Круглый стол журнала Деньги: Рынок утилизировали

Круглый стол журнала Деньги: Рынок утилизировали

«Главный маркетинговый инструмент украинского авторынка – перепуг. Срочно надо бежать покупать автомобиль, потому что завтра грянет спецпошлина», – вот так видит авторынок Юлия Птицина, заместитель руководителя бизнеса «Потребительское кредитование» Приватбанка. По ее мнению, несмотря на два удара в течение года (введение спецпошлин на импорт авто с 15 апреля и введение утилизационного сбора с 1 сентября – ред.), рынок выйдет на прогнозируемые объемы продаж именно благодаря ажиотажному спросу в апреле и августе.

Это предположение уже подтверждается цифрами торговцев. По данным отделения стратегического развития холдинга «Атлант-М», за счет хороших показателей августа, рынок иномарок Украины продемонстрировал прирост продаж к прошлому году на 2,5%. «Украинский авторынок в августе поставил послекризисный рекорд «со слезами на глазах». Введение очередных поборов заставило покупателей расстаться с деньгами раньше, чем они планировали», – сообщил «Деньгам» Алексей Терещенко, директор отделения стратегического развития «Атлант-М». Какого объема продаж новых авто следует ожидать по результатам 2013 года? Сколько машин могут продать дилеры в 2014 году? Станут ли доступнее автокредиты? Об этом и многом другом говорили эксперты во время круглого стола «Адаптация рынка автомобилей к вызовам – 2013: идеи, технология, результаты», организованного журналом «Деньги».

Автомобильный коллапс

Первый шок случился весной: в апреле, перед введением спецпошлин на импорт авто дилеры распродали заполненные до отказа склады.

К новой реальности импортеры приспособились довольно быстро: «Автоимпортеры начали завозить автомобили, которые не попадают под действие спецпошлин: с объемом двигателя до 1 л или свыше 2,2 л, а также дизельную технику, – описывает ситуацию на рынке Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД). – Одновременно некоторые бренды начали отказываться от презентации и ввоза в Украину новых моделей авто. Например, Citroën – от новой C4 sedan, Nissan – от новой Almera». По словам эксперта, импортеры и дилеры отказываются от ввоза новинок потому, что после уплаты всех налогов и сборов их цена становится неконкурентной. «Например, Toyota с 2-литровым двигателем может стоить дороже, чем автомобиль этого же производителя с объемом двигателя 2,5 л», – констатирует г-н Назаренко.

При этом он уверен: жить спецпошлинам осталось недолго. Новости ожидаются в течение уже ближайших месяцев. «Хочу всех обнадежить. Насколько мне известно, к моменту подписания Украиной договора об Ассоциации с Евросоюзом эти спецпошлины будут отменены», – заявил во время круглого стола Олег Назаренко. Правда, правительство подумывает о том, чтобы сохранить специальные меры, заменив спецпошлины на специальные квоты для импортеров. Даже высказывалось предложение, чтобы квоты распределялись непосредственно самой ВААИД. Эта идея не нашла поддержки у Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.

Второе серьезное испытание для авторынка – это введение с 1 сентября утилизационного сбора с импортируемых авто. «Августовский пик продаж оказался даже выше апрельского (перед спецпошлинами), а объемы продаж за месяц стали рекордными за период, начиная с декабря 2008 года», – констатирует Алексей Терещенко.

В то же время все игроки авторынка понимают: после подъема последует глубокий и длительный спад продаж. «На рынке не должно быть резких колебаний, как в этом году. Введение спецпошлин и утилизационного сбора – это государственные инициативы, которые заканчиваются паническими покупками. То есть государство заставляет украинцев делать выбор, который они, возможно, и не хотят», – говорит Юлия Птицина. И если в ближайшее время не удастся отменить спецпошлины и утилизационный сбор, объемы продаж по результатам 2013 года будут на уровне 180–190 тыс. авто, тогда как в 2012 году было продано 217 тыс.

Читателей «Денег» очень интересовал ответ на вопрос о том, насколько соответствует введение утилизационного сбора той же европейской практике. «Украина имеет полное право вводить любые новые налоги, которые считает нужными. Это не противоречит условиям ВТО или договора об Ассоциации с ЕС. Но эти налоги должны платить все, а не избранные», – уверен г-н Назаренко. Что это означает? Скорее всего то, что в близкой перспективе этот сбор будет либо отменен вовсе, либо его будут платить все поставщики автомобилей на отечественный рынок.

Согласно оптимистическому прогнозу участников круглого стола, если дилеры смогут добиться отмены спецпошлины на импорт авто и утилизационного сбора, объем рынка продаж по итогам 2014 года может составить примерно 240 тыс. легковых автомобилей. «Такой существенный рывок в продажах произойдет за счет удовлетворения отложенного спроса», – ожидает Олег Назаренко.

Живой ресурс

Стимулировать автопродажи могли бы удобные и доступные программы автокредитования и финансового лизинга. Но их пока немного. Причина в том, что сейчас в стране кредитные ресурсы недешевы – украинцы не готовы брать у банков займы под номинальную ставку в 15–19% годовых в гривне. А ведь надо учесть также комиссии, затраты на обязательное страхование и т. п.

Финансисты с сожалением констатируют, что об улучшении условий кредитования можно и не мечтать, пока на денежном рынке не будет стабильности.

Юлия Птицина уверена, что автокредиты должны выдаваться в гривне – валюте, которую получают миллионы украинцев. Один из способов снизить стоимость займов – реализовывать совместные партнерские программы банков и автодилеров. «В данном случае импортеры или дилеры должны «поделиться своей маржой» с банком, чтобы запустить интересную финансовую программу для покупателей и увеличить свои продажи», – говорит Владимир Ященко, начальник отдела залогового кредитования ПУМБ. По его словам, у тех продавцов, которые уже работают по совместным программам с банками, объемы продаж автомобилей в кредит могут составлять до 25–30% от общего объема.

Еще одна возможность оживить автопродажи – активнее продвигать лизинг. Однако эта схема покупки авто все еще недостаточно популярна в Украине. По мнению экспертов – участников круглого стола, главный враг бурного развития лизинговых продаж – вопрос о праве собственности. Покупателям некомфортна ситуация, когда автомобиль, полученный по лизингу, принадлежит до завершения выплат не им, а лизингодателю. Но, по словам финансистов, настроения постепенно меняются. «Мы пережили переломный момент. Я это четко вижу по нашим клиентам. Они нас спрашивают: «Что будет, если я не смогу выплатить кредит»? Если машина покупается в лизинг, не будет никакой исполнительной службы. Машина будет в нашей собственности, мы ее просто заберем, продадим и погасим его кредит», – рассказывает Юлия Птицина.

Кроме того, в лизинг удобно и быстро покупать автомобили, бывшие в употреблении. «Для б/у автомобилей мы используем дочернюю лизинговую компанию, которая выкупает у клиента автомобиль. Машина остается в нашей собственности и на наших номерах, пока клиент не выплатит нам ее полную стоимость», – объясняет г-жа Птицина.

По мнению банкиров, появление новых привлекательных кредитных программ в будущем может существенно оживить авторынок. «Они могут поднять продажи на авторынке на 7–8% с учетом того, что рынок ресурсов будет стабильным и не будет роста ставок по депозитам. Но если цена депозитных ресурсов вырастет до 25%, как в прошлом году, то никакими инструментами кредитную ставку для клиента не снизить – она будет неинтересной», – рассказывает Владимир Ященко.

Тем не менее, по прогнозам банкиров, в 2014 году в кредит или лизинг будет продано больше машин, чем в 2013. Что же касается ставок, то предпосылок для их снижения по стандартным кредитным программам пока нет. «Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, банки вряд ли смогут предложить лучшие условия кредитования. Нет никаких предпосылок для изменения ставок ни в лучшую, ни в худшую сторону», – резюмирует Владимир Ященко. А рост кредитования и лизинга ожидается за счет партнерских программ с автоимпортерами и дилерами. Также наши эксперты видят перспективу в бурном развитии бизнеса по выдаче займов для покупки подержанных авто. 

Олег Назаренко

Уже есть обращение украинского МИДа в Межведомственную комиссию по международной торговле с просьбой пересмотреть решение и отменить спецпошлины на импорт автомобилей. Я надеюсь, что к моменту подписания Украины договора об Ассоциации с ЕС спецпошлины будут отменены.

Юлия Птицина

С 2009 года наш банк не выдал ни одного автокредита, идет только предоставление финансового лизинга. Объем продаж по этой программе новых и бывших в употреблении автомобилей у нас практически равен. В месяц мы продаем около 400–500 новых авто и столько же авто б/у.

Владимир Ященко

Если импортеры и дилеры смогут гарантировать банку, что в случае непогашения клиентом автокредита они выкупят у банка этот автомобиль по какой-то определенной цене, это может снизить процентную ставку по кредитам на 1–2% за счет снижения рисков.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK