Корреспондент: Дураки и дороги. На каких дорогах в Украине происходит больше всего ДТП

Нил Кэмпбелл, владелец украинского издательского дома PANPublishing, ездит по Киеву исключительно на общественном транспорте и такси.Хотя у него большой водительский стаж, он проехал на личном автомобиле сотнитысяч миль в разных странах мира, включая Мексику и Шри-Ланку, а там, по егословам, условия вождения - хуже некуда.

“Я не был нигде [в мире], где водители были бы настолько эгоистичны,невоспитанны и опасны”, - объясняет Кэмпбелл свою осторожность.

Стиль вождения, который доминирует в Украине, он характеризуетфразой “я первый!”: мол, многие водители в желании добраться до местаназначения как можно быстрее, пренебрегают остальными участниками движения.“Превышают скорость, идут на обгон, даже если это представляет угрозу для нихсамих”, - перечисляет Кэмпбелл.

Почти каждые 20 минут в стране происходит минимум одна авария,а в течение суток в них гибнут в среднем 11 человек и еще 87 получают травмы

О том, что украинские дороги все больше напоминают поля сражений,говорит статистика ДТП. Почти каждые 20 минут в стране происходит минимум одна авария,а в течение суток в них гибнут в среднем 11 человек и еще 87 получают травмы,констатирует Александр Зубенко, начальник отдела профилактической работы УправленияГАИ МВД Украины. Всего за годы независимости на дорогах погибли почти 140 тыс. человек,что сопоставимо с населением, к примеру, города Лисичанска Луганской области.

Пятикратное увеличение штрафов за нарушение Правил дорожногодвижения, введенное правительством в 2008-м, привело в 2011 году к снижениючисла аварий с пострадавшими почти на 40%. Однако сегодня эксперты убеждены:Украину накрывает новая волна смертности на дорогах. С начала года кривая ДТП сновапоползла вверх - в стране произошло уже 12,4 тыс. аварий с пострадавшими, почтина 10 % больше, чем за тот же период 2011-го.

Между тем уровень смертности на украинских дорогах - один ихсамых высоких на Европейском континенте и составляет 10,6 человека на 100 тыс. населения.Опережают Украину только Россия (20,1) и Греция (11,1).

Причины возобновившегося роста числа ДТП - низкая культура вождения, отсталая дорожная инфраструктура, не поспевающая за стремительной автомобилизацией,и ослабление контроля безопасности движения

Причины возобновившегося роста числа ДТП - низкая культуравождения, отсталая дорожная инфраструктура, не поспевающая за стремительной автомобилизацией,и ослабление контроля безопасности движения, в том числе - штрафы, сегодня уженеспособные остановить нарушителя, перечисляют эксперты.

В Украине так и не заработала система видеонаблюдения, давносуществующая в ЕС, а действия инспекторов ГАИ направлены не столько напредотвращение аварий, сколько на собственное обогащение, считает Кэмпбелл. “Гаишникистоят в тех местах, где они могут собрать больше всего штрафов”, - добавляетиздатель.

На дорогах Украины системный кризис, резюмирует Михаил Берлин,глава Ассоциации без опасности дорожного движения.

Осторожно, водитель!

Геннадий Москаль, нардеп и бывший замглавы МВД Украины, 19 июля2012 года считает своим вторым днем рождения. Тогда на 105-м километре тpaccыOдecca - Meлитoпoль - Hoвoaзoвcк при повороте нa Oчaкoв он попал в ДТП, врезультате чего получил перелом ребер, множественные ушибы и сотрясение мозга.

Внедорожник Audi, в котором находился нардеп с тремя коллегами,столкнулся с грузовиком, который, по предварительной версии следствия,спровоцировал аварию, выполняя поворот налево, не убедившись в безопасности маневра.Audi Москаля восстановлению не подлежит.

“Жив, и слава богу”, - улыбается депутат.

М-14, как на языке автомобильных карт называется дорогаOдecca - Meлитoпoль - Hoвoaзoвcк, считается одной из самых аварийных в стране. Наней с начала года произошло 74 ДТП, в которых 32 человека погибли и 95 получилитравмы.

В топ-пятерку самых опасных трасс входят: Киев - Чоп (77погибших), Киев - Харьков - Довжанский (71), Знаменка - Луганск - Изварино(51), Киев - Одесса (46) и Харьков - Симферополь - Алушта - Ялта (34).

М-14, как на языке автомобильных карт называется дорога Oдecca - Meлитoпoль - Hoвoaзoвcк, считается одной из самых аварийных в стране

Каждое четвертое ДТП в Украине происходит из-за превышенияскорости, а каждое пятое - из-за нарушений правил маневрирования, утверждают в ГАИ,причем большинство столкновений на дороге - следствие сознательного нарушенияПДД.

“Если соблюдать все правила, то в Крым можно двое суток ехать,- косвенно подтверждает этот тезис Алексей Полевой, часто путешествующий ссемьей к морю на своем Subaru Forester. - К примеру, дорога Херсон - Армянск узкаяи полная фур. Можно, конечно, [соблюдая ПДД] трястись в хвосте пробки и ехатьдва дня”.

Порой соотечественники не выполняют даже те требования, чтообеспечивают их собственную безопасность. На эту тенденцию указывает и ИринаПротасова, автогонщица, победительница этапа Кубка Украины по кольцевым гонкам:многие водители передвигаются с неработающими поворотными огнями, и спрогнозироватьих маневр невозможно.

Тотальное игнорирование правил - еще и результат плохой подготовкив автошколах, полагают эксперты. По статистике, более 40 % ДТП со смертельным исходомслучаются по вине неофитов - водителей со стажем от одного до пяти лет. Аежегодно в Украине получают права 600 тыс. человек.

“У меня есть огромное количество моих же подруг, которым мужьяили любовники подарили машины, и они, не умея ездить, выезжают, потому что имэтого хочется”, - говорит Протасова.

Каждое четвертое ДТП в Украине происходит из-за превышения скорости, а каждое пятое - из-за нарушений правил маневрирования

В результате в стране образовалась целая каста водителей, имеющихправа, но практически не умеющих водить. К примеру, среди клиентов ОлегаГерасименко, ведущего инструктора центра повышения водительского мастерстваШтурман, таких около 70%.

Одной из причин слабой подготовки эксперты называютнедобросовестное отношение к учебе будущих водителей. К тому же если в автошколахстран Евросоюза плата за обучение колеблется от 1,5 тыс. до 3 тыс. евро иученикам приходится выкладывать немалую сумму и за сдачу экзамена, котораятянет на 75-120 евро, то в Украине обучение обходится примерно в те же цифры,только в гривнях, а за тесты, как правило, платить не нужно.

Кроме того, в странах ЕС невозможно получить права посредствомвзятки или благодаря связям, как это часто делается в Украине, напоминаетПротасова.

Усугубляет ситуацию огромное количество выбоин и ям на дорогах,объезжая которые, водители часто создают аварийные ситуации. Особенно плохо делаобстоят на второстепенных трассах.

“Основные направления стараются поддерживать должным образом,но свернешь куда-то с основной дороги - и все”, - констатирует Андрей Сорокин, предпринимательиз Воронежа, часто ездящий через Украину в Европу.

То яма, то канава

Дорожная инфраструктура и система контроля безопасности движениядостались стране в наследство от СССР, напоминают эксперты. Все 170 тыс. кмукраинских дорог прокладывались в условиях советского дефицита стройматериалов,а покрытие трасс рассчитывалось на гораздо меньшие нагрузки и интенсивностьдвижения.

Львиная доля дорог капитально не ремонтировалась в течение25-50 лет, и, по оценкам специалистов, современным требованиям отвечают чуть более2 тыс. км украинских трасс, да и то в основном благодаря подготовке кЕвро-2012.

Проблема не только в разбитых дорогах, подчеркивает Кэмпбелл,но еще и в том, что они сконструированы без учета нынешних реалий. “Даже нановых трассах, как, например, Житомирской или Харьковской, есть участки, где разрешенразворот, - приводит он пример. - На скоростном хайвее это безумие!”

Все 170 тыс. км украинских дорог прокладывались в условиях советского дефицита стройматериалов, а покрытие трасс рассчитывалось на гораздо меньшие нагрузки и интенсивность движения.

К тому же нынешняя сеть отечественных автодорог рассчитанана 60-80 автомобилей на 1 тыс. населения - а фактически их число вдвое больше.

В Украине зачастую не выдерживаются нормативы по ширинеполос, делится своими наблюдениями Сорокин: “Есть дорожное полотно - его простоподелили пополам, и все”.

Главным виновником хаоса на дороге он считает государство,которое должно, с одной стороны, заботиться об удобстве для водителей, как этоделают в Западной Европе, а с другой - умело оперировать финансовыми рычагами.

В Нидерландах превышение скорости влечет за собой штраф от155 до 510 евро, во Франции он достигает 1,5 тыс., в Австрии - более 2 тыс.,тогда как в Украине - лишь 68 евро. Для многих отечественных нарушителей - обладателейдорогих автомобилей это небольшие деньги.

В то же время ГАИ в своей работе концентрируется исключительнона штрафах, превращая ведомство в карательный орган, считает Кэмпбелл.

“Что сотрудники ГАИ сидят где-то в кустах - с этим не соглашусь,- возражает Зубенко. - Они несут службу на аварийно-опасных участках, в местах концентрацииДТП. Почему-то [люди об инспекторах] не говорят хорошо. Когда необходима помощь[на дороге], все обращаются, прежде всего, к сотрудникам ГАИ, и они такуюпомощь оказывают”.

В Нидерландах превышение скорости влечет за собой штраф от155 до 510 евро, во Франции он достигает 1,5 тыс., в Австрии - более 2 тыс.,тогда как в Украине - лишь 68 евро

Партизанская война между автомобилистами и гаишниками непрекращается, констатирует Полевой, наездивший за рулем 15-летний стаж. Онутверждает, что лично знаком с десятками, если не сотнями водителей, которые вслучае нарушения платят не штраф. “Обычно эта сумма в два раза меньше”, -замечает Полевой.

Но даже если бы отечественная автоинспекция относилась кводителям так же предупредительно, как, к примеру, британская, это не решило быпроблему. Эксперты говорят о необходимости не только увеличения штрафов, но ипреобразования самой системы штрафования.

Для сравнения: в Великобритании действует система штрафныхбаллов, предусмотренных за каждое нарушение. Например, за превышение скоростивсего на 8 км/ ч водитель набирает три балла, затем его грехи суммируются, а подостижении 12 баллов его лишают прав. Получить их обратно можно, толькоповторно сдав экзамены, что является удовольствием недешевым - свыше 2 тыс.евро.

Более того, в европейских странах львиную часть нарушенийвыявляют не дорожные патрули, а фотофиксация, продолжают параллели эксперты. Пословам Зубенко, Украина - единственная страна в Европе, где нет такой системы.

Попытка ввести ее при помощи прибора Визирь оказалась неудачной,и сегодня в ГАИ рассматривают предложения инвесторов по установке более совершенныхкамер в местах концентрации ДТП.

В стране, где люди при власти нарушают законы, сложно ожидать от рядовых граждан другого поведения

По мнению Берлина, очень важно обеспечить непредвзятостьэтого метода, максимально автоматизировав процесс от момента фиксации нарушенияи до получения штрафной квитанции. Систeма будет работать, если будут соблюденыпринципы равенства и неотвратимости наказания, добавляет эксперт.

А пока, по наблюдениям Кэмпбелла, первыми подают дурнойпример анархии на дорогах как раз власть имущие - например те, у кого наномерах значатся буквы ВР, означающие принадлежность к Верховной Раде.

Так, своим марш-броском из Киева в Одессу всего за два часа наскорости 240 км / ч при максимально допустимой 110 км / ч Владислав Лукьянов,депутат от Партии регионов, похвастал на страничке в Facebook.

Чуть ранее украинский сегмент интернета обсуждал другую новость:Пыхьяская префектура полиции Таллинна на два месяца лишила водительских прав местногомэра за превышение скорости на 30 км/ ч и оштрафовала его на 320 евро.

Лукьянов также уплатил штраф, но лишь когда он повторнопродемонстрировал возможности своего автомобиля уже на Бориспольской трассе -специально для телесюжета на канале 1+1. Лукьянов утверждает, что хотелпоказать, что эта дорога позволяет разгоняться свыше 240 км / ч безопасно длядругих участников движения.

“В стране, где люди при власти нарушают законы, сложно ожидатьот рядовых граждан другого поведения”, - резюмирует Кэмпбелл.

Шоссев никуда

Наиболееопасны для автомобилистов дороги востока и юга Украины

Регион

Количество ДТП с пострадавшими

в первом полугодии 2012 года

Донецкая область

1.529

Днепропетровская область

1.148

Харьковская область

1.106

Одесская область

1.017

Киевская область

881

Киев

881

Львовская область

693

Луганская область

688

Крым

543

Запорожская область

469

Полтавская область

439

Херсонская область

284

Житомирская область

265

Черниговская область

253

Сумская область

249

Черкасская область

218

Николаевская область

202

Севастополь

199

Винницкая область

196

Хмельницкая область

193

Закарпатская область

177

Волынская область

175

Ивано-Франковская область

151

Кировоградская область

136

Ривненская область

136

Тернопольская область

123

Черновицкая область

106

Всего

12.457

 

Самыеопасные трассы

Дорога

Протяженность, км

Количество ДТП с пострадавшими в первом полугодии 2012 года

Количество погибших в ДТП в первом полугодии 2012 года

Количество травмированных в ДТП в первом полугодии 2012 года

М-03 Киев-Харьков-Должанский (на Росто-на-Дону)

844,2

225

71

321

М-04 Знаменка-Луганс-Изварино (на Волгоград через Днепропетровск, Донецк)

566,9

131

51

158

М-05 Киев-Одесса

453,3

119

46

147

М-06 Киев-Чоп (на Будапешт через Львов, Мукачево, Ужгород)

821,5

221

77

305

М-14 Одесса-Мелитополь-Новоазовск (на Таганрог)

624,3

74

32

95

М-18 Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта

682,6

142

34

213

ДанныеГАИ

Берегись автомобиля

Украина входит в число стран, где на дорогах гибнет наибольшее количество людей

Страна

Количество погибших за год

в ДТП на 100 тыс. населения

Россия

25,2

Литва

22,4

Украина

21,5

Черногория

20,4

Латвия

17,9

Грузия

16,8

Беларусь

15,7

Словакия

15,1

Греция

14,9

Эстония

14,7

Польша

14,7

Хорватия

13,6

Турция

13,4

Румыния

12,7

Венгрия

12,3

Чехия

12,0

Португалия

10,4

Бельгия

10,2

Италия

9,6

Испания

9,3

Ирландия

8,5

Австрия

8,3

Франция

7,5

Финляндия

7,2

Германия

6,0

Израиль

5,7

Великобритания

5,4

Швеция

5,2

Норвегия

5,0

Нидерланды

4,8

Данные ВОЗ

Кто виноват

Львиная доля ДТП случается из-за нарушения участниками движения правилдорожного движения

Основныепричины ДТП с пострадавшими:

23,6%- превышение скорости

19,3%- нарушение правил маневрирования

7,1%- переход проезжей части в неустановленном месте

6,9%- нарушение правил проезда перекрестков

6,9%- несоблюдение дистанции

6,6%- выезд на встречную

6,4%- вождение в нетрезвом состоянии

5,9%- неожиданный выход пешехода на проезжую часть

5,4%- нарушение проезда пешеходных переходов

2,6%- пешеход в нетрезвом состоянии

9,3%- другое

ДанныеГАИ

Степеньудовлетворенности уровнем безопасности на дорогах среди украинцев

71%- в целом не удовлетворены

21%- в целом удовлетворены

8%- затруднились ответить

Факторы,которые, по мнению респондентов,  чащевсего приводят к ДТП (возможны несколько вариантов ответов)

72%- человеческий фактор

34%- состояние и оснащение дорог

31%- безнаказанность

23%- техническое состояние транспорта

3%- другое

1%- затруднились ответить

ДанныеАссоциации Безопасности дорожного движения, Международного фонда Единый мир

***

Этот материал опубликован в №32 журнала Корреспондент от 17 августа 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.



Источник: Новости раздела Авто на korrespondent.net


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK