«Мы ездили на авто пару раз на лыжные курорты в Альпы (Италия, Австрия) и просто отдохнуть в Прагу. Все бы хорошо, если бы не украинские дороги. Главное – доехать до границы, а там уже и дороги лучше, и знаки понятнее», – рассказал «Деньгам» киевлянин Евгений Муджири. Вот только готовиться к такому автопутешествию нужно намного тщательнее, чем к обычной турпоездке.
Готовим авто
Вопрос номер один – подготовка машины. Прежде всего необходимо проверить все ее основные системы, как сообщает журнал «Деньги», www.dengi.ua. «Начать лучше с диагностики ходовой части. Подвеску, тормозную систему и привод автомобиля можно проверить на специальной линии инструментального контроля SDL всего за 10 минут. Конечно, если будут выявлены недостатки, то для более углубленной проверки на подъемнике потребуется дополнительное время – 30–45 мин.», – советует Вадим Хвостенко, директор Бош Авто Сервиса «Авалон», г. Джанкой.
Также стоит проверить состояние колес и запаски. Плохо накачанные колеса могут существенно увеличить расход топлива, а на длительных расстояниях это может ударить по бюджету путешественников. Кроме того, обязательно проверяются все электронные системы двигателя и кондиционер. «Перед дальней дорогой также надо проверить уровень и состояние масла двигателя, жидкости гидроусилителя, охлаждающей и тормозной жидкости, а также омывателя стекол. Убедитесь, что аптечка укомплектована, а в наличии есть домкрат, баллонный ключ, огнетушитель и буксировочный трос», – подсказывает г-н Закревский. Итоговая стоимость подготовки автомобиля зависит от общего технического состояния машины, а также тарифов конкретного автосервиса. Ориентировочно – от 300 гривен до нескольких тысяч гривен, если потребуется замена каких-то жидкостей и комплектующих.
Если в рядах автотуристов – ребенок, важно установить на втором ряду сидений детское кресло. Кроме того, необходимы яркие «аварийные» жилеты, а задний ряд сидений должен быть оборудован ремнями безопасности (пользование которыми обязательно для всех пассажиров авто). Настоятельно рекомендуется также оставить дома «антирадар» и не пользоваться «спорным» в некоторых странах (в Австрии, например) видеорегистратором.
Наличие «кенгурятника», а также чрезмерная тонировка оконных стекол также может стать препятствием для въезда в европейские страны. Излишне говорить, что без спутникового навигатора и карт Европы ориентироваться в хитросплетении дорожных развязок и узеньких улочек европейских городов будет весьма непросто.
А что с документами?
Опытные путешественники советуют начинать подготовку к поездке не позднее, чем за два месяца до даты выезда. Ведь помимо подготовки авто придется заняться получением визы. А еще как можно раньше нужно забронировать отели по пути следования, расписать культурную программу. «Планировать поездку мы начинаем в феврале, потому что чем ближе к майским праздникам, тем меньше вариантов недорогого качественного жилья остается, и тем больше очереди в посольствах. После обсуждения примерного плана поездки мы бронируем жилье, пока только через booking.com, оплачиваем и, собрав пакет документов, назначаем собеседование в посольстве страны, в которой планируем провести больше времени», – рассказала «Деньгам» автопутешественница Наталия Соловьева. Кстати, некоторые посольства могут потребовать в пакете документов страховой полис – «Зеленую карту». Поэтому приобрести страховку лучше заранее, не откладывая на потом (см. стр.??). Этот документ вообще крайне важен для автопутешественника: наличие «Зеленой карты» будут проверять при прохождении границы вместе с паспортами туристов.
Кроме того, если у автопутешественника есть полис КАСКО, то рекомендуется оформить еще адендум к нему, которым расширяет действие полиса на территорию других государств.
Также в отеле могут попросить кредитную (дебетовую) карту – в качестве гарантии оплаты гостиничного ресторана или напитков из мини-бара в номере.
Прохождение границы
На прохождение границы в среднем уходит от 30 минут до 4 часов. Все зависит от времени суток, очередей на пункте пропуска и настроения пограничников. Но лучше всего проходить границу ранним утром – в пять или шесть часов, в это время обычно очереди небольшие. «За последние 4 года ни разу не смог пересечь границу с Польшей быстрее, чем за 4 часа. При этом не могу сказать, что был наплыв машин. Просто польская сторона никуда не торопится. Наши пограничники чаще всего ищут контрабанду. В принципе, доброжелательнее стали за последние 5 лет. Европейцы ищут запрещенные к ввозу свыше лимита товары – сигареты, алкоголь», – рассказал автопутешественник со стажем Евгений Биндер.
Чтобы ускорить прохождение границы, можно пробовать проезжать её не через крупные пропускные пункты, а через небольшие, «местные», имеющие ограничения по весу транспортных средств до 3 тонн. На таких пограничных переходах нет грузовиков и автобусов, и, как правило, очередь из трех-четырех легковушек позволяет пройти границу за полчаса-час.
Если автомобиль, на котором туристы пересекают границу, принадлежит третьим лицам, то обязательно необходимо взять доверенность на управление автомобилем. Отдельная история – купленные в кредит машины. Для выезда таких транспортных средств нужна справка из банка. Кому могут отказать в выезде за рубеж сотрудники границы? Тем, у кого машина находится в плохом техническом состоянии, или тем, у кого какие-либо проблемы с документами (например, просрочен паспорт, нет «Зеленой карты»). С полным перечнем эдаких форс-мажоров можно ознакомиться на официальном сайте приграничной службы dpsu.gov.ua.
