«МВФ явно не учитывает то обстоятельство, что без радикальной реформы ЖКХ даже повышение цен для населения на 400% не спасет ситуацию. Проблема не столько в ценах на коммунальные услуги, сколько в действующей системе энергозатрат коммунальщиков на предоставление услуг населению. Если бы МВФ действительно хотел помочь Украине уменьшить дефицит госбюджета, то требовал бы не повышения цен, а дал кредит на модернизацию предприятий ЖКХ», — сказал Охрименко.
По мнению представителей МВФ повышение коммунальных тарифов для населения поможет сократить дефицит государственного бюджета, из которого сегодня субсидируются низкие тарифы для населения. В то же время Охрименко указывает, что повышение цен вызовет лишь новые проблемы.
«Если допустить повышение тарифов на 40%, это приведет лишь к резкому росту неплатежей за жилищно-коммунальные услуги. В результате вместо ожидаемых денег правительство получит новую «головную боль» — что делать с ростом долгов. В то же время, если запустить систему компенсации роста тарифов для малообеспеченных, это потребует новых бюджетных расходов на такие выплаты. В итоге реальная экономия для бюджета окажется мизерной, но создаст в обществе ненужный социальный конфликт, когда часть лиц будет получать компенсацию, а другая не будет. Это только будет раздражать украинцев», — пояснил эксперт.
В то же время, говоря о возможности вероятного разрыва сотрудничества между Украиной и МВФ из-за невыполнения его условий, Александр Охрименко заметил, что ничего страшного не произойдет.
«К нынешнему времени Украина погасила большую часть кредитов МВФ. До конца
года нужно погасить всего $1,8 млрд остатка кредита Фонда. Это небольшая сумма — так как более $3 млрд. уже погашено. Поэтому правительству целесообразнее разместить еврооблигации на международных рынках, за счет этих денег погасить все кредиты МВФ, чтобы с его стороны к Украине не было претензий», — резюмировал Охрименко.
Напомним, повышение коммунальных тарифов для населения является одним из ключевых условий, которые выдвигает МВФ для возобновления кредитования и подписания новой программы сотрудничества stand-by на сумму $15 млрд.