Идея краудфандинга – проста, как мычание. Стартап «идет с шапкой по кругу», чтобы получить деньги у неопределенного круга мелких инвесторов. В обмен стартап что-то предлагает – экземпляр готовой продукции, право на льготное или бесплатное пользования услугами, что-то еще – вплоть до доли в инвестируемой компании.
Как правило, такое привлечение инвестиций на стартап происходит на специализированых сайтах (краудфандинговых площадках). Схема незатейлива – начинающий предприниматель размещает на площадке описание своей идеи или продукта, представляет их. Тот, кого эта идея заинтересовала, может дать любую сумму на дальнейшее развитие проекта. Взамен беккер (спонсор) получит некое вознаграждение (продукт, ради которого затевается проект, – мобильное устройство, игровое приложение, футболки с логотипами, наклейки и прочее), или даже станет акционером компании. Все зависит от условий, на которых размещаются проекты.
Впрочем, есть одно «но». Если за рубежом таких площадок не один десяток – сегодня счет идет уже на тысячи, то в Украине их можно пересчитать по пальцам одной руки – Спильнокошт, BigIdea, Сім Зірок, Na-Starte. И то, две первые украинские площадки направлены на социальные проекты, Сім Зірок – это кредитование, да и только, Na-Starte занимается стартапами.
Выход? Искать деньги все-таки за рубежом. «Прежде, чем развивать платформу для коммерческих проектов, стоит задаться вопросом: действительно ли украинский рынок привлекателен для новых бизнес-идей? По нашим оценкам, он очень слаб. Поэтому предпринимателям целесообразно представлять продукт на европейских или американских платформах», – объясняет сооснователь платформы коллективного финансирования «Спильнокошт» Ирина Соловей.
По статистике из 10 проектов выстреливает всего один. «Народ попросту не понимает, что такое pay-it-forward («заплати вперед». – Авт.). Традиции благотворительности были под корень уничтожены еще во время советской власти. Народ не верит в саму идею. Поэтому перспективы развития краудфандинга в Украине и в СНГ очень туманны», – объясняет посредник и консультант по краудфандингу Евгений Жуков.
А вот PR-менеджер краудфандинговой платформы Na-Starte Анастасия Кутузова уверена: шансы на развитие краудфандинга в Украине есть. Хотя, по ее словам, зачастую стартаперы сами виноваты в том, что процент успешных проектов весьма скромен. «Надо пиарить свою идею. Платформа за вас этого не сделает. Сидеть и просто ждать, что деньги скоро начнут капать сами по себе – вот главная ошибка. Успех каждого проекта на 95% зависит исключительно от автора, его креативности и трудоспособности. И только 5% от нужной суммы приносит аудитория платформы», – говорит Анастасия.
Пробуем дома
Для поиска денег через краудфандинг пока лучше подходят проекты IT-направления – гаджеты, различные аксессуары, облегчающие работу со смартфонами, игровые и полезные приложения. «Спонсоры понимают, что, профинансировав такие вещи, они смогут первыми получить готовый продукт по сниженной цене. Классические бизнесы, например страусиная ферма, не так популярны для подобных схем», – объясняет СЕО проекта «Сім Зірок» Вячеслав Артамонов.
Должное внимание микроинвесторов могут получить и творческие проекты: фильмы, музыка, изделия ручной работы. «Но в этом случае важно выбрать правильный момент для публикации проекта на платформе и попасть на одну волну с мировыми тенденциями», – подсказывает Анастасия Кутузова. Наиболее подходящий бизнес-проект для краундфандинга – разработка продукта, прототип которого можно пощупать, попробовать, почувствовать, а затем – передать спонсорам. «Это самый быстрый и удобный способ поднять деньги», – считает г-н Артамонов.
Пойти на краудфандинговую платформу может кто угодно, главное, чтобы стартаперу исполнилось 18 лет. Перед размещением идеи на площадке автор заключает с платформой договор, в котором указываются все детали, включая список вознаграждений. То есть автор проекта должен понимать, что несет юридическую ответственность за взятые на себя обязательства.
После успешного завершение проекта он должен сообщить своим спонсорам о ходе работы и стараться разослать все вознаграждения в обозначенный срок. «Иначе беккер, который сделал вклад, но не получил вознаграждение и не смог связаться с автором, может взять договор и отправиться с ним в суд. Этого достаточно, чтобы выиграть дело и получить возмещение убытков», – предупреждает госпожа Кутузова.
Как правило, за размещение запроса на инвестицию краудфандинговые платформы берут комиссию, в среднем 5–10% от собранной предпринимателем суммы. Кроме того, после успешного завершения проекта физлица должны выплатить налог с привлеченной суммы (15–17%), юрлица, в зависимости от рода деятельности, – около 5%.
«В целом стартаперы ничем не рискуют. Наоборот, рискует тот, кто финансирует этот проект. Для стартапера – это отличная возможность протестировать свою идею. Размещение на краудфандинговой платформе помогает понять, есть ли у продукта шанс на жизнь. Тем более что люди сами подскажут, что можно исправить, улучшить, и куда двигаться дальше», – говорит Вячеслав Артамонов.
Увы, сорвать миллионный куш на развитие дела с помощью «народных денег» в Украине не удастся. «Эффективность украинских площадок остается под большим вопросом», – сетует Евгений Жуков. Как рассказывает Анастасия Кутузова, например, проект книги «Чудова країна», который создавался на платформе Na-Starte, за два месяца смог собрать 4,5 тыс. грн. Это очень скромная сумма. Тем, у кого аппетиты намного больше, остается одно – отправиться на зарубежные площадки.
Двигаемся за рубеж
Больше всего площадок для краудфандинга в США и Западной Европе. В Америке самые популярные – Kickstarter и IndieGoGo. Первая работает по модели «все или ничего» – автор получает деньги только при 100% сборе необходимой для проекта суммы. Например, он выставляет условие, что по истечении месяца соберет 10 тыс. долл. Если сумма меньше, деньги возвращаются спонсорам. Если больше – забирает то, что удалось собрать. Вторая предлагает «гибкое финансирование», то есть что получил – все твое.
Кстати, двум украинским проектам на Kickstarter удалось собрать внушительную сумму. Компания Concepte для своей разработки – вспышки для iPhone под названием iblazr собрала 150 тыс. долл. Еще один проект – Petcube – робот для домашних животных, его разработчикам удалось собрать 250 тыс. долл. «Если стартапер хочет использовать модель Kickstarter и он знает, как она работает, есть смысл сотрудничать с американскими площадками. Если он готов отдать долю своей компании, я рекомендую все-таки европейские. Потому что законодательство европейских стран пошло гораздо дальше в части краудфандинга с целью продажи доли компании. Наиболее интересные – Голландия, Великобритания. В Северной Европе – Норвегия, Бельгия и Дания», – подсказывает Вячеслав Артамонов.
Важно помнить: для выхода на зарубежные площадки стартапер должен быть зарегистрирован в юрисдикции этих площадок. «Это не слишком дорого. Например, в США – около 500 долл., в Великобритании – примерно 150 долл.», – говорит господин Артамонов.
Есть и другой способ: найти агента, который продвинет идею. «Само собой, агент потребует процент от бюджета проекта. Причем, вне зависимости от того, завершится он успехом или нет», – предупреждает Анастасия Кутузова. Обычно подготовка к выходу проекта на иностранную краудфандинговую платформу занимает два-три месяца. Агент помогает сделать креативную презентацию, продвигать проект в СМИ, продумать, какое лучше всего вознаграждение предложить беккерам.
Чтобы успешно использовать возможности краудфандинга, придется постоянно работать над идеей. «Кампания должна быть яркой, агрессивной. Важно «набить» аудиторию через социальные сети, активно публиковаться в прессе до того, как компания стартанет», – советует Вячеслав Артамонов.
С помощью краудфандинга можно отслеживать инновационные идеи, использовать простых пользователей Сети для оценки своего продукта или идеи.
Краудфандинг подходит исключительно стартапам. Если бизнесу хотя бы год – деньги лучше просить у инвесторов.
Как правильно сотрудничать с платформой
1. Выбираем площадку – ориентируемся на те принципы, по которым работает платформа, – за вознаграждение или за долю компании/модель «все или ничего» или «гибкое финансирование».
2. Если выбираем зарубежную площадку, регистрируемся в ее юрисдикции. Или ищем агента для продвижения и размещения на иностранной платформе.
3. Указываем необходимую сумму и время, за которое готовы ее собрать.
4. Готовим бизнес-план – анализируем успешные и активные проекты на площадке, набиваем свою аудиторию, готовим видео презентацию или прототип будущего продукта, описываем план продвижения.
5. Придумываем привлекательную систему вознаграждения.
6. Занимаемся промо – коммуницируем с аудиторией, удивляем спонсоров, продвигаем в СМИ.
7. Выполняем свои обязательства – получив деньги, рассылаем спонсорам продукцию.
Преимущества краундфандинга, по сравнению с другими видами финансирования (прямые инвестиции, кредиты и т. д.)
1. Легкий доступ к деньгам – достучаться к венчурным капиталистам сегодня очень непросто, да и банки неохотно кредитуют новый бизнес.
2. Обходится дешевле – чаще всего стартаперы работают по схеме «взамен деньгам», после раскрутки вознаграждают спонсоров готовыми продуктами. Венчурные фонды попросят долю компании.
3. Самостоятельность – если поделить между беккерами акции компании, они не будут влиять на бизнес. Венчурные фонды, наоборот, потребуют постоянной отчетности, возьмут все дела под свой контроль.
4. Гибкая модель финансирования – краудфандинг позволяет попросить 100 тыс. долл., а получить 300 тыс. долл. Венчурные капиталисты больше заявленной на проект суммы не дадут.
Четыре типа краундфандинга:
- социальные проекты;
- работа за вознаграждение (беккеры получают подарок от компании);
- долевое участие (беккеры получают акции компании);
- кредитование