«Для нас главное, сильная и сплоченная команда с работающим прототипом, а не просто с идей проекта» - Виктория Тигипко

«Для нас главное, сильная и сплоченная команда с работающим прототипом, а не просто с идей проекта» -  Виктория Тигипко

- Как Вы выбираете проекты для финансирования?

- Для нас главное, сильная и сплоченная команда с работающим прототипом, а не просто с идей проекта. Если члены команды дополняют друг друга, хорошо знают технологию и сектор, на который нацелен их продукт - такая команда сделает свой проект успешным. Сам же продукт должен быть инновационным и решать проблему на большом или быстрорастущем рынке. Если у команды горят глаза, а сегмент, на который ориентирован продукт, рассматривается в глобальном, трансграничном аспекте – скорее всего, мы примем положительное решение.

Например, компания TranscribeMe, (сервис по преобразованию аудиовиузальной информации в текст) представила нам не только интересное решение, но и его воплощение. Потом оказалось, что соучредитель этой компании Алексей Дунаев – бывший киевлянин. Было вдвойне приятно увидеть глобальное и конкурентоспособное мышление у земляков. К сожалению, украинские стартапы пока страдают локальностью, узостью мышления. Расширить их горизонты можно, сформировав экосистему интернет-предпринимательства в Украине, над чем мы и работаем в рамках конференции IDCEE.

Если говорить о цифрах, то размер нашей средней инвестиции зависит от этапа развития проекта: на посевной стадии (seedstage) это $50-300 тысяч, на ранней - $ 2 млн. Но мы готовы рассматривать и более масштабные проекты, требующие больших капиталовложений.

- Что должен стартапер, чтобы фонд инвестировал в его проект?

- Стандартное требование – ExecutiveSummary проекта (не больше трех страниц) или презентация на 10-15 слайдов. В этих документах должно быть описание команды, продукта и рынка. Нужно также четко представлять себе бизнес-модель: способы монетизации, сколько проекту требуется инвестиций для развития и на что они будут потрачены. Необходимо знать своих конкурентов и четко указать преимущества своего продукта. Обязательная домашняя работа для тех, кто решил воплотить какую-то идею, – проверить, существует ли уже что-то подобное, посмотреть, есть ли похожие сервисы и бизнес-модели, что сделано успешно, а что нет. Это можно легко сделать, проштудировав такие сайты, как Crunchbase или Wired.

Хорошо, если у команды есть рекомендация от участников рынка, которых мы знаем и которым доверяем. Это могут быть представители наших портфельных компаний или инвестиционные партнеры. Даже короткоеинтро может значительно сократить путь к сердцу инвестора.

Не стоит забывать и о профессиональных событиях и нетворкинге. Мы обязательно обращаем внимание на участников стартап-аллеи IDCEE и других конференций, мониторимстартапы в инкубаторах. Например, решая вопрос инвестирования в сервис GetGoing, (сервис продажи авиабилетов, который позволяет авиакомпаниям продавать пустующие в самолетах места, а путешественникам получать билеты со значительной скидкой), мы обратили внимание, что компания была одним из проектов известного инкубатора YCombinator в Кремниевой долине, который причастен к запуску успешнейших проектов – Dropbox, Airbnb, Redditetc. Это, несомненно, стало значительным плюсом при принятии позитивного решения.

- На каких условиях Вы финансируете стартап? Как возвращаете вложенные деньги - продаете свою долю, когда проект «раскрутится» или берет ежемесячно свою часть прибыли?

- Есть две модели инвестирования. Классическая – инвестор вкладывает деньги в существующую команду. В этом случае мажоритарными инвесторами остаются создатели проекта. Они должны чувствовать себя собственниками компании, а не менеджерами. Конкретная доля нашего участия определяется в каждом случае отдельно, в зависимости от оценки компании, и ее перспектив развития. В работу компании мы стараемся не вмешиваться. Если нужно, наши эксперты могут помогать в качестве менторов или консультантов.

Вторая модель – портфельные инвестиции, когда мы инкубируем проект с нуля, сами собираем команду и помогаем ей во всех аспектах деятельности. Примером такой модели может служить наша компания Bravoаvia, которая создана в партнерстве с европейским сервисом BravoFly с привлечением украинской команды. Еще три e-commerce проекта, которые мы строим сами, полноценно заработают в этом году.

Запустив проект, мы привлекаем дополнительные инвестиции. После того как проект «раскрутился», мы продаем свою долю и выходим из проекта. Разница между вложенной суммой инвестиции и той, которую мы получили при продаже нашей доли на момент выхода из компании, и есть наша прибыль.

- Ставите ли своим подопечным задачу выйти в плюс в течение какого-то конкретного срока времени, иначе проект закроют?

- Нам интересныстартапы, которые могут выйти на самоокупаемость в течение 12-18 месяцев. Но это не значит, что нужно закрывать проект, если план выхода на самоокупаемость не реализован. Например, компания Zаppos достаточно долго не могла выйти «в плюс», тем не менее через десять лет существования она была продана за миллиард долларов.

Случаи, когда команда возится с явно бесперспективным продуктом, бывают довольно часто. Мы можем предложить им изменить фокус или заняться другим проектом. В сфере интернет-предпринимательства изменение фокуса или бизнес-модели (pivot) – явление частое и считается нормой.

Один из наших проектов Wehostels, который начинался как сайт для бронирования доступных гостиниц путешествующей молодежи, вовремя понял, что их целевая аудитория в основном пользуется смартфонами. Ребята изменили свою бизнес-модель, сделав основную ставку не на сайт, а на мобильное приложение. Они поставили перед собой цель – стать самым большим в мире мобильным турагентством для молодежи.

На очень конкурентном рынке сервисов бронирования дешевого жилья для туристов они предложили свежее решение и не прогадали: в 2012 году Wehostels получили награду «Самый инновационный стартап года» на престижном TravelInnovationSummit (США).

Тем не менее, проект может быть закрыт, если в течении трех лет у команды ничего не получается, даже если компания пыталась менять стратегию, бизнес-модель или ее элементы, но это все равно не сработало. Намного хуже, если ты провалился, не сумел вовремя понять, что что-то идет не так, не общался со специалистами, чтобы получить обратную связь.

При этом важно помнить, что failure, провал в реализации проекта не должен становится клеймом неудачника на всю жизнь. В отличие от нашей бизнес-среды, на Западе подобный негативный, кризисный опыт очень ценится. Такого человека не нужно учить, как не надо делать.

- Стартапы из каких сфер деятельности Вы финансируете охотнее всего?

- Мы фокусируемся на инновационных В2С проектах, рассчитанных на конечного потребителя. Потенциально мы готовы инвестировать в создание совместных предприятий с успешными западными интернет-компаниями, которые заинтересованы в выходе на рынок СНГ, поскольку можем предложить знание региона и местного потребителя. Например, упомянутая уже компания TranscribeMe решила добавить к своему сервису русский и украинский язык благодаря сделке с TA Venture.

Географический фокус TA Venture не только Россия, Украина и другие страны СНГ, но и Западная Европа и США, а также быстрорастущие развивающиеся рынки – Бразилия, Индия, Китай.

В нашей сфере интересов, в первую очередь, электронная коммерция, онлайн-туризм, финансовые услуги, мобильные приложения. Мы рассматриваем эти сектора, во-первых, потому что у нас есть экспертиза, знания и опыт работы именно в этих сферах. Во-вторых, у e-commerce огромный потенциал роста рынка. Такие проекты очень востребованы, особенно в России и Украине, где стремительно растет уровень проникновения Интернет, электронных платежей, мобильного Интернет.

Справка: ТA Venture - венчурная компания, инвестирующая в инновационные интернет-проекты в Украине, России и других странах СНГ, а также в США и Европе

Теги:
стартап


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK