Введение в 2013 году специальных пошлин, а затем и утилизационного сбора, нанесло серьезный удар по продажам автомобилей в Украине. Цены выросли, спрос упал. Автодилеры возлагали надежды на 2014 год, ожидая восстановления объемов продаж. Однако нестабильность на валютном рынке вновь резко обвалила прогнозы.
Как наращивать продажи и привлекать покупателей? Чего покупатели ждут от дилеров и их партнеров, предлагающих кредиты и страховки? Как оптимизировать работу автосалонов, чтобы те смогли сократить издержки? Об этом дискутировали участники круглого стола «Авторынок-2014: вызовы, возможности, перспективы», который был организован журналом «Деньги».
Все сложно
Подводя итоги 2013 года, все эксперты, принявшие участие в круглом столе, согласились, что он принес немало разочарований как тем, кто продает авто, так и тем, кто их покупает. Покупатели рассчитывали на привычные цены, но ожидания были разрушены действиями правительства, изобретавшего новые и новые поборы.
Минувший 2013 год прошел под знаком сильного фискального давления на авторынок. Кроме того, реальные доходы граждан уменьшились. И, как следствие, покупательская возможность тоже. Необходимо стало больше работать для того, чтобы позволить себе покупку авто. И, конечно, пока в стране не наметится возобновление экономического роста, ожидать увеличения платежеспособного спроса со стороны граждан нет смысла. Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и автодилеров Олег Назаренко охарактеризовал состояние автомобильного рынка как тотальный кризис: «Сегодня авторынок находится в критическом состоянии. Количество покупаемых машин катастрофически падает. В 2013 году в Украине было продано лишь 201 тыс. автомобилей, тогда как в России этот показатель составляет 2,7 млн. И сложная экономическая ситуация в стране в любом случае приведет к дальнейшему обвалу».
Олег Назаренко полагает, что «…нас может ожидать два сценария развития: оптимистический и пессимистический. Но ни один не радует. Ведь при оптимистическом сценарии мы можем рассчитывать на спад около 3–4%, а при пессимистическом – на падение до 25%».
Наряду с фискальными новациями Назаренко видит проблему еще и в общей коррумпированности авторынка, да и бизнеса в целом. Причем, по его мнению, чем дальше, тем сильнее «неофициальные налоги» влияют на цену автомобиля. И создается ситуация, при которой каждый украинец, покупающий машину, вынужден оплачивать «коррупционный налог». «Например, в стоимости импортного автомобиля заложено 10–12% коррупционной составляющей. А если говорить о продукции украинской автопромышленности, то доля «неофициальных платежей» может достигать 25%. Такие цифры явно не станут стимулом для развития, а вместе с пошлинами и сборами только наносят вред», – отметил Назаренко.
Как считает эксперт, для того чтобы вывести автобизнес из того плачевного состояния, в котором он оказался, необходимы конкретные и очевидные действия со стороны властей. Ключевой шаг – отмена драконовских спецпошлин, которые во многом и спровоцировали рост коррупционной маржи, что в итоге почти убило автопродажи в стране. Равно как и упразднение утилизационного сбора, взимаемого при ввозе транспортных средств в Украину и приведшего к очередному удорожанию авто. Особо заметим: с момента его введения в сентябре 2013 года ни одно транспортное средство на утилизацию не поступило.
Что с ценами?
Ценовая ситуация – еще один повод для дискуссии и волнений импортеров. В автосалонах цены напрямую зависят от курса доллара или евро, напоминает глава ВААИД. Получив от покупателей гривны, автодилеры должны их тут же конвертировать в валюту, чтобы рассчитаться с производителями-поставщиками. Поэтому, если авто стоит 10 тыс. долл., то компания-импортер должна иметь эту сумму по актуальному курсу, каким бы он ни оказался к моменту проведения расчетов.
С другой стороны, эксперты не исключают, что некоторые дилеры пытаются спекулировать на курсовой ситуации и получить за счет нее выгоду. Хотя доказать умышленную игру с ценами очень сложно. «Автомобили заказываются за шесть месяцев, и контракты с производителями имеют определенные фиксированные нормы. Это значит, что таких резких перекосов в стоимости быть не должно», – уверен Олег Назаренко.
В то же время автосалоны, пытаясь смягчить влияние курсовой нестабильности, продолжают анонсировать различные акции и спецпредложения. Например, продажу ограниченного парка автомобилей по фиксированному курсу, который находится на уровне ниже межбанковского. Или скидки на определенные модели авто, которые могут достигать 10–20% регулярной цены. Кроме того, подавляющее большинство дилеров сохраняет «старые» цены на транспортные средства, закупленные в 2013 году (см. также стр. 46).
Когда растут цены, спрос смещается в сторону более дешевых марок. По этой причине 2014 год вполне может стать годом резкого роста продаж тех же китайских авто. В настоящее время китайский автопром проходит примерно тот же этап развития, что и корейский лет 30 назад. Постепенно растет качество и изготовления, и инженерных решений. Естественно, похвастаться таким могут не все марки, но многие – точно. Ради захвата рыночных позиций китайские поставщики готовы вести лояльную к покупателю ценовую политику. Ну и один из признаков того, что соотношение цена/качество у китайских авто быстро улучшается – рост популярности таких машин среди таксистов. Ведь те нещадно эксплуатируют машинки, рачительно прикидывая, во сколько, в конечном итоге, им обходится каждый преодоленный километр.
Ну и второй полюс – авто бизнес– и премиум-класса: с их продажами ничего фатального в 2014 году не случится. Обеспеченных покупателей не станет меньше, разве что им придется мириться с тотально применяемым условием «поставляем только под заказ».
Страх останется позади
Не менее важным для дилеров в сложившейся ситуации является вопрос взаимодействия с партнерами, которые могли обеспечивать дополнительный сервис и стимулировать продажи, а также обеспечить дополнительную прибыль. Речь идет о банках, страховых компаниях и СТО.
Например, по мнению директора департамента по координации партнерских программ СК «Альфа Страхование» Андрея Бабина, комплекс услуг страховой компании не должен ограничиваться одним пакетом или программой. Их должно быть много. В зависимости от нужд и потребностей автосалона, а также конечного потребителя таких услуг. «Я уверен, что тесное, а главное комплексное сотрудничество страховых компаний с участниками авторынка значительно повышает эффективность и рентабельность ключевых направлений деятельности автосалонов и СТО», – заявил Андрей Бабин.
По мнению г-на Бабина, такое разнообразие выгодно и дилеру, и клиенту. Ведь при ближайшем рассмотрении покупатель хочет и готов получать из одних рук, в одном месте весь сервис, связанный с его автомобилем. Поэтому, если автосалон сможет предложить ему помимо продажи машины еще и качественное техническое обслуживание, а также страховое сопровождение, это, несомненно, станет еще одним мотивирующим фактором для покупки авто именно тут.
Еще одно важное направление – оптимизация работы автосалонов. Как ни крути, такая оптимизация приводит к снижению издержек, что, в конечном итоге позволит дилеру делать более интересные предложения покупателям. «Для холдинговой структуры очень важна консолидация, единая точка ввода информации. Насколько это обстоятельство важно, свидетельствует участие в круглом столе солидной IT-компании: «Для оптимизации бизнес-процессов мы разработали мощный блок бюджетного планирования и финансовой отчетности, – расхваливал новые возможности руководитель направления тиражируемых отраслевых решений компании «1С Первый БИТ» Владимир Губанков. – Кроме этого, предложили систему визирования и утверждения заявок, а также унификацию каталогов компонентов для СТО».
Если говорить о настроениях автодилеров, импортеров и финансистов, то их можно назвать осторожно-оптимистичными. Даже в нынешних весьма жестких условиях они ожидают падения украинского рынка лишь до 150 тысяч новых легковых авто. А при обнадеживающих новостях и при условии появления внешнего финансирования Украины вполне возможно сохранение продаж лишь незначительно ниже уровней 2013 года, то есть в пределах 185–195 тысяч машин.
Разумеется, самым весомым фактором будут цены. На них будут влиять три обстоятельства: перспектива ослабления фискального давления (отмена спецпошлин и утильсбора), стабилизация курса гривны, упрощение доступа импортеров на валютный рынок. Особо отмечалось, что отмена спецпошлин не приведет к резкому удешевлению авто, так как те распространяются на класс машин, которые в последние месяцы либо вообще не завозились в Украину из-за резкого удорожания минувшей весной, либо завозились в весьма ограниченных объемах.
Олег Назаренко: «В стоимости импортного автомобиля заложено 10–12% коррупционной составляющей. Этот «налог» платит каждый покупатель-украинец»
Андрей Бабин: «В нынешней ситуации автосалонам и СТО нужно для повышения доходности бизнеса пользоваться всеми возможностями, предоставляемыми партнерами»