Дорога в ЕС длиной в 10 лет

Дорога в ЕС длиной в 10 лет

Соглашение об ассоциации (СА) Украины с ЕС окружено множеством мифов. Кто-то считает, что с даты подписания этого документа по Украине мгновенно потекут молочные реки с кисельными берегами, а кто-то, напротив, уверен, что это приведет моментальной смерти промышленности. Мифотворчество объясняется просто: мало, кто на деле читал этот 235-страничный документ (плюс 43 дополнения). Даже юристы-международники отказались помочь нам в расшифровке директив и регламентов ЕС, к которым Украине придется адаптировать свое законодательство, ссылаясь на занятость и отсутствие на месте нужных специалистов. Пришлось разбираться самостоятельно.

Сразу отметим, мгновенных перемен будет крайне мало. Во-первых, Соглашение недостаточно просто подписать, оно еще должно быть ратифицировано всеми 28 странами – членами ЕС. Сколько это займет – 3, 6 или 12 месяцев – можно только гадать. В наших же интересах уложиться в 4–5 месяцев, чтобы успеть до формирования нового созыва Европарламента. Иначе этот процесс может вообще затянуться на годы.

Во-вторых, большинство реформ – от отмены пошлин до введения новых стандартов безопасности продукции – растянуто на весь переходной период, который согласно СА составляет 10 лет. В течение определенного количества лет – от 2 до 6–8 – украинская сторона должна адаптировать свое законодательство к тому, что действует в ЕС. Естественно, в каждом адаптированном законе будет также указан переходный период до его вступления в силу. Так что действительно большие перемены у нас начнутся минимум через 3–4, а то и через 5–6 лет.

Что нам дадут все эти перемены – во многом зависит от властей. И, конечно, от граждан-налогоплательщиков, которые за эти власти голосуют. Евросоюз – это не манна с неба, это – возможности. И каждая страна использует их в меру своего умения и готовности к усилиям во имя перемен.

Мы специально собрали экономическую статистику для стран, которые в 2004 году скопом вступили в ЕС. Действительно: большая группа стран одновременно начала жить по правилам ЕС. У каждой из них обнаружились свои результаты (см. график).

Большие перемены

Что нужно сделать

Что это означает

Когда

Создание зоны свободной торговли: постепенное снижение пошлин на импорт из ЕС до 0%

На каждую группу товаров составлен график снижения ввозных пошлин (первые несколько лет – по 3–4 п. п., потом по 0,3–1 п. п.). Кроме того, устанавливаются квоты на импорт каждой группы товаров, как в Украину, так и в ЕС. Если одна из сторон превышает установленную квоту, принимающая сторона имеет право повысить пошлину или ввести другой защитный механизм. Переходный период для снижения пошлин действует только для Украины, ЕС откажется от ввозных пошлин на украинские товары сразу после ратификации соглашения

В течение 10 лет

Отмена экспортных субсидий

Государственное субсидирование отраслей, которые производят продукцию на экспорт, теперь под запретом. Каждая сторона ежегодно отчитывается о госпомощи, предоставленной компаниям-резидентам (свыше 200 тыс. евро в течение трех лет)

С даты вступления в силу

Адаптация законодательства к Регламенту №450/2008/ЕС (Модернизированный Таможенный кодекс)

Отмена минимальных таможенных стоимостей, стандартизация номенклатуры товаров и таможенной процедуры

В течение 3 лет

Устранение технических барьеров в экономическом сотрудничестве

Адаптация законодательства относительно общей безопасности продукции, единиц измерения, общей структуры маркетинга продукции, ответственности за дефектную продукцию, установление требований для аккредитации и рыночного надзора над торговлей продукцией

В течение 1 года

Создание условий для деятельности дочерних предприятий, филиалов и представительств юридических лиц ЕС в Украине, не хуже, чем для юрлиц-резидентов (перечень исключений в дополнении XVI)

Наибольшее значение это будет иметь для финансового сектора, так как ранее иностранные банки, а также лизинговые и страховые компании не могли оказывать услуги на украинском рынке через свои филиалы и представительства, только через дочерние структуры. Теперь они могут работать через филиалы – это повысит защищенность клиентов

С даты вступления в силу

Приведение нормативов НБУ к системе банковского надзора «Базель II»

В действительности базовые требования «Базель II» – соотношение капитала к активам более 8% и отсутствие отрицательного разрыва капитала – украинские банки уже выполняют, так как это предусмотрено действующими нормативами Нацбанка. Более того, нормативное отношение капитала к активам (у нас – адекватность регулятивного капитала H2) составляет в Украине 10% – это более жестко, чем «Базель II»

В течение 6 лет

Адаптация законодательства к Директиве №2009/110/ЕС относительно оборота электронных денег

Эмитировать е-деньги смогут не только банки. Лимиты на расчеты е-деньгами придется снять

В течение 4 лет

Адаптация законодательства к Директиве №94/19/ЕС относительно гарантирования вкладов физлиц

Увеличение гарантированной суммы возмещения до 100 тыс. евро (1,1 млн. грн.)

В течение 4 лет

Адаптация законодательства к Директиве №97/9/ЕС относительно схем компенсаций инвесторам

Необходимо создать фонд гарантирования для выплаты возмещений инвестиций самым мелким инвесторам инвестфондов (ИСИ)

В течение 2 лет

Обеспечение свободного движения капитала (инвестиции, торговые кредиты и т. д.)

Каждая из сторон может ввести защитные меры относительно движения капитала на срок не больше 6 месяцев, если в этом есть необходимость (к примеру, значительные проблемы с платежным балансом) (ст. 147)

С даты вступления в силу

Обеспечение взаимного доступа к рынку госзакупок

Для центральных органов власти (миним. 133 тыс. евро) – в течение 6 месяцев. Для региональных и местных органов власти – в течение 3 лет. Для заказчиков коммунального и инфраструктурного сектора (миним. 412 тыс. евро) – в течение 8 лет

От 6 месяцев до 8 лет

Отказ от использования утвержденных географических названий

Для некоторых названий установлен переходный период. Названия champagne, cognac, madera, porto, jeres, calvados, grappa, tokaj и т. д. украинские производители смогут использовать в течение 10 лет. Parmigiano, roquefort, feta – в течение 7 лет

С даты вступления в силу

Адаптировать законодательство к Директиве №2006/32/ЕС об эффективности конечного потребления энергии и энергетических услугах

Внедрение энергосберегающих технологий. Целевой показатель экономии – 9%

В течение 5 лет (выполнение в течение 8 лет)

Адаптировать законодательство к Директиве №2006/112/ЕС об общей системе НДС (за исключением некоторых статей)

Большая часть норм, содержащихся в Директиве, уже учтена в Налоговом кодексе. Изменениям будут подвергнуты перечень товаров, освобожденных от НДС, и требования к составлению налоговой накладной (упрощение)*

В течение 5 лет

Адаптировать законодательство к Директиве №92/83/ЕС о гармонизации акцизов на спирт и алкогольные напитки

Повышение цен на алкоголь

В течение 5 лет

Адаптировать законодательство к Директиве №2001/64/ЕС о структуре и ставке акциза на табачные изделия (за исключением нескольких статей)

Повышение цен на табачные изделия

В течение 2 лет

Адаптация законодательства к Директиве №86/560/ЕС о мерах по возмещению НДС

Украина должна будет создать систему Tax Free (систему возврата иностранным лицам сумм НДС, уплаченных в составе стоимости приобретенных в Украине бизнес-услуг)*

Срок будет установлен дополнительно

Адаптация законодательства к Директиве №1999/32/ЕС о запрете использования топлива с повышенным содержанием серы

Запрет на использование 92-го бензина

В течение 6 лет

Адаптация законодательства к Директиве №2008/98/ЕС о применении принципа «загрязнитель платит» относительно ответственности производителя

Производители будут обязаны возмещать вред, нанесенный окружающей среде

В течение 5 лет

Адаптировать законодательство к Директиве №2001/18/ЕС о ГМО

Обязательная маркировка товаров с ГМО. Для выпуска продукции, содержащей ГМО, производитель должен получить специальное разрешение

В течение 2 лет

Адаптировать законодательство к Регламенту №1606/2002 о применении международных стандартов бухучета

Украинские компании должны перейти на международные стандарты бухучета

В течение 2 лет

* Благодарим за помощь управляющего партнера Cai&Lenard Константина Пилькова.

Путь к членству

Решение о подписании Соглашения об ассоциации

21 октября 2013 г.

Подписание Соглашения об ассоциации

28–29 ноября 2013 г.

Ратификация Соглашения странами – членами ЕС

До августа 2014 г.

ЕС отменяет все ввозные пошлины на украинские товары

До августа 2014 г.

Украина отменяет ввозные пошлины на европейские товары

До 2024 г.

Введение безвизового режима с ЕС (если начнут выдавать биометрические паспорта)

До конца 2014 года

Подача заявки на членство в ЕС

До 2016 г.

Получение статуса кандидата

До 2018 г.

Начало переговоров

До 2015 г.

Переговорный процесс

До 2016 г.

Получение статуса члена ЕС

Не ранее 2020 г.

А как же членство?

Соглашение об ассоциации с ЕС – первый шаг к членству в Союзе. Следующий этап – подача заявки на членство в ЕС. Никаких жестких временных рамок нет. Но в среднем государства подают заявки на членство в течение 1–3 лет с даты подписания СА.

Подача заявки дает государству статус соискателя, что, собственно, ничего не обещает. Европарламент еще пару лет будет размышлять над тем, выдать стране статус кандидата или нет. Для получения статуса кандидата Сербии понадобилось три года, Албания зависла в соискателях с 2009-го.

Через год-два после получения статуса кандидата с государством начинаются переговоры, которые также могут затянуться на 2–3 года, а то и больше. К примеру, с Турцией переговоры начались еще в 2005 году. Таким образом, путь от подписания СА до членства может занять от 5–7 до 10–15 лет.

Для получения статуса члена ЕС государство должно соответствовать Копенгагенским критериям: соблюдение демократических принципов, принципа свободы и уважения прав человека, а также принципа правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе). Экономика страны должна быть рыночной и конкурентной. А главное: в государстве должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Конечно, членство в Евросоюзе – это еще слишком далекая перспектива, чтобы сейчас всерьез говорить о его последствиях для Украины. Пока для нас важно не сорвать подписание Соглашение об ассоциации. Камнем преткновения на данный момент является «вопрос Тимошенко», по которому на дату сдачи номера в печать решения принято не было. 15 октября Пет Кокс и Александр Квасьневский, уполномоченные Европарламента по решению проблемы избирательного правосудия в Украине, презентовали Европейскому парламенту отчет о результатах своей работы. «Условия для подписания (соглашения об ассоциации – авт.) были установлены Советом иностранных дел ЕС, а не нашей миссией. По нашему мнению, эти условия, особенно в отношении Юлии Тимошенко, до сих пор остаются не выполненными», - говорится в отчете. Европарламент принял решение продлить мандат наблюдательной миссии Кокс-Квасьневский до средины ноября 2013 года. Дальше отступать некуда. 

Кому членство впрок?

В 2004 году в члены ЕС было принято сразу десять стран. Среди них много государств, близких Украине и географически, и экономически. Противники подписания СА с ЕС твердят, что именно членство в Евросоюзе привело к краху экономик Венгрии и Латвии. Вообще, страны Балтии часто упоминаются в качестве примера негативного влияния членства в ЕС на экономику государства. Однако, цифры говорят о другом. Именно страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония) удвоили ВВП на душу населения за 8 лет членства. Да, от кризиса они также очень пострадали. Показатели 2010 года на 10-25% ниже, чем те, что были достигнуты по итогам 2008 года. При этом, большинству стран удалось восстановить докризисный уровень ВВП на душу населения к 2012 году.

Кстати, в Украине ВВП на душу населения в 2004 году составлял 5,2 тыс. долл. (сопоставимо с Латвией и Литвой того же года). В 2012 году размер ВВП на одного украинца равно 7,5 тыс. долл., что на 5 тыс. меньше, чем наихудший показатель по всему ЕС (Венгрия – 12,6 тыс. долл).

Динамика ВВП и ВВП на душу населения в странах, в 2004 г. вступивших в ЕС

Страна

ВВП по итогам 2012 г., млрд. долл.

ВВП на душу населения в 2004 г., долл.

ВВП на душу населения в 2008 г., долл.

ВВП на душу населения в 2010 г., долл.

ВВП на душу населения в 2012 г., долл.

Венгрия

199

10089

15366

12821

12622

Кипр

24

21710

31525

28430

26315

Латвия

37

6037

14531

10657

14009

Литва

66

6702

13988

11131

14150

Мальта

11

13759

20531

19424

20848

Польша

814

6627

13842

12279

12708

Словакия

134

7762

17276

15928

16934

Словения

59

17017

27255

23153

22192

Чехия

292

11174

21683

18965

18608

Эстония

30

8902

17884

14169

16316

"Считаем ли мы, что это какой-то драматический выбор или фатальный выбор? Нет, конечно, мы так не считаем. Мы считаем, что Украина как суверенное государство вправе делать любой выбор.  Насчет виз (для украинских граждан при въезде в РФ. – Ред.), эта тема нами не обсуждается, и надеюсь, эта ситуация не случится".
Дмитрий Медведев, 15 октября 2013 г.

«Перемены или происходят быстро, или не происходят никогда. Перемены ощущаются за считанные месяцы, за первый, второй, третий год. Медленный темп только консервирует отсталость, коррупцию, неэффективность. ...И основное, что мы получим в 2014 году, – безвизовый режим между Украиной и ЕС. 28 ноября Украина получит окно возможностей».
Петр Порошенко, 13 октября 2013 г.

«27–28 октября пройдет следующий раунд переговоров с Европой о подписании договора об открытом небе. Мы близки к завершению этих переговоров, думаем выйти на подписание договора, и он должен заработать где-то на протяжении года.  …Подписание договора об открытом небе вызовет рост конкуренции между авиакомпаниями, что приведет к улучшению услуг и снижению цен на билеты».
Александр Вилкул, 11 октября 2013 г.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK