Интервью с совладельцем интернет-магазина МебельОк Святославом Амелиным
Почему решили заниматься мебелью?
Заниматься бизнесом в Интернете мы начали в 2006 году. Тогда Интернет еще не был таким массовым явлением. Сначала создавали сайты для клиентов, а потом решили попробовать свои силы в сфере торговли. Экономическое образование очень в этом помогло. Ведь понимание основ коммерции и знание принципов торговли позволили предлагать клиентам не только выгодные цены за счет оптимизации затрат, но и дополнительный сервис.
Проект МебельОк родился уже позже, в середине 2011 года. Сначала мы обратились к знакомому владельцу мебельной фабрики с предложением создать проект под него. На наш взгляд ниша была пуста, и перспективна. Но не встретили должного интереса к задуму, т.к. мебельщики, к сожалению, далекие от маркетинга и Интернета люди. Тогда мы с партнерами и решили создавать проект своими силами.
То есть опыта в мебели у Вас не было?
Нет. И мне кажется, что это в последующем стало нашим достоинством)))
Дело в том, что уже на старте мы столкнулись с кричащими недостатками украинского рынка мебели. Которые «опытные мебельщики», варившиеся в этом очень долго, попросту не замечали. Они продавали некачественную мебель, с жутким внешним видом (дизайном я это назвать не могу) и с такой подачей, что я просто не понимал, как это покупали. И нам приходилось, в какой-то степени, формировать рынок под себя, опираясь на европейские и американские форматы, а не подстраиваться по имеющиеся в Украине шаблоны.
Какова текущая ситуация на этом рынке?
Большая часть рынка все еще в кустарном виде. Более требовательный покупатель понемногу приучает производителей к качеству. Но все еще, мало кто заботится о дизайне, наличие фотографий, каталогов, рекламы. Качественное оформление магазинов присутствует только в премиум сегменте. Да что уж говорить, когда сертификаты качества и инструкции по сборке / эксплуатации есть у единиц! Хотя в цивилизованном мире, такую продукцию не допустили бы к продаже даже на рынках.
А про кадры в мебельной сфере и говорить не приходиться))) Это не дефицит хороших кадров, а их полное отсутствие. Большинство наших сотрудников приходилось переучивать.
В массовом сегменте мебели своего дизайна нет, а качество по-прежнему слабое. Как правило, украинские производители попросту копируют мебельные модели польских, немецких и итальянских фабрик. При этом очень экономя на материалах и фурнитуре.
Продается ли мебель в Интернете?
Да. И этот сегмент электронной коммерции сейчас один из самых перспективных. Конечно, процесс продажи мебели в Интернете очень отличается от классической продажи через офлайн магазин.
Скажу сразу, что без открытия шоу-рума продавать мебель очень тяжело. Украинский покупатель все еще хочет иметь возможность пощупать товар вживую. Но, открою Вам тайну, шоу-рум посещает лишь каждый 7-й наш клиент. Остальные 6 делают покупки прямо через сайт или заказав выезд дизайнера-замерщика с образцами материалов к себе в офис или дом (http://www.mebelok.com/vizov-dizainera-na-dom/).
Чем Ваш формат продажи отличается от мебели в торговом центре?
В отличие от классической розницы, мы не имеем зрительного контакта с покупателем, не можем зацепить его интерьером магазина или обаянием продавцами. Наши ключевые точки контакта с потребителем – это сайт, фактически изображение товара, и голос менеджера в телефоне.
Но наш формат торговли имеет и ряд преимуществ – мы можем представить на сайте огромный ассортимент товара с доставкой по всей Украине (http://www.mebelok.com/sitemap/). К примеру, сейчас на сайте столько товаров, что уже не вместились бы даже в выставочном центре КиевЭкспоПлаза, где проходит ежегодная мебельная выставка. Мы даем посетителю максимально полную информацию о товаре, а не только ту, которую вспомнит продавец.
Благодаря отсутствию огромных площадей, мы фактически предлагаем покупателю цену производителя, без космических издержек на аренду, рекламу, хранение и пр.
Но главное, мы продаем только качественную мебель - http://www.mebelok.com/myagkaya_mebel/, которую сами отбираем и в которой уверены. Мы стремимся завоевать доверие у покупателей и не работаем с кустарными мебельщиками. На все наши товары мы даем дополнительную гарантию магазина от 18 месяцев. У нас также намного больше возможностей в удержании клиента и привлечению к повторным покупкам.
Как покупателям обезопасить себя от низкого качества продукции или недобросовестных магазинов?
Вопрос довольно сложный. Ведь покупатель, как и прежде, сталкивается с этими проблемами один на один. И вернуть деньги за некачественный товар очень сложно. Печально, что ситуации, когда продавец обманывает клиента – не редкость.
Я советую всегда проверять качество товара перед покупкой, просить сертификаты качества, информацию о производителе.
Насторожить покупателя может и крайне низкая цена. Помните, что «Разочарование от низкого качества товара длится дольше, чем радость от сэкономленных денег».
Стоит задуматься, если продавец требует 100% предоплату за товар или повышает цену в последний момент. Также обращайте внимание на документы - дает ли продавец товарный чек и гарантию. И уточняйте, гарантирована ли Вам законная возможность вернуть товар в течение 14 дней.
Хорошим признаком являются награды на выставках и членство продавца или производителя в Украинской Ассоциации Мебельщиков. В этой организации есть кодекс честной работы, которого придерживаются все ее члены, в том числе и наш магазин МебельОк.
Как Вы оцениваете перспективы рынка в связи с подписание соглашения с ЭС и событиями в стране?
Последствия кризиса в стране стали ощутимы еще в конце 2013 года. Спрос на мебель значительно снизился в силу замедления роста экономики и политических событий. Девальвация национальной валюты повлияла и на существенный рост цен. Ведь большая часть материалов и комплектующих завозиться из-за границы. А многие программы кредитования и рассрочек были ограничены, фактически закрыв доступ потребителям к качественной мебели. По нашим оценкам в премиум сегменте спрос упал на 30%, а в массовом и среднем на 50%.
Часть украинских фабрик закрылись из-за войны на востоке страны. Например, одна из крупнейших фабрик по корпусной мебели Альфа-мебель была фактически уничтожена террористами.
Но есть и положительные моменты. В новом правительстве услышали просьбы рынка и планируют пересмотреть дискриминационную ставку таможенного сбора на комплектующие 10%, на фоне нулевой ставки на готовую импортную мебель. Также обещают упростить и общую систему налогообложения.
Подписание Украиной соглашение о зоне свободной торговли с ЭС очень скажется на мебельной отрасли. А вот в какую сторону, зависит от операторов рынка. С одной стороны, к нам придут мировые мебельные гиганты по типу ИКЕА, которые реализуют красивую мебель по доступным ценам. С другой, менталитет нашего покупателя заточен на товары отечественного производства, да и цена импортного товара в пересчете на национальную валюту не очень заманчива.
Скорее всего, для украинских мебельщиков ассоциация с ЭС – это мощный вызов. И они либо перестроятся – обновив производственные мощности, развивая направление дизайна мебели и предлагая свои товары на новые рынки. Либо будут поглощены крупными европейскими игроками. В любом случае сильные украинские компании точно извлекут максимум и лишь расширят свои рынки сбыта за счет европейских стран.
То есть, есть «свет в конце тоннеля»?
Однозначно да. И это не пустой оптимизм. Украинский рынок довольно большой по своей сути. К тому же, мы очень быстро «привыкаем к хорошему». И как только на рынке появляется красивое предложение по честной цене, то оно обречено на успех продаж. И примеров тому много.
В большей степени текущее падение спроса, временный фактор. Это ожидание покупателей – отложенный спрос, который вскоре даст о себе знать.
К тому же, в Украине активно развивается логистика. Это позволяет доставлять мебель в любой уголок страны не только быстро, но и по разумной цене. А сегменту интернет продаж на рынке мебели эксперты прогнозируют долю в 30%.
А какие перспективы конкретно Вашего магазина?
Многие производители поняли удобство и перспективность формата продажи мебели в Интернете и обращаются к нам с предложениями о сотрудничестве. А это означает, что вскоре нашим клиентам будет доступно еще больше товаров по честным и прозрачным ценам и с качественным сервисом.
В ближайшее время увидит свет новый дизайн сайта с большим количеством полезных опций для клиентов. Кроме этого, мы активно ищем инвесторов и партнеров для открытие мебельного гипермаркета в Киеве и развития розничной сети в регионах. Думаю, что как только военные действия в стране будут остановлены, мы займемся расширением вплотную.
Стараемся делать все, чтобы максимально соответствовать нашему кредо: «У нас вы покупаете комфорт и удобство, а мебель получаете в подарок».