Банкиры утверждают, что такой отказ вполне обоснован. «При обращении клиента в банк с наличной гривной для пополнения валютного вклада банк может отказать клиенту в осуществлении такой операции, так как пополнение вклада осуществляется только в той валюте, в которой был открыт вклад. Для осуществления запрашиваемой клиентом операции ему необходимо предварительно обменять валюту в кассе банка», – объясняет заместитель руководителя департамента кредитования и депозитов розничного бизнеса ПУМБ Аркадий Шидер.
Юристы подтверждают: в соответствии с инструкцией НБУ (утв. постановлением № 450) банк имеет право оказать клиенту в осуществлении валютообменной операции при условии отсутствия денег в кассе.
Кстати, для погашения валютного кредита клиенту также необходимо провести валютообменную операцию, если клиент пришел с гривной. Законодательно никаких поблажек для «валютных» заемщиков нет. «Если в кассе банка нет валюты, клиент может обратиться в другие банковские учреждения для обмена валют», – говорит Аркадий Шидер.
Однако, как правило, банки стараются избежать таких ситуаций (ведь, в первую очередь, они заинтересованы в погашении займов) и, как минимум, организовать беспрепятственную продажу валюты заемщикам. В кризис некоторые банки даже продавали заемщикам валюту по льготному курсу, на 20–40 копеек ниже рыночного.
Если в банке упорно отказываются «продавать» валюту для пополнения депозита или погашения кредита, юристы советуют настаивать на письменном отказе. «При получении письменного отказа клиент может обратиться в НБУ, который в порядке банковского надзора проверит законность действий сотрудников банка и применит, при наличии оснований, предусмотренные ЗУ «О банках…» меры воздействия», – говорит управляющий партнер юридической компании «L.A. Group» Александр Шкелебей. В дальнейшем при наличии претензий банка относительно сроков погашения кредита соответствующее заключение НБУ о нарушении законодательства со стороны финансового учреждения будет весомым контраргументом клиента, подытоживает юрист.