Биография 76-летнего Амансио Ортеги Гаоны, самого богатогочеловека Европы, полна загадок и противоречий. Будучи законодателем мировоймоды и основателем Inditex - одной из крупнейших в мире компаний, работающих вобласти производства и продажи одежды, которой принадлежат известнейшие бренды Zaraи Massimo Dutti, он носит самые обычные рубашки с коротким рукавом, крайнередко надевает пиджак и ненавидит галстуки.
Более того, продолжая зарабатывать миллиарды даже в разгардолгового кризиса еврозоны, сопровождаемого всеобщими мерами жесткой экономии ипадением доходов европейцев, Ортега не занимается самопиаром, остается в тени инаотрез отказывается от интервью.
“Все, что мы знаем об Ортеге, это то, что он самый богатый пенсионер”,- рассказывает Корреспонденту о своем соотечественнике жительница Мадридастудентка Кармен Мюрей. Куда больше бизнесмена-миллиардера столичную модницу интересуютновинки в его магазинах модной одежды Bershka и Zara.
Стоимость активов,принадлежащих Ортеге, в этом году выросла на $ 3,8 млрд и на данный момент составляет примерно $ 39,5 млрд.Испанка утверждает, что ее сограждане узнали об Ортеге тольков последние годы, когда его имя - равно как и данные о колоссальных доходах -стало греметь на весь мир. Рост его прибыли обратно пропорционален падениюэкономики Испании, улыбается Мюрей.
По недавней оценке агентства Bloomberg, стоимость активов,принадлежащих Ортеге, в этом году выросла на $ 3,8 млрд и на данный моментсоставляет примерно $ 39,5 млрд. Прежний лидер списка европейских богачей -основатель шведской мебельной компании IKEA 86-летний Ингвар Кампрад - владеет состоянием$ 37,2 млрд.
Согласно информации Bloomberg, расположившего Ортегу начетвертом месте в списке мировых толстосумов, обойти испанца смогли только мексиканскийтелекоммуникационный магнат Карлос Слим ($ 69 млрд), соучредитель компанииMicrosoft Билл Гейтс ($ 61 млрд) и председатель компании Berkshire HathawayInc. финансист Уоррен Баффет ($ 44 млрд).
Но, по мнению американского журнала Forbes, состояние Ортегинемного скромнее: он заработал около $ 37,5 млрд и занял пятое место в списке миллиардеров.По сравнению с прошлым годом акции компании выросли на 25 %, таким образомдобавив к капиталу магната $ 6,5 млрд.
В то время как безработица в Испании дошла до рекордных 20%, Ортега продолжает создавать рабочие места по всему миру. В настоящее времяInditex владеет более 5.600 магазинов, в которых работают более 100 тыс.сотрудников.
Миллиардер поневоле
Жизнь Ортеги - типичное воплощение американской мечты, территориальнопривязанное к Испании. Будущий миллиардер родился в бедной рабочей семье впровинции Леон: отец - железнодорожник, мать - горничная. В 13 лет ему пришлосьбросить школу и, чтобы прокормить себя, пойти работать курьером в магазинрубашек. Тогда же, наблюдая за работой портных в ателье, подросток увлексякройкой и шитьем. Так началось восхождение большой звезды мира моды. Уже в 1963году, в возрасте всего 27 лет, Ортега основал собственную компанию под названиемConfecciones Goa, которая шила халаты. Причем шил их поначалу он сам со своейпервой супругой Розалией Мерой.
Уже тогда изучив, каким образом меняется цена готовогоизделия, проходя путь от изготовителя к потребителю, он выработал кредо своегобизнеса, заключающееся в том, чтобы максимально сократить число посредников в цепочкеи в итоге предложить покупателю самую приемлемую цену. Именно поэтому сегодня Zaraи другие бренды Ортеги, как правило, не только шьют одежду, но и самизанимаются своей логистикой, дистрибьюцией и складским хранением.
В возрасте всего 27 лет, Ортега основал собственную компанию под названиемConfecciones Goa, которая шила халаты. Причем шил их поначалу он сам со своей первой супругой Розалией Мерой.Однако не всегда бизнес Ортеги шел гладко: в 1975 году супругиоказались на грани банкротства - один из заказчиков отказался оплатить крупную партиюизготовленного ими белья. Ортеге ничего не оставалось, кроме как открыть своймагазин. Поначалу магазин назвали Zorba - в честь одного из любимых фильмовОртеги Грек Зорба с Энтони Куинном в главной роли. Но из-за проблем савторскими правами детище Ортеги вскоре получило более благозвучное и лаконичноеимя Zara.
С этого момента началась его мировая экспансия - в 1985году, чтобы расширить бизнес, была создана корпорация Inditex. Что касаетсясамой Zara, то в 1988-м она впервые перешагнула испанские границы, заявив о своемприсутствии в Португалии, а годом позже, прочно обосновавшись в Европе,продукция Zara отправилась на другой континент - в Америку.
Быстро улавливая новые модные тренды, Ортега впоследствииоткрыл магазин одежды для молодых женщин Bershka и создал бренд женского бельяи домашней одежды Oysho. Он частично монополизировал рынок ретейла, такжеприобретя бренд одежды Massimo Dutti и создав еще один бренд - Pull and Bear, позиционирующийсебя как молодежный и урбанистический и включающий в свои модели одновременноэлементы шика и фешн-хулиганства.
Дизайнерским идеям Ортеги даже кризис нипочем: по данным Bloomberg,прибыль Inditex только за первый квартал текущего года выросла на рекордные30%, составив $ 543 млн. Чистый же доход за 2011 год достиг рекордных $ 2,4 млн(1,9 млн евро).
Бизнес без правил
О скромности и непубличности Ортеги ходят легенды. Год назад,оставив пост президента Inditex, бизнесмен официально ушел на заслуженныйотдых. Как обычно, желая избежать излишнего внимания к своей особе, он простосоставил краткую записку для своих подчиненных с именем нового исполнительногодиректора компании - Пабло Ислы.
В целом стратегия Inditex противоречит всем принятым законамбизнеса - ни интервью, ни публичных выступлений, ни разнообразия фотографий.Даже Хесус Сальгадо, автор книги о текстильном магнате Амансио Ортега: от зеродо Zara, добивался встречи с Ортегой несколько лет. Ждал Сальгадо не зря:сегодня считается, что только ему удалось раскрыть миру загадочную личностьиспанского портного.
Феномен успеха Ортеги кроется в демократизации рынка модной одежды: мода не является уделом привилегированного класса, а должна быть доступной каждому жителю города и при этом учитывать его вкусы и желанияПо описанию Сальгадо,феномен успеха Ортеги кроется в демократизации рынка модной одежды: мода неявляется уделом привилегированного класса, а должна быть доступной каждомужителю города и при этом учитывать его вкусы и желания. “Когда я был обычнымработником, то думал о том, как несправедливо, что хорошую одежду могутпозволить себе только богатые”, - однажды признался миллиардер.
Еще в 1960-х годах молодой Ортега, подглядев лекала в магазинахкласса люкс, закупил недорогие ткани и пошил свои образцы, которые, какоказалось, по виду мало чем уступали одежде именитых дизайнеров, но стоили вразы дешевле и привлекали людей со средним кошельком. Так он стал нарабатыватьпервую клиентскую базу.
Много лет спустя ведущий директор французского модного домаLouis Vuitton Даниэль Пьетте назовет Zara “возможно, самым инновационным и самымразрушительным ретейлером мира”, а во французском модном мире станет принято называтьОртегу “имитатором моды”.
Тем не менее, даже выйдя на мировой рынок, Inditex никогда неприглашала именитых модельеров для разработки дизайна своих брендов. Сальгадопишет о том, что, по признанию Ортеги, раньше он просто приезжал в столицумировой моды Париж, садился на лавочку и рассматривал проходящих мимо жителейгорода, отмечая все детали их туалета: длину одежды, крой, цвет. Таким образомон стремился уловить намечающиеся модные тренды.
Он просто приезжал в столицу мировой моды Париж, садился на лавочку и рассматривал проходящих мимо жителей города, отмечая все детали их туалета: длину одежды, крой, цветЕго подчиненные рассказывают о демократичности своего шефа:он нанимает на работу молодых и никому не известных дизайнеров, запростообщается с рабочими на фабрике, а узнав, что кто-то из его подопечных остронуждается в деньгах, нередко помогает средствами. Единственное, чего Ортега нетерпит, это тунеядство. Сам он обожает свои предприятия и большую часть времени,даже будучи на пенсии, проводит именно там.
“В целом это своеобразный антипод миллиардера. Он даже питаетсяв рабочей столовой - никогда не устраивает ни банкетов, ни званых приемов”, -характеризует его Сальгадо.
В отличие от многих миллиардеров, Ортега отнюдь не сноб и несклонен заводить публичную дружбу со знаменитостями. Круг его общениясоставляют в основном старые знакомые, приятели молодости, с которыми он с удовольствиемзаседает в бюджетных кафе за кружкой горячего шоколада.
Родственников своими деньгами он особо не балует. Так, дочь Марта,которую текстильный магнат готовит в свои преемницы, какое-то время работалапродавщицей в одном из магазинов Zara и лишь потом, набравшись опыта, сталаодним из топ-менеджеров корпорации.
Свою непубличность и нежелание фотографироваться Ортегаобъясняет тем, что ему крайне важно жить своей привычной жизнью простого человека.Он был очень расстроен, когда все-таки в начале 2000-х ему пришлось нанять наработу телохранителя и шофера, а также купить шелковый галстук, в котором,впрочем, его ни разу и не видели. В тот период, по словам биографа, Ортегачасто жаловался на то, что свалившееся на него богатство поломало ему жизнь.
В отличие от многих миллиардеров, Ортега отнюдь не сноб и не склонен заводить публичную дружбу со знаменитостями.В то же время специфика правил бизнеса его корпорации неперестает удивлять. К примеру, расширяя свою экспансию, Inditex любит применятьстратегию, получившую название Оживление мертвой улицы, заключающуюся в том,чтобы выбрать площадь в малолюдной части города и открыть там несколькомагазинов, то есть создать некое подобие торгового центра. Бренды Inditex такжеотличаются разнообразием ассортимента: почти половина запасов бутиков маркиобновляется еженедельно.
Несмотря на несоответствие способа ведения бизнеса Ортеги общепринятымнормам, эксперты уверяют: росту его богатства ничто не угрожает. Увеличению доходовкомпании во многом поспособствовал выход на рынки развивающихся стран (в первуюочередь Китая, Мексики и Индии). Таким образом Ортеге удалось дистанцироватьсяот ставшего в последние годы перманентным кризиса еврозоны.
Теперь только около 22 % продаж корпорации приходится наИспанию, в то время как около 45 % - на быстрорастущие рынки, утверждает ЭннГричлоу, аналитик финансового конгломерата Societe Generale SA в Лондоне.
“На самом деле не важно, испанец он или нет, - отмечает КристодулосКавиарас, аналитик ретейла лондонской компании Barclays Plc. - В любом случае компаниявыходит за рамки Испании и получает колоссальную прибыль благодаря китайскому потребителю.Очевидно, что у них иммунитет к кризису”.
Zaraботалмиллиарды
Испанец Амансио Ортега, собственник Inditex, одного из крупнейшихмировых производителей одежды, в которую входят популярные Zara и MassimoDutti, является не только самым состоятельнымевропейцем, но и полноправным членом первой пятерки богатейших людей планеты
Год
Состояние, евро млрд
2004
7,3
2005
10,0
2006
11,8
2007
19,1
2008
16,1
2009
14,6
2010
19,9
2011
24,7
2012
29,9
Данные Forbes
Испанский размер
Ведущий испанский производитель одеждыInditexуже открыл более 5.600 магазинов одежды в 84 странах мира
Inditex
Компания
Zara
Pull and Bear
Massimo Dutti
Bershka
Stradivarius
Oysho
Zara Kids - Kiddy's Class
Zara Home
Uterqüe
Inditex
Год основания
1975
1991
1995
1998
1999
2001
2001
2003
2008
Кол-во магазинов в мире
1.659
757
584
827
699
492
196
315
89
5.618
Год
Объемы продаж, млн евро
Чистый доход, млн евро
2001
3.249
340
2002
3.974
438
2003
4.599
447
2004
5.670
628
2005
6.741
803
2006
8.196
1.002
2007
9.435
1.250
2008
10.407
1.253
2009
11.084
1.314
2010
12.527
1.732
2011
13.793
1.932
Страна
Количество магазинов
Германия
83
Андорра
8
Австрия
16
Азербайджан
2
Босния и Герцеговина
4
Болгария
23
Бельгия
77
Кипр
33
Хорватия
30
Дания
2
Словакия
6
Словения
16
Испания
1.935
Эстония
5
Финляндия
4
Франция
248
Грузия
6
Греция
159
Нидерланды
37
Венгрия
26
Ирландия
22
Исландия
2
Италия
308
Латвия
12
Литва
18
Люксембург
3
Мальта
11
Черногория
5
Монако
1
Норвегия
5
Польша
172
Португалия
344
Великобритания
96
Чехия
16
Румыния
77
Россия
270
Сербия
14
Швеция
11
Швейцария
17
Турция
141
Украина
38
Аргентина
10
Бразилия
33
Канада
22
Чили
7
Колумбия
26
Коста-Рика
4
Эль Сальвадор
5
США
45
Гватемала
9
Гондурас
2
Мексика
228
Панама
2
Перу
1
Пуэрто-Рико
1
Доминиканская республика
5
Уругвай
2
Венесуэла
22
Саудовская Аравия
122
Австралия
3
Бахрейн
10
Китай
289
Южная Корея
43
Египет
23
ОАЭ
53
Филиппины
9
Индия
8
Индонезия
25
Израиль
49
Япония
84
Иордан
13
Казахстан
8
Кувейт
20
Ливан
35
Малайзия
15
Марокко
22
Оман
4
Катар
14
Сингапур
18
Сирия
8
Южная Африка
2
Таиланд
10
Тайвань
2
Тунис
2
Данные Inditex
***
Этот материал опубликован в №25 журнала Корреспондент от 29 июня 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться
Источник: Новости раздела Новости компаний на korrespondent.net