, уточняет собеседник издания.

***

Этот материал опубликован в №5 журнала Корреспондент от 6 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Теги:
Амстор


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK