«Проверяющие не борются за «чистоту рядов» – их интересует только сбор денег. И это самое обидное. Если бы они действительно выявляли недобросовестных предпринимателей, тогда бы те, кто работает по правилам, были бы им еще и благодарны», – уверяет предприниматель столичного рынка «Лесной» Виктор Красицкий.
Больше всего неприятностей бизнесу доставляют инспектора государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) и Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей. По словам главы Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця» Оксаны Продан, в последнее время внепланово стали проверять реже. «Но плановые проверки приходят постоянно и ко всем. Причем почти всех предпринимателей относят к высокой степени риска и проверяют минимум раз в год», – констатирует г-жа Продан.
И все-таки нередко случается, что кто-то из клиентов напишет «липовую» жалобу на предпринимателя – тогда проверяющие тут же к нему нагрянут. «Когда я работал в сети ресторанов, у меня была ситуация: СЭС приходила каждую неделю из-за того, что один недовольный клиент написал кучу неправдивой информации в книге отзывов и предложений, да еще и в СЭС», – рассказывает главный бухгалтер компании «Экипаж-Сервис» Александр Корж.
СЭС: что проверяют
Кого проверяют: Магазины, производства, рестораны, кафе.
Когда проверяют: Плановые проверки могут проводить раз в год при условии письменного предупреждения предпринимателя за 10 дней. Внеплановые – в любой момент по жалобе потребителя. «Проверка может проводиться только в рабочее время. Кроме того, инспектор должен быть из того подразделения, которому подконтрольна территория, где находится ваше предприятие. В ином случае ему можно отказать в проверке», – отмечает управляющий партнер юридической компании «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Сергей Алексеев.
Что проверяют: Следят, чтобы предприниматели придерживались санитарных норм. Например, в ресторане, в первую очередь, проверят кухню и холодильники. Также не обделяют вниманием системы водопровода и канализации, вентиляции и отопления. Изучают чистоту халатов продавцов и поваров и даже заглядывают в мусорные баки. Могут взять пробы для анализа как пищевых продуктов, так и непищевых – например, обивочную ткань в мебельном салоне.
К сожалению, бизнесмены уже смирились с тем, что если пришли с проверкой из санэпидемстанции, то готовься платить штраф. «СЭС при проведении проверки имеет право делать смывы, другие анализы в разных местах помещений. При этом все делается в посуду, которую проверяющие приносят с собой, и контрольные пробы не предусмотрены. Получить позитивный результат таких анализов можно только при наличии хороших отношений с санитарно-эпидемиологической службой», – объясняет Оксана Продан.
Справедливости ради стоит отметить, что зачастую предприниматели сами виноваты и во внеплановых проверках, и в штрафах. Ведь если клиент ресторана где-то под столом обнаружит таракана, он вправе пожаловаться СЭС, а данная инстанция обязана прийти и проверить предприятие.
Госпотребинспекция: что проверяют
Кого проверяют: СПД и предприятия, предоставляющие услуги, торговые точки.
Когда проверяют: Инспекторы могут нагрянуть планово раз в год, предупредив о своем визите за 10 дней, и внепланово – по жалобе потребителя. «Когда не знаешь, что тебя планово могут проверять только раз в год – проверяющие могут к тебе прийти и дважды за год. Тут надо знать свои права. Пришли с проверкой раньше – показал акт прошлой проверки, и они уйдут. А промолчишь – будут опять проверять», – предупреждает частная предпринимательница Наталья Некрасова, торгующая на столичном авторынке.
Что проверяют: Качество продукции, срок годности товара, соблюдение правил торговли и предоставления услуг, могут сделать контрольную закупку. Также в компетенции инспекции признавать рекламу предпринимателей недобросовестной и требовать ее уточнения и дополнения. Имеют право снять некачественный товар с реализации или заблокировать оплаченную рекламную кампанию.
«Инспекторов Госпотребинспекции у нас на рынке боятся больше всего. Первое, к чему они цепляются, придя в магазин с проверкой, – это к ценникам. На них обязательно должно быть написано на украинском языке содержание товара. Если этого нет, они переписывают весь товар с неправильными ценниками, подсчитывают общую сумму и на нее выписывают 30% штрафа. Иногда сумма штрафа достигает 300 тыс. грн. И не важно, что упрощенцы по этому нарушению должны платить штраф только в размере 85 грн. Не согласен – иди в суд», – рассказывает Наталья Некрасова.
