Электрокары: сколько стоят покупка и владение

Электрокары: сколько стоят покупка и владение

Среднестатистический автовладелец тратит на содержание автомобиля около 20 тыс. грн. ежегодно. Да-да, именно такая сумма вытекает из кармана на топливо при годовом пробеге в 15 тыс. км, а также на техобслуживание, замену резины и прочие мелочи. Дорого? Бесспорно. Да еще и не добавляет пользы окружающей среде. Другое дело электромобиль: не чадит, не рычит и почти не ломается. Однако авто на электрической тяге пока что экзотика даже в развитых странах, не говоря уж об Украине, где в общей сложности по дорогам колесят лишь около 400 электрокаров. Но их число растет лавинообразно.

Тихо, не спеша

Двигатель электромобиля хорош всем: работает тихо, не требует регулярной замены масла, не капризничает из-за качества топлива, не угрожает чистоте воздуха, в конце концов. Однако недостаток все же есть. Силовые агрегаты серийных электрокаров зачастую имеют недостаточную мощность. Около 10–20 кВт, что в переводе на лошадиные силы равно 13–26 единицам. При таких параметрах максимальная скорость автомобиля не превысит 50–70 км/ч. Например, подобными характеристиками обладают авто начального уровня от производителя Selena. Модель EC-4 оснащается мотором мощностью 5 кВт, модели EC-5 и EC-6 – двигателем 4 кВт.

Если хочется чего-то более «шустрого», нужно смотреть на авто более «брендовое» и классом повыше. Например, на Nissan Leaf, который способен развивать скорость в 150 км/ч. Либо хетчбэк Renault Zoe, который без проблем разгоняется до 135 км/ч. А произведшему фурор Tesla могут позавидовать даже известные спорткары. Tesla Model S имеет движок мощностью до 416 л. с. и скорости 100 км/ч достигает всего за 4,2 секунды.

Второй важный показатель – запас хода. Иными словами, расстояние, которое автомобиль может пройти без подзарядки от розетки. Как правило, одного заряда аккумулятора хватает на 150–250 км. Редкие автомобили (например BYD e6) могут похвастаться запасом хода на 300 км и больше. Хотя, нужно учитывать, что этот параметр относителен. Если давить педаль газа с особым упорством, аккумулятор разрядится в полтора-два раза быстрее.

В остальном же автомобили с электродвигателями не отличаются от своих собратьев с двигателями внутреннего сгорания. Та же подвеска, те же дисковые или барабанные тормоза, а также привычное убранство салона: стеклоподъемники, усилитель руля, кондиционер, подогрев сидений, мультимедиа-система. Кстати, педаль сцепления у электрокаров отсутствует, поскольку надобность в коробке передач как таковой отпадает. Ее заменяет электронный или электромеханический аналог АКПП.

Почти дешево

Хотя «электриков» по украинским дорогам бегает пока до обидного мало, выбор электромобилей, доступных соотечественникам, уже большой. Минимальная ценовая планка, которая позволяет обзавестись электрокаром, составляет 80–90 тыс. грн. Например, за эти деньги можно купить крошечный двухместный сити-кар Elf, кузов которого сделан из стекловолокна. Визуально он напоминает автомобильчик для гольфа. Мощность двигателя лишь 800 Вт, дальность хода – 50 км. Страна происхождения – Китай. Сложно сказать, насколько он пригоден для поездок по мегаполису вроде Киева. Но кому-то он вполне подойдет – если такой владелец удовлетворяется суточным лимитом поездок в 30–35 км.

Чуть солиднее и дороже – Renault Twizy (тоже для двоих). Его мотор выдает до 13 кВт, максимальная скорость – около 80 км/ч, а запас хода – 100 км. Цена этого «чуда» – около 160 тыс. грн. Двухместное авто за эквивалент 11 тыс. долларов – неплохой выбор для эгоиста, который много ездит в течение дня. Бензиновый аналог Renault Twizy – автомобиль Smart. Его цена, кстати, тоже начинается с отметки чуть более 160 тыс. грн. 

Упомянутые уже автомобили Selena и EVA, которые производятся в Китае, доступны по цене в пределах 180–200 тыс. грн. На выбор как модели с кузовом хетчбэк, так и седан, вместимость – от двух до пяти человек (с учетом водителя). Мощность моторов большинства авто этих марок – до 10 кВт, дальность хода – 100–150 км. Авто такого же класса с обычными двигателями – DaewooMatiz, CheryKimo, Hyundaii10 – обойдутся в 80–190 тыс. грн. Еще один «китаец» – 5-местный хетчбэк BYD e6. Правда, просят за него фантастическую цену, почти 900 тыс. грн. Объясняют дороговизну большим запасом хода, долговечными аккумуляторами и возможностью их заряда за 40 минут на 100%.

Nissan Leaf, который стал одним из первых серийных электрокаров в мире, найти в нашей стране непросто. Хотя детище японцев имеет все шансы потягаться с двигателями внутреннего сгорания: при силовом агрегате в 80 кВт и крутящем моменте в 280 Нм, пробег Leaf на одном заряде – до 200 км. Причем 80% заряда достигается за 30 минут. Вместимость салона – пять человек, а объем багажника составляет 330 л. Цена – свыше 330 тыс. грн., в то время как близкие по габаритам и классу KIARioили SkodaFabiaбудут стоить около 185–200 тыс. грн. 

В число официально завозимых в Украину входит 4-местный (водитель плюс трое пассажиров) электрокар Mitsubishi iMiEV. Хотя массово его не продают, поставляют только под заказ. «Стоимость составляет 45 тыс. у. е. (оплата в национальной валюте по курсу на день получения), а срок поставки – от шести месяцев», – рассказал «Деньгам» руководитель отдела развития дилерской сети и корпоративных продаж торгового дома «НИКО» Дмитрий Маевский. Небольшой электрокар от Mitsubishi имеет двигатель мощностью 67 л. с. с запасом хода на одном заряде до 150 км. Кроме того, автомобиль оснащен полным набором контраварийных систем (ABS, EBD и т. д.), передними и боковыми подушками, а также шторками безопасности, кондиционером и противотуманными фарами.

При наличии в кармане лишнего миллиона гривен можно раскошелиться и на суперкар Tesla. Уже есть компании, которые могут организовать доставку такого автомобиля под заказ. Как в Киеве, так и Львове. Например, обладателем одной из первых Tesla в нашей стране стал модный киевский ресторатор Дмитрий Борисов. По его словам, на одной зарядке можно ездить неделю. А сам автомобиль передвигается практически бесшумно.

Однако для того, чтобы обзавестись электрокаром, не обязательно его покупать. Можно оборудовать электродвигателем и свой автомобиль либо другую приглянувшуюся модель. Например, именно такой модернизацией занимается компания «Екодей», а также компания 220 Auto (завод «Титан»).

Переоборудование автомобиля В-класса обойдется в 120–180 тыс. грн., С-класса – 140–270 тыс. грн., представительского и премиум-класса – до 300 тыс. грн. При этом авто получит двигатель мощностью до 80 кВт и запасом хода в 200–300 км. На все работы клиенту дают гарантию до пяти лет.

Обслужат по полной

У любого потенциального покупателя электромобиля возникнет резонный вопрос: где его обслуживать и заряжать? Специализированных точек подзарядки авто в Украине пока что единицы. Таковые существуют на некоторых АЗС сетей WOG и ОККО. Подобные станции обладают мощностью, которая позволяет зарядить аккумуляторы автомобиля на 80% приблизительно за 30–40 минут, в зависимости от их емкости.

Однако полный цикл заряда стандартно составляет 6–8 часов. Поэтому основным способом «заправки», как ни странно, пока что остается обычная бытовая розетка на 220 В. «Например, вернулся с работы домой – поставил авто на зарядку. Да и при желании можно подзаряжать батареи в течение дня, выезжая на встречи в город. Я, например, бывает, заряжаю авто в магазинах и кафе», – делится с «Деньгами» опытом директор завода «Титан» Александр Туз.

Сервисная сеть для электромобилей тоже становится все шире. В Киеве, к примеру, авто можно обслужить и отремонтировать на  «АвтоИР – К», в автокомплексе «Универсал» или у ЧП «Автоинтерсервис». Предоставляют подобные услуги и СТО, которые являются представителями Renault, Mitsubishi и Nissan.

Почти не тратимся

Импортеры и производители заявляют, что ломаться в электромобилях особо нечему. «Техническое обслуживание электромобиля сводится к проверке состояния ходовой и замене, в случае необходимости, деталей как у обычного авто. А первые 10–20 тыс. км для электрокара обходятся в 200–300 грн. в связи с заменой тормозных колодок», – рассказывает коммерческий директор «БИО Автомотив» Сергей Богуш.

Сам мотор обслуживания как такового не требует. По словам Александра Туза, его диагностика проводится приблизительно каждые 40 тыс. км. По грубым подсчетам, это не чаще, чем раз в 3–4 года. Ресурс аккумуляторных батарей (как правило, это гелевые аккумуляторы) тоже немалый, от 1000 до 3000 зарядок/разрядок. То есть в идеале они прослужат не менее 100 тыс. км, или минимум 10 лет.

Только вот с поставками самих запчастей могут быть перебои. По словам дилеров, срок ожидания необходимых деталей может достигать двух-трех месяцев. И это действительно проблема.

Хотя и на это можно закрыть глаза, учитывая экономичность электромобиля. Потребляемая рядовым электрокаром во время зарядки энергия обходится в 10–15 грн. То есть 100 км пути обходятся в 15 раз дешевле, чем для владельца обычного автомобиля, который на каждую «сотню» тратит топлива на сумму в 150–200 грн. В год затраты на электрокар составят лишь 1500–2000 грн.

Однако пока в Украине не появится полноценная инфраструктура для поддержки электромобилей, этот тип транспорта так и останется уделом энтузиастов.  Ведь даже если без топлива глохнет обычный автомобиль, всегда можно попросить у сочувствующих пару литров бензина. Электрокар же придется грузить на эвакуатор и транспортировать к ближайшей точке подзарядки.

Итого: с большой долей вероятности 2015 год станет переломным – электроавто станут заметными в трафике, инфраструктура для них появится, цена покупки и стоимость владения снизится.


Захар Пашун, ездит на Nissan Leaf

Покупая электрокар, я выбрал Nissan Leaf, потому что считаю это авто одним из наиболее демократичных по стоимости и соотношению цена/качество. Причем не только среди электрокаров, а среди автомобилей в принципе. Цена владения составляет приблизительно 7–9 грн. на каждые 150 км пробега (примерна такова дальность хода авто от зарядки до зарядки). Пробег у моего автомобиля пока что, правда, небольшой, всего лишь около 5 тыс. км, но за это время проблем никаких не было. Единственный недостаток заключается в том, что на одной зарядке, конечно, далеко не уедешь. Но преимущества электрокара – экологичность, безопасность, экономичность – значительно перевешивают.


Назар Шимоне-Давида, ездит на Tesla S

Tesla S – первое авто на электрической тяге, которое полновесно конкурирует с автомобилями такого же класса, но на бензине или дизеле. Именно поэтому на него и пал мой выбор. Кроме того, своим примером я стараюсь популяризовать этот вид транспорта и доказать, что в его эксплуатации не возникает проблем. По крайней мере, за весь пробег таковых не было. Поездка в 100 км обходится мне в 8–25 грн. В зависимости от того, где я заряжаю автомобиль – дома или там, где работаю.

Недостаток заключается, наверное, в том, что нужно тщательно планировать поездку и ее дальность. В остальном претензий или недовольства нет. Да, кто-то жалуется на качество обивки салона, но это дело вкуса.

Чистая экономия для электрокара среднего класса составляет 17–20 тыс. грн. в год. Разницу в цене с бензиновым аналогом авто В и С класса покрывает за 3–4 года при пробеге 20–25 тыс. км в год.

Стоимость некоторых моделей электромобилей в Украине

Selena EC-4LW

Мощность – 7,5 кВт, емкость элементов питания – 20 кВт/ч; время зарядки – 8 ч

Максимальная скорость – 60 км/ч

Пробег на одном заряде – 150 км

Цена – 200 тыс. грн.

Electric vehicle A-2 (EVA)

Мощность – 10 кВт/60 Н*м, емкость элементов питания – 7,2 кВт/ч; время зарядки – 6–8 ч

Максимальная скорость – 70 км/ч

Пробег на одном заряде – 100 км

Цена – 203 тыс. грн.

Nissan Leaf

Мощность – 80 кВт/280 Н*м, емкость элементов питания – 24 кВт/ч; время зарядки – 6 ч

Максимальная скорость – 150 км/ч

Пробег на одном заряде – 160 км

Цена – 334 тыс. грн.

Mitsubishi iMiEV

Мощность – 49 кВт/180 Н*м, емкость элементов питания – 16 кВт/ч; время зарядки – 6 ч

Максимальная скорость – 130 км/ч

Пробег на одном заряде – 150 км

Цена – 585 тыс. грн.

BYD e6

Мощность – 121 л. с./450 Н*м, время зарядки – 6–7 ч

Максимальная скорость – 140 км/ч

Пробег на одном заряде – 300 км

Цена – 898 тыс. грн.

Tesla Model S

Мощность – от 235 л. с./420 Н*м, емкость элементов питания – от 40 кВт/ч; время зарядки – от 40 минут

Максимальная скорость – 177 км/ч

Пробег на одном заряде – 260 км

Цена – 1,1–1,4 млн. грн.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK