О чем буянят больше всего по поводу налоговых нововведений? Это НДС-счета и налоговая амнистия с последующим использованием «косвенных методов» для налогообложения физлиц. И, конечно, «азаровские» подходы к налоговой реформе – когда на голубом глазу авторы новаций считают, что снижение ставок не приведет к росту абсолютных сумм сбора налогов. Авторы реформы делают вид, что такого роста как явления не существует, а потому рассказывают о «компенсаторных механизмах». Дескать, мы единый соцвзнос уменьшили – извольте согласиться с ростом ставок налога на доходы физлиц. Лукавая это логика. Надеемся, в Раде найдутся люди, способные это объяснить «наследникам Азарова».
Но сперва о больном – об НДС. Уже с января 2015 года весь украинский бизнес должен был перейти на электронное администрирование НДС, то есть работу с так называемыми«НДС-счетами». Но в ближайшие дни Рада запросто может принять уже зарегистрированный законопроект о его переносе на 1 июля 2015 года. Или какой-то иной. Во всяком случае, с НДС-счетами кутерьма наверняка откладывается. Тем более, что даже глава Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус признал неготовность к внедрению этой системы. А ставший народным депутатом известный налоговый эксперт Александр Кирш тоже зарегистрировал законопроект, который не позволит ввести НДС-счета в январе 2015 года.
Ситуация для бизнеса и экономики в целом в связи с планировавшимся введением НДС-счетов крайне сложная. «Бизнес обеспокоен отсутствием норм о налоговом кредите, который возникнет до 1 января, – говорит Налоговый консультант международной аудиторской компании PSP Audit Иван Шевалгин. – Ведь в текущей редакции Налогового кодекса бизнес на него попросту не сможет рассчитывать».
И все равно, даже если внедрение НДС-счетов сейчас отложат, в будущем как предпринимателям, которые работают с НДС, так и крупным предприятиям нужно готовиться предоставлять отчетность по НДС исключительно в электронном виде. То есть учет будет осуществляться в разрезе выданных и полученных налоговых накладных (их бумажная форма также упраздняется), в том числе остатков на спецсчетах, которые дают право на выписку этих накладных.
Тяжести перехода
Еще одно новшество – минимальный порог для обязательной регистрации плательщиком НДС, который увеличивается с 300 тыс. грн. до 1 млн. грн. Также вводится понятие «минимальной базы НДС». «Для товаров и услуг это цена их приобретения, для необоротных активов – балансовая (остаточная) стоимость по данным бухгалтерского учета», – объясняет юрист юридической фирмы FELIX Инна Плескач.
В то же время с 2015 года будут отменены льготы, которые освобождали от уплаты НДС некоторые операции: по поставке отходов и лома черных и цветных металлов, а также макулатуры; по поставке необработанных шкур и выделанной кожи; по ввозу в Украину автомобилей «скорой помощи»; издательскую деятельность. Причем компании, которые занимаются изданием книг, лишаются еще и льготы по уплате налога на прибыль.
Сельхозпроизводители – плательщики фиксированного сельхозналога также не останутся без сюрприза. С 2015 года вводится индексация нормативной денежной оценки для определения базы налогообложения ФСН. Например, по сей день за основу берется нормативная оценка земли, которая была проведена еще в 1995 году, и за каждый гектар угодий фермер платит 3–10 грн. в год. Однако в 2015 году размер налога вырастет приблизительно в два-три раза.
Подрастет и ставка акцизного налога на алкоголь (спиртовые дистилляты и спиртовые напитки, полученные путем перегона виноградного вина, – то есть коньяки и бренди). Ставка акциза вырастет с 56,42 грн. до 59,96 грн./л, и такой ее размер будет действовать до конца 2015 года.
Ну и чтобы финансировать модернизацию энергетики – акциз на электричество. Да-да, еще один налог, вопреки декларациям о сокращении их числа. Скажем прямо: это плохая идея, фактически этот налог будут платить все, его введение приведет к дополнительным десятым процента индекса потребительских цен. Остается рассчитывать, что акциз этот просуществует недолго.
Черт из табакерки
В сентябре 2014 года депутаты прежнего созыва парламента отказались включить в повестку дня бюджетно-налоговый пакет Кабмина (см. «Деньги» от 25 сентября 2014 года). Однако правительство выдержало двухмесячную паузу и подготовило очередную порцию изменений в Налоговый кодекс. Причем новый законопроект очень сильно перекликается с тем, что был подан в Верховную Раду осенью (№ 5079). Хотя есть и существенные отличия.
Как и прежде, Кабмин намерен сократить количество налогов с 22 до 9. Будут ликвидированы сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, сбор за пользование радиочастотным ресурсом, сбор за специальное использование воды, туристический сбор. Хотя многие налоги ожидает слияние и укрупнение. Поэтому их ликвидацию можно считать лишь формальной.
Малому бизнесу сулят свободу от проверок на два года, снижение ставок единого налога. Но без внимания предприниматели все равно не останутся: «Более широко будут применяться электронные проверки, – предупреждает Инна Плескач. – Под их действие попадут почти все плательщики налогов – микро, малый и средний бизнес».
Чисто физически
К доходам физических лиц вновь будет применяться прогрессивная шкала. Если месячный доход не превышает 12,5 тыс. грн. – ставка подоходного налога составит 15%, от 12,5 до 42 тыс. грн. – 17% (на сумму превышения), более 83 тыс. грн. – 25% (также на сумму превышения). Вернут прогрессивную шкалу и пассивным доходам (хотя с августа 2014 года от нее отказались). В данном случае ставки налогообложения составят 15, 17, 20 и 25% для доходов в форме процентов, инвестприбыли, роялти, сумма которых колеблется от 150 до 996 тыс. грн. в год. Говорят, что это «плата» за снижение единого социального взноса (ЕСВ). Проблема, однако, в том, что ЕСВ собираются снижать поэтапно, а подоходный введут сразу.
Чиновники решили активнее брать налоги с обеспеченных, по их мнению, пенсионеров. Если сегодня для пенсий, сумма которых выше 10 тыс. грн. в месяц, предусмотрена ставка подоходного налога в 15%, то теперь депутаты предлагают снизить налоговый порог до пенсий, размер которых более трех минимальных зарплат (около 3770 грн.).
Согласно планам правительства, до 1 октября 2015 года налогоплательщики должны будут задекларировать все, что было «нажито непосильным трудом» и даже незаконным путем. То есть засветить любые активы как в денежной, так и имущественной форме. Причем источник происхождения сбережений указывать якобы не придется, а сама декларация будет разовой.
«Но задекларировать можно лишь те средства, которые лежат на счету в банке. Если деньги «под матрацем», то в декларацию их внести нельзя. Для этого придется разместить их на банковском счету», – объясняет член парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Оксана Продан.
Зачем это нужно? Все просто: чтобы налоговики смогли подсчитывать, по средствам живет человек или нет. С контролем трат, кстати, связано еще одно новшество: планы ввести налог на превышение расходов над доходами в размере 30%.
Например, при годовом доходе в 80 тыс. грн. налогоплательщик делает покупку на 150 тыс. грн. (допустим, автомобиль). Если человек не сможет подтвердить источник происхождения разницы (70 тыс. грн.), ему придется уплатить с нее 30% налога. Отслеживать эти траты фискалы смогут достаточно просто, так как все покупки на сумму более 10 минимальных заработных плат (около 12,8 тыс. грн.) можно будет оплатить только безналичным расчетом.
«Обрадуются» и владельцы недвижимости: налог на «квадратные метры» лишится льготы. Если сейчас хозяева квартир платят за площадь жилья от 120 кв. м, а домов – от 240 кв. м, то в 2015 году депутаты планируют взимать налог с любого метража. А также ввести налог на коммерческую недвижимость, верхнюю планку которого хотят установить на уровне 2% минимальной зарплаты (около 25 грн.) за каждый квадратный метр площади.
Действие военного налога ожидаемо планируют продлить до конца 2016 года. Его ставка вырастет с 1,5 до 2%. Кроме того, проект изменений в НКУ предусматривает повышение в четыре раза до 2% ставки сбора в Пенсионный фонд с операций по покупке иностранной валюты физлицами и отмену этого сбора для юрлиц.
Сохраняем спокойствие
Спешка, с которой новое правительство хочет «протянуть» налоговую реформу, вполне понятна: конец года на носу, а бюджета все нет. Для его доработки необходимо понимать, с какими налогами будет жить Украина.
Тем не менее, бить в тревожный гонг пока еще рано. Даже если парламент торопливо проголосует за инициативы Кабмина, многие изменения вступят в силу не раньше 2-го полугодия 2015 года. К тому же остается много вопросов, а именно о внедрении НДС-счетов, об унификации финансового и налогового учета, о судьбе «упрощенки» и единого соцвзноса и об эффективности администрирования налогов в целом.
И пока на них не будет дан ответ в том или ином законопроекте, на масштабные изменения в налоговой системе рассчитывать не стоит.
Основные направления налоговой реформы в 2015 году
Норма/положение/инициатива | Вступление в силу |
Сокращение количества налогов с 22 до 9 | 2015* |
| |
Налог на добавленную стоимость | |
Переход на электронное администрирование НДС и внедрение НДС-счетов | январь или июль 2015 |
Отмена НДС-накладных на бумажных носителях | январь или июль 2015 |
Порог для обязательной регистрации плательщиком НДС вырастет с 300 тыс. грн. до 1 млн. грн. | январь 2015 |
Отмена целого перечня льгот по НДС | январь 2015 |
Для малого и среднего бизнеса | |
Внедрение механизма электронных проверок для малого и среднего бизнеса | 2015 год |
Двухлетние каникулы на проверки малого бизнеса | 2015 год |
Сокращение размеров единого налога | 2015 |
Внедрение кассовых аппаратов для упрощенцев второй и третьей групп | после принятия соответствующего законопроекта |
| |
Налог на доходы физлиц | |
Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц (в т. ч. пассивных) | после принятия соответствующего законопроекта |
Разовое декларирование сокрытых доходов, в т. ч. полученных незаконным путем | после принятия соответствующего законопроекта |
Увеличение налоговой социальной льготы вдвое – до размера прожиточного минимума | январь 2015 |
Налогообложение любой недвижимости, независимо от площади (также и коммерческой) | после принятия соответствующего законопроекта |
Внедрение 30-%-го налога на существенное превышение расходов физлица над его доходами | после принятия соответствующего законопроекта |
Пролонгация военного налога и увеличение его ставки с 1,5 до 2% | до 2016 года |
Пенсионный сбор с операций по покупке наличной валюты физлицами вырастет в 4 раза (до 2%) | после принятия соответствующего законопроекта |
Акцизы | |
Акциз на электроэнергию (3,2% стоимости) | после принятия соответствующего законопроекта |
Возврат акциза на переоборудование транспортных средств | после принятия соответствующего законопроекта |
Для агробизнеса | |
Отказ от фиксированного сельхозналога | после принятия соответствующего законопроекта |
Индексация нормативной денежной оценки для определения базы фиксированного сельхозналога | январь 2015 |