Наслушавшись и начитавшись в Интернете баек о том, как непросто снимать автомобиль с учета, мы подготовились к худшему. Ситуация усугублялась тем, что, во-первых, автомобиль приобретался в кредит, во-вторых, до брака. Соответственно, все документы были оформлены на девичью фамилию. Подготовившись к худшему, начинаем действовать.
Перед визитом в любое официальное учреждение имеет смысл выяснить, какой пакет документов необходимо иметь с собой. Но попытки дозвониться в МРЕО для получения информации оказались тщетными. Проведя несколько часов в Интернете, мы выяснили, что именно нужно. Потом по максимуму собрали пакет документов (пусть будет больше, чем меньше) и отправились в МРЕО на «разведку боем».
День 1. Первый визит в МРЕО
Приехав в МРЕО, мы обратились в окошко «Прием документов». Там нам дали следующую инструкцию для снятия с учета, которую мы тут же начали выполнять:
1. Оплатить в отделении банка платежи и сборы за снятие авто с учета (приблизительно 218 грн.), а также плату за проведение экспертом криминалистической экспертизы (приблизительно 54,36 грн.). Отделение банка здесь же, в двух шагах от окошка «Прием документов». Удобно, но дорого, тарифы за прием платежей выше среднего. Кассир знает все расценки и тут же называет общую сумму денег к оплате. Но после уточнения, а какие же платежи и сборы в эту сумму входят, мы получаем полный перечень платежей и сборов, в котором также значится плата за криминалистическую экспертизу. Но, согласно действующему законодательству, она поводится только по желанию собственника автомобиля (п. 15 Постановления Кабмина № 1388).
Вежливо просим кассира исключить плату за криминалистическую экспертизу. После небольшого спора кассир все-таки соглашается исключить этот платеж.
2. Заполнить заявление на снятие с учета.
3. Пройти осмотр автомобиля здесь же, на заднем дворе МРЕО.
4. Поставить штамп на заявлении в кабинете у старшего инспектора.
5. Вернуться в окошко «Прием документов» для снятия автомобиля с регистрации.
Возле окошка лежат бланки заявок на проведение криминалистической экспертизы, что само собой подталкивает к их заполнению, да и девушка в окошке советует не терять времени и заполнять заявку на проведение криминалистической экспертизы. Заявку не заполняем, поскольку экспертизу делать не планируем.
Тем не менее многие посетители делают экспертизу, особо не разбираясь, нужно ли это в их конкретном случае. Подходит наша очередь, и мы передаем в окошко все документы для оформления заявления на снятие автомобиля с учета. Девушка в окошке, изучив наши документы, сообщает нам, что из-за того, что фамилия владельца изменилась, автомобиль с учета снять нельзя. Сначала необходимо перерегистрировать автомобиль на новую фамилию и только потом снимать его с учета. Звучит странно, учитывая, что все документы, которые подтверждают смену фамилии, у нас есть, и основная цель все-таки снять автомобиль с регистрации, зачем же его перерегистрировать?
Для проведения перерегистрации сотрудники МРЕО выдали нам такую инструкцию:
1. Оформить заявление на перерегистрацию автомобиля.
2. Оплатить в отделении банка все платежи и сборы для перерегистрации (401,78 грн.).
3. Предоставить автомобиль к осмотру.
4. Поставить штамп на заявлении о перерегистрации в кабинете у старшего инспектора.
5. Вернуться в окошко «Прием документов» для осуществления перерегистрации.
6. Получить новое свидетельство о регистрации транспортного средства (только на следующий день). И только после этого можно будет снять автомобиль с учета.
Прежде чем заняться перерегистрацией, мы пошли к начальнику МРЕО, так как нам было непонятно, зачем нужен новый техпаспорт, если главная цель – как раз снять автомобиль с учета. Ведь мы несем дополнительные затраты и теряем еще один день. Начальник МРЕО отвечал немного надменно, дескать, все в рамках процедуры, утвержденной постановлением Кабмина № 1388 «Про утверждение порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей…», и иначе никак нельзя.
Впоследствии, внимательно изучив постановление, мы выяснили, что такого требования в нем нет. Но, к сожалению, на момент общения с руководителем МРЕО мы об этом не знали.
Поэтому прямо в МРЕО мы согласились действовать по описанному выше плану: оформляем анкету, платим чуть более 401,78 грн., проводим осмотр автомобиля, заходим к старшему инспектору, ставим штамп, идем в окошко «Прием документов», получаем копию нового регистрационного свидетельства на автомобиль, так как сам оригинал будет только на следующий день, а ехать на автомобиле как-то надо.
Выданная нам копия свидетельства о регистрации оказалась обычной ксерокопией без каких-либо мокрых печатей и подписей. После наших возмущенных вопросов по поводу того, как же мы сможем пользоваться автомобилем с незаверенной ксерокопией свидетельства о регистрации автомобиля нам все-таки поставили на бумаге штампик и подпись.
Что удивило: при перерегистрации автомобиля в МРЕО не потребовали ни справку из банка о полном погашении кредита, ни кредитный договор, ни выписку из ГРОДИ (Государственный реестр обременений движимого имущества). Кстати, в дальнейшем для снятия с учета этой справки тоже не требовали. Но мы все же советуем иметь при себе эти документы, так как похоже на то, что в нашем случае имел место банальный недосмотр сотрудников МРЕО.
Сразу после получения свидетельства о перерегистрации мы отправились оформлять заявление на снятие автомобиля с учета – все по той схеме, что была описана в самом начале. То есть предоставили автомобиль к осмотру, поставили штамп на заявлении у старшего инспектора.
Потраченное время: 3 часа.
Потраченные деньги: 620 грн.
День 2. Второй визит в МРЕО
На второй день мы приехали в МРЕО с самого утра. Новый техпаспорт уже был готов, мы забрали его в окошке «Выдача документов». Тут же заняли очередь все в то же окошко «Прием документов», чтобы закончить процедуру снятия с учета. Поскольку в постановлении Кабинета Министров № 1388, на которое ссылался начальник МРЕО, мы не нашли нормы об обязательной перерегистрации автомобиля перед снятием его с учета при смене фамилии, муж отправился к начальнику МРЕО за разъяснениями. Тот в свою очередь пообещал найти и показать нам пункты об этом в упомянутом постановлении. Ждем. Время идет, очередь не сдвигается.
Час ожидания и ни одного обслуженного человека из очереди. При этом из четырех окошек работало только одно, и в этом одном окошке находилось два инспектора (один из соседнего окошка).
Что осталось делать? Отправились на поиски книги жалоб и предложений. Как оказалось, она хранится у начальника МРЕО. Пришлось идти к нему и просить дать книгу, чтобы поделиться с ней своими впечатлениями. Тон у начальника тут же перестал быть надменным, и уже вполне дружественно он объяснил нам, что заминка связана с установкой новой программы и сложностями, которые возникают при работе с ней. Нас как людей, уже потерявших день, это не особо впечатлило, продолжаем настаивать на своем. Закончилась история тем, что был вызван один из подчиненных, и наши документы взяли в работу в первую очередь. Но, судя по тому, что ждать все равно пришлось долго, с программой таки не все хорошо.
После завершения данной процедуры мы отправились к окошку «Выдача документов», где и получили временные (красные) номера взамен на старые (их необходимо разрезать). Теперь автомобиль можно считать снятым с учета. Временные номера действительны два месяца, то есть за это время автомобиль нужно поставить на учет снова.
Потраченное время: 3 часа.
ИТОГО: 2 дня (по 3 часа) + 620 грн.
Список документов для снятия с учета:
- Свидетельство о регистрации транспортного средства
- Паспорт владельца
- ИНН владельца
- Свидетельство о браке
Дополнительно для владельцев авто, приобретенных в кредит:
· Кредитный договор
· Договор залога
· Справка из банка о полном погашении кредита
· Выписка из Государственного реестра отягощения движимого имущества (ГРОДИ) на дату снятия автомобиля с учета.