Корреспондент: Чемоданные потрошители. Почему в аэропорту Борисполь у пассажиров массово исчезают вещи

Чуть более $ 20 тыс. - во столько обошелся украинской моделиАнне Василевской перелет из Ялты в Киев. Из этой суммы $ 500 ушло на покупкуавиабилета vip-класса, а остальные деньги - цена драгоценностей от Tiffany,которые пропали из ее саквояжа в аэропорту Борисполь.

Воров не отпугнула ни бирка vip-туриста, ни кодовый замок. ПропажуВасилевская обнаружила слишком поздно, уже дома, поэтому подавать заявление вмилицию не стала. C тех пор для нее каждое “свидание” с главными воздушнымиворотами страны - повод для напряжения и волна негативных воспоминаний.

Подобные чувства готовы разделить с Василевской тысячи пассажировукраинского аэропорта номер один. Здесь воруют все - от очков и телефонов до денег,электроники и драгоценностей.

Только по официальным данным за прошлый год, 312 пассажиров подали заявления о краже багажа. За первое полугодие 2012-го число обращений к правоохранителям достигло 96.

Только по официальным данным за прошлый год, 312 пассажировподали заявления о краже багажа. За первое полугодие 2012-го число обращений кправоохранителям достигло 96. По словам экспертов, эти цифры - верхушкаайсберга: значительное число обворованных обнаруживают пропажу слишком поздно ине подают заявлений.

Руководители аэропорта признают проблему и говорят, что  борются с преступниками постоянно. Однакогарантировать, что с воровством будет покончено, в аэропорту, как и вкурирующем его Министерстве инфраструктуры, не могут. Чиновники кивают на Запад- мол, и там тащат из багажа ценности.

Эксперты уверены: при желании проблему можно решить - нужноувольнять проштрафившихся грузчиков. “Технологии контроля безопасности багажа вмеждународных аэропортах мира одинаковые. Системы видеоконтроля работаютбесперебойно - и в Борисполе, и в Жулянах, и в лондонском Хитроу. И если все честновыполняют свою работу, кражи невозможны”, - говорит Олег Петровский,замдиректора международного аэропорта Жуляны. После увольнения подозрительныхбригад грузчиков воровство здесь сошло на нет.

Технология обмана

О том, что в Борисполе воруют и делают это с размахом, Корреспондентубедился, когда всего за пару дней поисков нашел пятерых человек, чей багажподвергся “чистке”.

Катерина Лаврентьева с болью вспоминает, как испарились бриллиантыее матери от Cartier, спрятанные в рукаве рубашки в закрытой сумке. “Яопаздывала на рейс и не успела замотать чемодан в ленту. Правда, закрыла назамок. В отеле я увидела, что замок сломан, а молния не до конца застегнута”, -рассказывает киевлянка.

Еще одна жертва Борисполя - Ольга Немцева, экс-редакторглянцевого журнала. Она летела из Перу в Киев с пересадкой в Риме. В столицеИталии сдала вещи в багаж, а в Борисполе после долгого ожидания получила их впотрепанном виде. “Внешние карманы вывернуты, молнии выдраны с мясом, золотыхукрашений след простыл”, - вспоминает Немцева, в каком виде перед ней предсталоее добро на багажной ленте.

Облегчали багаж в аэропорту Борисполь и у каждого второго сотрудникаКорреспондента и их семей. Лишь за последние два года из чемоданов сотрудниковредакции после прохода через основные воздушные ворота страны пропали камераSony, очки Banana Republic, ноутбук MacBook, деньги, золотые серьги и другиеукрашения.

Бориспольская черная дыра достигла таких размеров, что о ней заговорили даже иностранные авиаперевозчики

Причем грузчики в Борисполе начали демонстрировать утонченныйвкус - у редактора отдела Культура после возвращения из Испании из багажапропала бутылка дорогого красного вина Rioja. Более доступные продукты трудавиноделов из этого же региона, лежавшие рядом, оказались нетронутыми.

Бориспольская черная дыра достигла таких размеров, что о нейзаговорили даже иностранные авиаперевозчики. Акош Бош, гендиректор лоукостаWizz Air Украина, рассказывает, что его компания с марта 2011 годаобслуживается в Жулянах, покинув бориспольское взлетное поле. Основная причина -второй столичный аэропорт более подходит бизнес-модели лоукостов. Однакоперенос дал Wizz Air еще один неожиданный бонус - за время обслуживания вЖулянах у компании не зарегистрировано ни одного случая воровства.

Основной груз ответственности за дурную славу Борисполя лежитна плечах грузчиков. Именно они имеют доступ к багажу пассажиров и используютэто в своих целях. Воровство - дело нелегкое, и им приходится заручитьсяподдержкой специалистов по авиабезопасности, которые контролируют каждый метр,пройденный багажом из рук туристов к самолету.

Сданные пассажирами вещи обязательно сканируют - так сотрудникибезопасности проверяют, не содержит ли груз запрещенных предметов. Эта жепроцедура позволяет увидеть спрятанные ценности. А дальше, говорят источники вслужбе авиабезопасности аэропорта Борисполь, “прикормленный” сотрудник может с помощьюsms сбросить наводку начальнику смены грузчиков или поставить на “хороший”багаж небольшую метку.

Перенос дал Wizz Air еще один неожиданный бонус - за время обслуживания в Жулянах у компании не зарегистрировано ни одного случая воровства.

Затем грузчикам нужно лишь дождаться, когда вещи достигнут самойуязвимой точки - багажного отделения самолета, единственного места, где нетвидеонаблюдения. Контролер тут один - представитель отдела внутренней безопасностиаэропорта. Если и он в доле, взятки с грузчиков будут гладки: пассажиробнаружит пропажу лишь тогда, когда получит багаж по прибытии в другой город. Доказать,где именно произошло преступление, будет уже тяжело.

“Багажное отделение самолета - место номер один для совершениякраж. Ведь со специалистом по авиабезопасности можно договориться, и он завознаграждение специально не заметит действий грузчиков”, - говорит Петровский,имеющий богатый опыт борьбы с подобной преступностью.

Как уверяют источники в службе авиабезопасности Борисполя,кражи происходят и в отделении разгрузки, перед подачей вещей на самодвижущуюсяленту. Хотя процесс контролируется видеокамерами, некоторые грузчики так умелоприкрывают чужие вещи своим телом, что камеры не засекают их преступных действий.Главное работать быстро.

На этом этапе дело можно считать почти завершенным, ведьвывести вора на чистую воду будет крайне хлопотно. Как объясняет НиколайЖукович, пресс-секретарь Киевского облуправления МВД, преступнику достаточнонезаметно выбросить украденное даже во время обыска, и он уже окажется чист передзаконом. Оброненная вещь даже не будет считаться краденой, ведь заявления вмилицию о ее пропаже на тот момент, как правило, не существует в природе - пассажирвряд ли станет рыться в своих вещах прямо в аэропорту.

Кроме того, преступники могут не бояться сотрудников линейногоотдела милиции, которые контролируют аэропорт, - судя по всему, они могут бытьсообщниками грузчиков. Жукович, например, заметил такую особенность: как толькоситуацию в аэропорту проверяют не местные милиционеры, а оперативники из Киева,количество заявлений о кражах резко идет на спад. Но как только киевлянеуезжают, статускво восстанавливается.

Киевский клондайк

Выйдя за пределы аэропорта, “товар” отправляется перекупщикамили в ломбарды города Борисполя. Корреспондент в ходе собственногорасследования познакомился с этими заведениями, торгующими, как правило, телефонами,ноутбуками, золотым ломом, очками. Именно там, по сведениям сотрудниковаэропорта, стоит искать пропавшие вещи.

По словам работников Борисполя, нужно лишь грамотно искать, переждавполтора-два месяца - за это время товар “отлежится”, то есть пройдетсвоеобразный карантин на случай, если его кто-либо ищет.

Если бытовую технику или золото за это время не продадут назапчасти или на лом, краденое появится на прилавке. Причем стоимость его будетв два- три раза ниже рыночной - ведь никаких документов нет. А вот дорогихювелирных украшений эксклюзивных брендов Cartier, Bvlgari, Damiani там ненайти. Их, по словам анонимных источников, распределяют на продажу провереннымлюдям за пределами украинской столицы.

Выйдя за пределы аэропорта, “товар” отправляется перекупщикам или в ломбарды города Борисполя

Роль Борисполя во всей этой истории не ограничивается лишь сбытомтовара - город является еще и главным поставщиком кадров для аэропорта. И какаяиз двух этих ипостасей более губительна для авиапассажиров, определить трудно.

Как признавался один высокопоставленный чиновник, поборотьворовство в аэропорту можно, лишь наняв не местных, а, например, столичныхжителей: мол, бориспольчане проникнуты духом стяжательства.

Но нанять сторонних людей трудно: кадровый вопрос в аэропортуподелен между украинским филиалом международной компании Swissport и местнойадминистрацией.

Там, где Swissport все делает самостоятельно - принимает на работугрузчиков, контролирует погрузку-разгрузку (как происходит в столичныхЖулянах), проблем нет.

Конечно, пассажиропоток там в разы меньше - 2,5 тыс. человекв день против 30 тыс. в Борисполе, но одной лишь этой разницей объяснитьположительные результаты Жулян нельзя. Свою роль играет и жесткая позиция местногоруководства, увольняющего грузчиков целыми сменами, и тотальный контроль.

В Борисполе массовые увольнения тоже случаются, но для этогонужен экстраординарный повод. Такой, например, как случай полуторагодичнойдавности, произошедший с летевшей с гастролей Софией Ротару, звездой украинскойпоп-сцены. В Киеве она обнаружила, что из багажа пропало ожерелье за $ 30 тыс.,и подала заявление в милицию. Как написал по этому поводу в электронной перепискеРуслан Евдокименко, сын певицы, ожерелье нашли примерно через час после подачи заявления,а всю смену грузчиков вместе с их начальником уволили.

Крутая профессия

Если судить по данным, собранным Корреспондентом в Борисполе,подобное наказание выглядит довольно суровым, ведь аэропортовский грузчик, поместным понятиям, - профессия завидная. Хотя официально “багажные менеджеры”получают до 4 тыс. грн., не эти деньги обеспечивают их жизнь.

“Моя подруга встречалась с грузчиком из аэропорта ради подарков,который тот каждый день приносил ей со смены, - то цифровой фотоаппарат, тозолотые украшения, то выпивку”, - рассказывает Мила Голубева, хозяйка магазинаПродукты в городе Борисполе. Она прожила здесь всю свою жизнь, несколько летработала в местном баре Non Stop, где любят отдыхать “багажные менеджеры”, идосконально знакома с их возможностями.

Хотя официально “багажные менеджеры”получают до 4 тыс. грн., не эти деньги обеспечивают их жизнь.

“Устроиться грузчиком в аэропорт крайне трудно. Но те счастливчики,которые устраиваются, деньги со своих зарплатных карточек не снимают. Средствот сбыта ворованного хватает и на дом, и на хорошую машину”, - рассказываетГолубева.

Корреспондент лично убедился в dolce vita багажной элиты, когдапосетил село Глубокое в 7 км от Борисполя, где живет Виталий Сугак, начальниксмены грузчиков аэропорта. Здесь он отстроил двухэтажный особняк с приусадебнымучастком и пристройкой - довольно непритязательный как для топ-менеджера из столицыи весьма примечательный для “багажного менеджера” с официальным доходом 4 тыс.грн. Эксперты из консалтингово-аудиторской компании Deloitte & Toucheоценивают стоимость подобного коттеджа с землей минимум в $ 250 тыс.

Напротив этого дома стоит другой, поменьше, который главный грузчиквозвел для матери. По оценкам экспертов, его рыночная стоимость ниже - порядка $150 тыс. Для накопления сбережений на постройку двух подобных домов человеку стакой зарплатой понадобилось бы более 66 лет при условии отказа от еды, одеждыи других трат. Сам Сугак оставил без ответа все попытки получить у негокомментарии о работе и сельской недвижимости.

Аэротупик

Евгений Миленко, начальник внутренней безопасности аэропортаБорисполь, не смог ни подтвердить, ни опровергнуть вышеописанные схемыворовства. Проблему, однако, Миленко признал, добавив, что основной причинойкраж в аэропорту является “человеческий фактор”.

В Министерстве инфраструктуры заверили, что кражи - бич всехаэропортов, и в Борисполе с ними борются всеми силами. В пресс-службе ведомствасообщили: по каждому случаю кражи - если есть заявление - проводятрасследование: сотрудники безопасности аэропорта изымают записи камернаблюдения, выясняют, кто из грузчиков обслуживал рейс, требуют письменныхобъяснений “багажных менеджеров”, а если доказать причастность грузчика к воровствуневозможно, за рейсом усиленно наблюдают.

Эффект от борьбы пока невелик. За этот год по факту краживещей у туристов в аэропорту возбудили 71 уголовное дело, однако раскрыли всегосемь. Виновными признали 12 человек, но это грузчики и уборщица. Сотрудниковбезопасности среди преступников не нашли.

За этот год по факту кражи вещей у туристов в аэропорту возбудили 71 уголовное дело, однако раскрыли всего семь

Жукович рассказал, что основное препятствие на пути противодействияворам - отсутствие заявлений от пострадавших. Но в последнее время борьба спреступностью в аэропорту резко обострилась. В конце июня в Борисполе задержалитрех грузчиков-воров, а сотрудника безопасности, который мог быть с нимисвязан, сейчас тщательно проверяют. Линейное отделение милиции аэропорта выложилона сайт МВД для опознания фотографии 250 изъятых у преступников предметов - украшения,фотоаппараты, видеокамеры, наручные часы, очки и ноутбуки.

Подобными акциями положение дел не изменить. Эксперты говорят,что для успеха необходима системная работа. Начинать нужно с самого низа, какэто делают в Жулянах. “Мы проводим внутреннее расследование при поступлениизаявления о краже. Виновных увольняем раз и навсегда”, - говорит Владимир Семенченко,директор Swissport Украина. Если все станут вести себя подобным образом, то числокраж, по его мнению, резко уменьшится, а доверие к украинским аэропортамвозрастет.

Пока этого не происходит, все пассажиры, знакомые с бориспольскимиреалиями, старательно обматывают свой багаж пленкой, пытаясь уберечь его от грузчиков.В аэропорту номер один туристам в этом деле рады помочь - здесь работаетпорядка 30 машин по упаковке багажа в прозрачные пакеты. Это в 15 раз больше,чем, например, в куда более крупном парижском аэропорту Шарль-де-Голль.

По оценкам Алексея Аристова, младшего директора Deloitte &Touche, годовой доход бориспольских “мотальщиков” может составлять более $ 2млн. Эти деньги уже можно считать налогом на страх, который исправно платятпассажиры аэропорта.

Кстати, у самого Аристова полгода назад в аэропорту Бориспольиз багажа исчезла кепка.  

***

Этот материал опубликован в №26 журнала Корреспондент от 6 июля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться



Источник: Новости раздела Новости компаний на korrespondent.net


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK