Скажем прямо – наибольшая опасность для налоговой реформы проистекает от налоговых органов. В Украине столь жуткая налоговая система потому, что ее реформированием и «подкручиванием» занимались сами фискальные органы. Естественно, менять в лучшую для экономики и налогоплательщиков сторону никто не мог и не хотел. Ведомства боролись за расширение собственной зоны комфорта и увеличение возможности для коррупции.
У нас есть шанс поменять все коренным образом. Поэтому редакция совместно с инициативной группой при Министерстве экономического развития и торговли Украины и гражданской платформой «Нова Краина» собрались для того, чтобы обсудить приоритеты и принципы налоговой реформы.
Время упрощать
Увы, при нынешнем уровне коррупции и бюрократии ликвидировать напряженность между фискальными органами и налогоплательщиками крайне сложно. «Например, справку, оформления которой нужно ожидать около трех недель, за «вознаграждение» можно получить в течение трех дней. О каком соблюдении законов может идти речь?», – резонно отмечает директор по юридическим вопросам компании «Авика» Ольга Ларина.
Поэтому нужно усилить ответственность должностных лиц за неправомерные решения. Вплоть до запрета занимать определенные должности в течение некоторого времени. «За каждое решение и налогоплательщика, и налогового инспектора должна быть предусмотрена ответственность», – считает президент инвестгруппы “Универ", координатор налогового направления ГП «Нова Краина» Тарас Козак.
Тарас Козак, президент инвестгруппы “Универ"
«Все изменения возможны только под влиянием внешних сил. И одна из таких сил – общество».
Также надо упростить отчетность в целом и сократить частоту ее подачи. В идеале – сделать год единым налоговым периодом для всех. Нередко налоговые органы требуют все новые и новые документы, затягивая проверки и усиливая давление на плательщиков. Путь решения – внедрение онлайн-отчетности и электронного документооборота, а также унификация налоговых документов. «Для этого необходимо создание так называемого единого первичного документа, который будет соответствовать требованиям закона «О бухгалтерском учете», и введение единого счета для уплаты налогов», – настаивает управляющий партнер международного правового центра Eucon Ярослав Романчук.
Вера Генина, бизнес-консультант компании “Хедлайт”: «Необходимо сформировать один единственный отчетный документ, который будет отвечать требованиям МСФО».
Кроме того, нужно сделать систему штрафов и санкций более эффективной. В этом показателен опыт Польши, где штрафуют исключительно злостных неплательщиков. Все остальные получают лишь предупреждения. Еще одна проблема – двойственность правосудия, неоднозначные трактовки норм законов. «В судебной системе должно быть больше предсказуемости. Чтобы судебные инстанции низших уровней руководствовались рекомендациями не только Верховного Суда, но и Высшего административного суда», – отметила партнер юридической компании «Лавринович и Партнеры» Ирина Марушко. Если же есть двойственность – она должна толковаться исключительно в пользу налогоплательщика.
Резать и ликвидировать
«Задача налоговой системы – стимулировать экономику. И простота налогообложения – один из важнейших показателей инвестиционной привлекательности страны», – уверен координатор ГП «Нова Краина» Валерий Пекарь. Поэтому требуется сокращение количества налогов и сборов, а также их ставок.
Валерий Пекарь, координатор ГП «Нова Краина»:
«Действующая налоговая система не стимулирует экономическое развитие, инвестиции, но зато провоцирует коррупцию».
Первый в этой череде – НДС, применение которого провоцирует массу злоупотреблений. «Поэтому мы предлагаем уменьшить ставку НДС при сделках между его плательщиками до 7%. А если речь идет о реализации физлицам – до 17%», – отметил эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский. Причем, с параллельным внедрением автоматического возмещения НДС, ликвидацией налоговых накладных.
Целесообразно пересмотреть и механизм взимания налога на прибыль. Перейти к налогообложению исключительно распределенной прибыли по ставке 10%.
В то же время, эксперты в один голос заявили, что упрощенную систему налогообложения критически важно вообще не трогать и оставить без изменений. По крайней мере, в ближайшем будущем.
Основные направления реформирования фискального сектора. Обобщение принципов и приоритетов, заявленных во время «круглого стола» «Денег»
Суть проблемы/задачи | Что с этим делать | Даты реализации |
Гармонизация отношений ГНС (также ГТС) и налогоплательщиков | ||
Документооборот по налоговой отчетности | Переход на электронный оборот, оставив право подавать бумажную отчетность малому бизнесу | С 1.01.2015 |
Соответствие внутренних документов ГНС положениям НКУ | Отмена/изменение внутренней документации ГНС | 2014 год |
Несоответствие разъяснений ГНС нормам НКУ | Отмена/изменение разъяснений ГНС | 2014 год |
Толкование налоговых норм | Передача этой функции Минфину или Комитету ВР по вопросам налоговой и таможенной политики | 2014 год |
Унификация первичных документов (договоров, накладных, актов и т. д.) | Отмена налоговой накладной, и возложение ее функций на счет-фактуру | С 1.01.2015 |
Единый счет для зачисления уплаченных налогов | Создание автоматизированной системы уплаты налогов и сборов в бюджет (т. н.Моя налоговая карточка) | до 1 июня 2016 года |
Удлинение сроков налоговой отчетности | Для всех плательщиков – налоговый период – год | С 1.01.2015 |
Налоговые консультации | Индивидуальные – отменить, обобщающие – передать Минфину | 2014 год |
Планы проверок | Вписать в НКУ четкие критерии отбора субъектов, которые подлежат проверкам | 2014 год |
Камеральные проверки | Замена их сдачей электронных отчетов | 2014 год |
«Фактические» проверки | Отменить, усилив контроль деятельности, подлежащей таким проверкам | 2014 год |
Встречные сверки | Отмена | 2014 год |
Невозможность оспорить акт проверки в суде | Объединить акт проверки с выводами и налоговым уведомлением | 2014 год |
Реформирование института административного обжалования | Введение медиационной процедуры для урегулирования споров между ГНС и плательщиками. Либо передача рассмотрения жалоб Минфину или Минэкономики | 2015 год |
Персональная ответственность должностных лиц за принятие неправомерных решений | Внесение изменений в 1-й раздел в НКУ с запретом занимать определенные должности на конкретный период. | 2014 год |
Реформирование налоговой милиции (НМ) | Выведение НМ из состава ГНС, создание службы финансовых расследований, забрать эти полномочия у МВД и СБУ | 2014–2015 годы |
Право выбора типа проверки | Представителями ГНС или уполномоченным аудитором | 2014–2015 годы |
Внесение в Реестр досудебных расследований | Только после согласования налоговых обязательств (внесение изменений в ст. 214 КПК) | 2014–2015 годы |
Исчерпывающий список оснований для проверок | Такой перечень четко оговорен ст.78 и 80 НКУ | Исполнять |
отказ в приеме документов по формальным признакам | Запрет на такие отказы установлен ст. 49 НКУ | Исполнять |
Четкий перечень оснований для запрашивания документов | Ст. 73 НКУ такой перечень установлен. Но необходимо запретить повторно запрашивать одни и те же документы/информацию | 2014 год |
Получение онлайн-справок в ГНС | Внесение изменений в НКУ и реализация электронного документооборота между госорганами | 2015 год |
Ликвидация двойственных решений судов | Изменения в Кодекс административного судопроизводства | 2014–2015 годы |
Штрафы и санкции* | Применение только к злостным неплательщикам налогов (изменения в НКУ), ликвидация статьи «доходы от штрафов» в законе о госбюджете | 2014–2015 годы |
Целевые показатели ГНС* | Ликвидация премирования за санкции, введение премий за правильность и полноту уплаты налогов | 2015 год |
Законодательные инициативы в фискальной сфере | Их совместное внесение Минфином, Минэкономики, бизнесом, общественностью | 2015 год |
Гармонизация налогового и бухгалтерского учета: | ||
- отчетность по налогу на прибыль | Формируется на основании МСФО (изменения в НКУ и инструкции Минфина) | 1.01. 2015 |
Реформа налоговой системы: | ||
Отмена мелких налогов | Убрать неэффективные сборы путем внесения изменений в НКУ | С 1.01.2015 |
Компенсация мелких налогов | Увеличение пошлины на импорт автомобилей, повышение акцизных ставок, расширение базы налога на электроэнергию и природный газ | С 1.01.2015 |
Экологический налог | Отменить, установить жёсткие требования к соблюдению экологических норм | 1.01.2015 |
Плата за использование природных ресурсов | Установить экономически обоснованные ставки | 1.01.2015 |
акциз на ЦБ | отменить | 1.01.2015 |
НДС | Введение НДС-счетов, снижение ставки до 7% при продаже плательщикам НДС, и до 17%, когда неплательщик работает с плательщиком | 1.01. 2015 |
Единый соцвзнос | Уменьшение ставки до 18% (законопроект готов) | 1.01. 2015 |
Налог на прибыль | Взимать только с распределенной прибыли по ставке 10%, в качестве компенсатора – ввести 1% налог на капитал (от стоимости основных средств) | 1.01. 2015 |
Единый налог | Не менять | - |