Правила важно знать
Большинство автобанов в Европе платные. При въезде в страну на первой же заправке необходимо приобрести специальную виньетку и разместить ее на лобовом стекле. Однако они используются в Словакии, Венгрии, Австрии и Швейцарии. А вот в Италии, Франции, Испании виньеток нет, там нужно оплачивать отдельные участки платных дорог, проще всего наличными. Стоимость виньетки зависит от срока действия. В среднем – 10 евро на 6 дней. Виньетка для автобана в Венгрии не наклеивается на лобовое стекло, вместо этого в специальную базу данных вносится номер автомобиля.
«При въезде в каждую страну стоят щиты с указанием скоростного режима на дорогах, автобанах и в городах. За превышение скорости и за телефон, рацию или чашку кофе в руках водителя во время движения – большие штрафы», – говорит Евгений Биндер.
Очень важно соблюдать скоростной режим – для этого необходимо просто-напросто внимательно следить за указателями вдоль дорог. Существенное превышение скорости (на 30–50 км/ч) карается штрафом в размере 100–250 евро. Причем квитанции об оплате штрафов туристы могут получить по почте уже в Украине – через месяц-два после поездки.
На автобанах часто указана минимально возможная скорость передвижения. Например, в Словакии ехать по автобану на скорости менее
Отдельно стоит учитывать, что в каждой стране есть свои требования к наличию в автомобиле определенного набора автопредметов (если вдруг авто остановит дорожная полиция и захочет проверить). Отправляясь в Чехию, необходимо иметь полный запас сменных лампочек (для фар, габаритов и т. д.), обязательным также является набор предохранителей. В Польше требуют, чтобы в машине обязательно была аптечка и полный комплект лампочек.
Вопрос парковки волнует не только киевлян, но и посетителей крупных европейских городов. Бесплатное место может достаться вместе с забронированным в отеле номером, но стоит уточнить, необходимо ли заранее бронировать паркоместо. В столицах (например в Праге) час платной парковки оценивается в эквивалент 40–60 грн.
Во всех странах Евросоюза разметка мест для парковки одинаковая. Синяя – платная, белая – бесплатная, желтая – парковаться нельзя. Изучить стоимость парковки в европейских странах можно на сайте parkopedia.ru. Следует также понимать, что увеличение вместительности автомобиля за счет прикрепленного сверху багажника может затруднить парковку авто, поскольку многие подземные паркинги в европейских городах имеют ограничение по высоте
Опыт читателей:
Соловьева Наталия
Мы – начинающие автотуристы. Второй год подряд на майские праздники ездим в Европу. В 2012 году ездили в Польшу по маршруту Киев – Львов – Краков – Варшава – Киев. В этом году – чуть дальше: Киев – Львов – Мишкольц – Тапольце (Венгрия) – Будапешт – Вена – Братислава – Мукачево – Киев.
В первой поездке в последний день пути мы попали в мелкое ДТП. Виза была краткосрочная и заканчивалась в этот день. Мы очень волновались, что не успеем вовремя пересечь границу. Теперь краткосрочную визу просим хотя бы с дневным запасом. Во второй поездке тоже не обошлось без приключений – первый же банкомат Венгрии «съел» мою карточку. Дозвониться до венгерского банка нам не удалось, потому карточку оставили в подарок венгерской стороне и сделали звонок в Украину, заблокировав карту. Чтобы не остаться без средств за границей, нужны разные источники – карточки, наличные. Еще мы обязательно берем с собой копии заграничных и украинских паспортов.
Евгений Биндер
Опыт автотуризма у меня с 1993 года. Побывал на авто в Австрии, Беларуси, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Италии, Латвии, Литве, Польше, России, Словакии, Чехии, Франции, Эстонии. Самыми любимыми уже много лет остаются Австрия и Германия.
Выбираю маршрут (места, которые собираюсь посетить), бронирую жилье, провожу сбор документов и получение визы. Мне как-то везло – за 20 лет ни одного отказа. Перед поездкой обязательно отвожу авто на СТО для дефектовки – если что-то находят, то обязательно ремонт произвожу в Украине. Это все равно в несколько раз дешевле, чем любой ремонт в Европе. Благодаря машине можно брать более комфортные гостиницы в пригороде больших городов за скромные деньги. Как пример, в последней весенней поездке по Австрии, Германии и Италии мы за проживание больше 30 евро на человека не платили.
Топ-7 вещей, которые обязательно нужно иметь во время автопутешествия в Европу
Что нужно | Расходы |
Паспорт с шенгенской визой | 378 грн. (визовый сбор) |
Разрешение на выезд ребенка за границу от второго родителя (нотариально заверенное, требуется в случае пересечения границы ребенком с одним из родителей) | 200 грн. |
Водительское удостоверение, техпаспорт (если авто не свое – обязательна доверенность) | - |
Распечатка подтверждения брони и оплаты номера в отеле | - |
Страховка «Зеленая карта» | 300 грн. |
GPS-навигатор с картами | 800 грн. |
Аварийный знак, светоотражающие жилеты, аптечка | 400 грн. |
Если едет несколько авто, – портативная рация | 500 грн. |
Запаска, трос, стеклоомыватель, набор ключей | 1000 грн. |
ИТОГО | 3578 |
Как въехать
Внимание! Пункт пропуска при первом пересечении границы (с момента получения визы) – с той страной, которая выдала визу. То есть если визу выдало Польское консульство, то обязательно пересечение украино-польской границы. Возвращаться в Украину можно уже не через Польшу, а, например, через Словакию.
О тарифах на проезд по платным дорогам и о виньетках-пропусках читайте здесь