А все потому, что инспектора «забывают», что в ст. 23 ЗУ «О защите прав потребителей» размер штрафов регулируется в зависимости от системы налогообложения, и насчитывают штрафы по максимальной ставке. Впрочем, возможно, это делается в благих целях – чтобы бизнес работал хотя бы в чем-то по правилам, указанным в законах?
Во время проверок
Юристы не рекомендуют идти на активный конфликт с пришедшими на предприятие инспекторами. Если у них есть с собой направление на проверку и служебные удостоверения, отказывать им в проверке нет причин. Конечно, если они предупредили о проведении плановой проверки за 10 дней. Результаты проверки предприятия оформляются актом, в котором указываются выявленные нарушения или фиксируется их отсутствие.
Перед подписанием акта предпринимателю нужно с ним внимательно ознакомиться. Если он с информацией не согласен – стоит внести свои замечания. «Не стоит жалеть времени на описание допущенных в ходе проверки нарушений и написание возражений, ведь впоследствии они могут быть эффективно использованы при обжаловании санкций, примененных по результатам проверки», – говорит адвокат АО «АК «Скляренко и партнеры» Юлия Стусова.
Нарушил? Плати
Если проверяющие найдут на предприятии серьезные нарушения норм, могут приостановить работу предприятии или выставить огромные штрафы (см. таблицу). Однако с ними обычно «договариваются». «Честных инспекторов за 20 лет предпринимательской деятельности я еще не встречал. Взятки брали, берут и будут брать. Времена, когда они готовы были брать мзду товаром или продуктами, прошли. Сейчас берут только деньгами. Минимальная сумма взятки – 500 грн. для маленького торгового лотка. Для крупного предприятия – процент от выявленных нарушений. Иногда приходиться класть в «конверт» по несколько тысяч гривен», – откровенничает с «Деньгами» на правах анонимности столичный бизнесмен.
Алгоритм взыскания «коррупционного платежа» прост. Инспектор приходит на предприятие по поступившей или сфабрикованной жалобе. На первом этапе перед инспектором стоит задача во время обхода найти как можно больше нарушений. «Он их найдет в любом случае, там мясо не так лежит – не в нержавеющем судке, или нарушен температурный режим хранения овощей, или товар на полке не имеет сертификата качества или соответствия, или партии не совпадают, в общем, найти нарушение можно», – уверен Александр Корж.
Далее следует этап составления протокола и подсчет суммы штрафа. Акт умышленно пишется долго. А параллельно оговариваются способы безболезненного решения вопроса. «Задача инспектора – максимально напугать предпринимателя возможными негативными последствиями, которые его ждут. Чем больше накаляется ситуация – тем лучше для них. В какой-то момент предприниматель уже готов заплатить любые деньги, только бы от него отстали», – рассказывает директор киевского магазина Максим Кутепов. По его словам, инспекторы-взяточники никогда не называют конкретную сумму, которую они хотели бы получить, – ее нужно угадать самому. Однако честному предпринимателю проще заплатить штраф, чем «прикармливать» госслужащих.
Даже если инспектор контролирующего органа намекает предпринимателю о возможности «договориться полюбовно», юристы категорически не рекомендуют на это соглашаться. «Проверяющие могут придираться к любым незначительным нарушениям, делая невозможным нормальную работу предприятия. Но не предлагайте им взяток. Если же они настойчиво требуют «вознаграждения» – всегда можно обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением», – считает управляющий партнер ЮФ «Кравец, Новак и Партнеры» Ростислав Кравец.
«Работа над ошибками»
Если случилось самое страшное и предприятие закрыли, у предпринимателя есть два пути: устранить найденное и запротоколированное проверяющими нарушение или оспаривать выводы инспекторов в суде. В первом случае после «наведения порядка» нужно повторно вызвать комиссию из СЭС или Госпотребинспекции. Они убедятся в том, что в «наказанной» ими компании уже все соответствует нормам законодательства, и выпишут разрешение на возобновление ее работы.
К судебным «войнам» нужно подготовиться не менее основательно. Юристы рекомендуют найти свидетелей, которые подпишут негативный протокол проверки предприятия вместе с предпринимателем. Так будет легче в дальнейшем оспаривать действия инспекторов в суде. А вот неподписание протокола предпринимателю абсолютно ничего не даст – проверяющие тут же составят акт о том, что он отказался подписывать их протокол по результатам проверки, скрепят его своими подписями и на этом все закончится. «Если в судебном порядке будет доказано, что работником СЭС были превышены полномочия при выполнении своих служебных обязанностей, то предприятие вправе взыскивать убытки, которые были ему нанесены неправомерными действиями сотрудников СЭС», – говорит управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Сергей Боярчуков. Однако вину работников СЭС еще нужно доказать. Проще всего это сделать, если вести видеосъемку процесса проверки, которую потом можно предъявить суду как доказательство. Но если площадь предприятия – 1000 кв. м, а проверка пришла неожиданно, то есть ли возможность заранее устанавливать камеры и настраивать оборудование?
Увы, у предпринимателя немного шансов выиграть суд. Впрочем, если бизнесмен решился на это, то не стоит затягивать с началом судебной тяжбы. «Обжаловать постановления, распоряжения, предписания и выводы должностных лиц контролирующих органов можно только в течение месяца», – предупреждает управляющий партнер LCF Law Group Анна Огренчук.
Правила поведения при проверке СЭС и Госпотребинспекции* |
Что нужно помнить?
|
Что можно делать?
|
* Эти правила универсальные для обеих структур.
За что и на сколько штрафует СЭС?
Нарушение | Размер штрафа |
Передача заказчику или в производство документации, которая не отвечает требованиям санитарных норм. Ответственность несет разработчик документации | 25% стоимости разработки |
Реализация продукции, запрещенной к выпуску и реализации | 100% стоимости реализованной продукции |
Выпуск и реализация продукции, опасной для жизни и здоровья | 100% стоимости выпущенной и (или) реализованной продукции |
Непредъявление инспекторам СЭС продукции, которая подлежит контролю | 25% стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения |
Нарушение требований соблюдения тишины | Первое нарушение: от 850 грн. до 7,65 тыс. грн. Повторное нарушение:100% стоимости реализованной продукции, выполненных работ или оказанных услуг |
* Согласно ЗУ «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» и Уголовного кодекса Украины.
За что и на сколько штрафует Госпотребинспекция?
Нарушение | Размер штрафа |
Отказ потребителю в реализации его прав (возврат товара и т. д.) | Для всех: Десятикратный размер стоимости продукции на момент ее продажи |
Изготовление и реализация продукции, которая не отвечает требованиям нормативных документов | Для общей системы налогообложения: 50% от стоимости изготовленной или проданной партии товара Для упрощенцев: 170 грн. |
Продажа продукции без сертификатов качества | Для общей системы налогообложения: 50% стоимости, полученной от реализации товара Для упрощенцев: 170 грн. |
Изготовление или реализация продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества покупателя или окружающей среды | Для общей системы налогообложения: 300% стоимости произведенной или проданной партии товара Для упрощенцев: 850 грн. |
Реализация запрещенной продукции | Для общей системы налогообложения: 500% стоимости полученной для реализации партии товара Для упрощенцев: 1700 грн. |
Реализация опасного товара (отрава, пестициды и т. д.) | Для общей системы налогообложения: 100% стоимости полученной для реализации партии товара Для упрощенцев: 340 грн. |
Отсутствие информации о продукции, в том числе на ценниках | Для общей системы налогообложения: 30% стоимости полученной для реализации партии товара Для упрощенцев: 85 грн. |
Создание трудностей при проверке инспекторам | Для общей системы налогообложения: 1–10% стоимости продукции, проданной за предыдущий календарный месяц Для упрощенцев: 170 грн. |
Несвоевременное устранение нарушений | Для всех: 170 грн. |
Продажа просроченного товара | Для всех: 200% стоимости остатков партии товара |
Нарушение условий договора между покупателем и продавцом о выполнении работ или предоставлении услуг | Для всех: 1–10% стоимости выполненных услуг за предыдущий календарный месяц |
* Согласно ЗУ «О защите прав потребителей», Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» и Уголовного кодекса Украины.