Корреспондент: Изобрели велосипед. Мир пересаживается на двухколесный транспорт

Австралийский программист Байрон Кидд уже 16 лет работает в Токиои ежедневно добирается на работу на велосипеде - по 10 км в одну сторону. Поего словам, двухколесный транспорт - неотъемлемая часть жизни 32-миллионногомегаполиса. Как, впрочем, и всей страны, где на 126 млн человек приходится 85млн велосипедов.

“Мамы отвозят детей в детсад на велосипедах, домохозяйки ездятза покупками, бизнесмены - от дома до ближайшей станции метро, а для людей ввозрасте существуют велосипеды с тремя колесами”, - делится наблюдениямипрограммист. По его словам, в японском языке даже есть специальное название длябайка с детскими местами - “мама-чари”.

Токио занимаетчетвертое место в мировом рейтинге самых дружелюбных городов для велосипедистов,составленном датской компанией Copenhagenize Consulting, специализирующейся наразвитии велоинфраструктуры. Высокое место азиатского мегаполиса, пропустившеговперед лишь европейцев - Амстердам, Копенгаген и Барселону, - демонстрируетобщемировую тенденцию.

Сегодня вслед за традиционными лидерами велодвижения -Нидерландами, Германией и скандинавскими странами - благодаря усилиям и финансовым вливаниям местных властей велосипеды становятся будничным транспортом во многих крупных городах мира

Сегодня вслед за традиционными лидерами велодвижения -Нидерландами, Германией и скандинавскими странами - благодаря усилиям ифинансовым вливаниям местных властей велосипеды становятся будничнымтранспортом во многих крупных городах мира, столкнувшихся с проблемами пробок,загрязнения воздуха и перенаселенности.

Пересаживаются на велосипеды и в исконно “автомобильных” странахвроде США - в НьюЙорке, Портленде и Миннеаполисе количество велопоездок вырослоза минувшее десятилетие вдвое-втрое.

Стремление пересесть на байки объяснимо: согласно данным европейскогоинформационного проекта PRESTO (Популяризация велосипеда как ежедневного транспортадля каждого), велосипедист, трижды в неделю проезжающий по 6 км, здоровее человека,который младшего его на десять лет, но не крутит педали. На сооружение места навелопарковке нужно лишь 5 % средств, необходимых для одного автомобильногопаркоместа. А полоса шириной 3,5 м может пропустить за час 16 тыс. байков илишь 2 тыс. машин.

“Весь мир продвигает велосипед как транспорт прежде всего из-запроблем с экологией и недостатком городского пространства”, - объясняет КаллеВаисмаа, финский эксперт Центра исследований транспорта Технологическогоуниверситета в Тампере и один из авторов книги Лучшие европейские практики впопуляризации велосипедов и ходьбы.

Безбензиновый рай

Велосипедный стаж 41-летнего Марка ван Вуденберга из Амстердаманасчитывает 38 лет. Для его соотечественников это неудивительно: в Нидерландахбайки давно и прочно вошли в повседневность горожан. Только по Амстердаму снаселением 760 тыс. человек “бегают” 885 тыс. байков.

Вопрос об особенностях велосипедной культуры голландцев ванВуденберг, маркетолог и автор урбанистического блога Amsterdamize, воспринимаетс улыбкой: “Это словно рассуждать о том, как здорово, что из крана течет вода”.

Он говорит, что горожане седлают велосипеды по любому поводу,будь то выезд в гости или на вечеринку, поход в магазин, школу или на работу. Кслову, в офисы так добираются 40% местных жителей.

Горожане седлают велосипеды по любому поводу,будь то выезд в гости или на вечеринку, поход в магазин, школу или на работу

К тому же, отмечает ван Вуденберг, у велосипедов в Нидерландахнет социального статуса: ими пользуются все, независимо от возраста илидостатка.

Такая же картина и в Берлине, который замыкает пятерку лучшихв мире городов для велосипедистов: на каждые десять человек здесь приходитсясемь велосипедов.

Кристин Леписто, владелица компании Chemical Safety Consulting,рассказывает, что двухколесный транспорт предпочитают и бизнесмены в костюмах, идевушки в юбках и на каблуках.

“Велосипед как способ добираться на работу здесь в почете”, -отмечает Леписто. У нее самой целый велопарк: легкий велосипед для поездок погороду, спортивный - для загородных выездов и тандем, на котором они частоездят вдвоем с мужем.

Городские условия ее увлечению способствуют: весь Берлин испещренвелодорожками, специальные светофоры позволяют велосипедистам начинать движениена перекрестках раньше автомобилей, а бесплатных велопарковок здесь гораздобольше, чем автомобильных. Причем весь общественный транспорт приспособлен дляперевозки байков, что облегчает дальние поездки.

Сегодня все больше городов мира пытаются приблизиться к образцувелосипедной Европы: в топ-двадцатку самых комфортных для приверженцев байков местуже вошли улицы семи неевропейских городов - американских Портленда, Сан-Францискои Нью-Йорка, канадского Монреаля, мексиканской Гвадалахары, бразильскогоРио-де-Жанейро и японского Токио.

Весь Берлин испещрен велодорожками, специальные светофоры позволяют велосипедистам начинать движение на перекрестках раньше автомобилей, а бесплатных велопарковок здесь гораздо больше, чем автомобильных

Вслед за Европой, где около 70 городов имеют приоритетные длявелосипедистов зоны с ограничением скорости автомобиля до 30 км/ ч, аналогичнуюпрактику внедрили десятки городов за океаном.

“Городской совет во главе с мэром Ванкувера Грегором Робертсономпотратил миллионы долларов на отдельные велодорожки и парковки в центре города,- рассказывает местный велолюбитель Джо Нильсон. - Теперь ездить удобно ибезопасно”.

Тем временем в велосипедные лидеры Северной Америки, котораятрадиционно считается вотчиной автомобилистов, за последние годы вырвался Портленд.Чтобы до 2030 года увеличить долю велопутешествий среди портлендцев на 25%,местные власти выделили $ 600 млн. За этот срок в городе появится 1,1 тыс. кмновых велодорог.

Наверстать упущенное пытается и Нью-Йорк, где за последниепять лет построили около 400 км велополос. Сейчас местные власти впервыесоздают систему общественного велопроката, которая к 2013 году будет насчитывать10 тыс. велосипедов и охватит весь город. Первые 420 из 600 стоянок этойсистемы были открыты в мае 2012 года.

Велопрокаты - один из главных атрибутов удобного велогорода -становятся все более популярными и в тех регионах Европы, где это движение досих пор не было слишком распространено.

Самая большая из таких систем, позволяющих за небольшую суммупользоваться байками, действует в Париже. Прокатная сеть Velib, созданная в2007 году, сегодня насчитывает почти 1,5 тыс. пунктов проката и 20 тыс. велосипедов.Прокатиться на общественном велосипеде могут туристы за разовую плату иобладатели долгосрочных парижских проездных Navigo, действующих также в метро ипригородных поездах.

Чтобы до 2030 года увеличить долю велопутешествий среди портлендцев на 25%,местные власти выделили $ 600 млн. За этот срок в городе появится 1,1 тыс. км новых велодорог.

Цель Vеlib - заставить парижан отказаться от поездок на автомобиляхна короткие расстояния. И французская столица отказывается: с помощью сети прокатовпарижане совершают 135 тыс. велопоездок в день, а количество велосипедистоврастет в среднем на 30% за год.

К такой системе с 2010 года пришел и Лондон. Андреас Камбанис,автор блога Cycling London [Велосипедный Лондон], называет городской велопрокатодним из самых эффективных и полезных улучшений местной велоинфраструктуры запоследние годы.

Впрочем, главное, что отличает ведущие велогорода мира, этововсе не километры дорожек и сотни парковок, а статус двухколесного транспортана дороге.

“Велосипедисты хорошо защищены, - рассказывает жительАмстердама Ян Виллем Ден Бестен. - В случае ДТП водителям крайне сложноприписать вину велосипедисту. Да и автомобилисты бережно относятся к байкерам”.

Недаром Амстердам наряду с Берлином и Барселоной - лидерличного рейтинга велогородов Марии Завирюхиной, основательницы киевскоговелоклуба Velotour. Вместе с группами украинских туристов она проехала немалодорог мира, особо впечатлившись столицей Каталонии, где на узеньких улочкахводители не обгоняют велосипедистов.

“Я как-то ехала в центре Барселоны, оборачиваюсь - а за мнойсобралось два квартала машин, и никто даже не посигналит”, - вспоминаетЗавирюхина.

Тише едешь - дальше будешь

Безопасность передвижения, которую дает грамотно организованнаявелоинфраструктура, - лучший стимул крутить педали, убеждены эксперты.

“Если велосипед воспринимается как опасный вид транспорта иобъективно таким является, большинство людей не будут им пользоваться”, -подчеркивает ван Вуденберг.

Это именно та ситуация, что сложилась сегодня в Украине, отмечаетглава Ассоциации велосипедистов Киева Ирина Бондаренко. На стене в ее офисе -карта Киева, где отмечены 17 магистральных веломаршрутов, которые должны былипоявиться в столице за 2010-2012 годы. Предполагалось, что они охватят более 60улиц, а их общая протяженность составит 160 км.

Однако пока велодорожки Киева можно пересчитать на пальцаходной руки, причем большинство из них, по словам Бондаренко, слишком узкие, не имеютсъездов с бордюров, обрываются на перекрестках и де-факто являются “огрызками”веломаршрутов.

Велодорожки Киева можно пересчитать на пальцах одной руки, причем большинство из них, по словам Бондаренко, слишком узкие, не имеют съездов с бордюров, обрываются на перекрестках и де-факто являются “огрызками” веломаршрутов

Лишь первые шаги в развитии велоинфраструктуры делают Винница,Ужгород, Евпатория, Луцк, Черкассы и Львов.

Неудивительно, сетует Бондаренко, что при растущем количествеобладателей велосипедов в Украине большинство байков пылятся на балконах довыходных, а по городу велосипедисты передвигаются, как правило, в полной спортивнойэкипировке: с одной стороны, это дань требованиям безопасности, а с другой -свидетельство того, что украинцы пока не видят в велосипедах ежедневныйтранспорт.

Но международные урбанисты и транспортные специалистыубеждены, что растущая популярность велосипедов “на каждый день” - неотвратимыймировой тренд.

Польский эксперт Петр Куропатвинский, доктор экономическихнаук, преподаватель Гданьского университета и вице-президент Европейскойфедерации велосипедистов, напоминает, что 50 % автомобильных поездок совершаютсяна “велосипедные” расстояния до пяти километров, тогда как в пробках мегаполисовтеряется и время, и топливо.

“Пришло время найти приемлемый для человека и окружающейсреды, негабаритный способ передвижения, что вполне обеспечивает велосипед -как самостоятельно, так и в связке с общественным транспортом, особенно метро ипригородными поездами”, - уверен Куропатвинский.

Поэтому, считает он, для “начинающих” велогородов - в томчисле польских и украинских - принципиально важны не косметические велополосы,а смена всей концепции городского движения, которая на равных правах включилабы в себя велосипедистов.

Авторы же мирового рейтинга велогородов Copenhagenize Indexочерчивают перспективу оптимистично, напоминая, что тренд подхватили главныемировые столицы.

“Если Нью-Йорк взлетит [в развитии велосипедного движения],как Париж или Лондон, мы увидим эффект домино по всему миру”, - резюмируютэксперты Copenhagenize Index.

Самыевелосипедные

Топ-10 городов, где велосипедисты чувствуют себя наиболее комфортно

1.     Амстердам(Нидерланды)

Баллы:54*

Население:790 тыс.

Общаяпротяженность городских велодорожек: 400 км

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 36%

Системагородского велопроката: работают несколько небольших пунктов проката

Количествовелосипедов в системе: -

Количествостанций проката: -

2.     Копенгаген(Дания)

Баллы:52

Население:552 тыс.

Общаяпротяженность городских велодорожек: 350 км

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 37%

Системагородского велопроката: Copenhagen City Bikes

Количествовелосипедов в системе: 2.000

Количествостанций проката: 110

3.     Барселона(Испания)

Баллы:45

Население:1,6 млн

Общаяпротяженность городских велодорожек: 160 км

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 2%

Системагородского велопроката: Bicing

Количествовелосипедов в системе: 6.000

Количествостанций проката: 400

4.   Токио (Япония)

Баллы:41

Население:13,2 млн

Общаяпротяженность городских велодорожек: н/д

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 13%

Системагородского велопроката: работают несколько небольших пунктов проката

Количествовелосипедов в системе: -

Количествостанций проката: -

5.   Берлин (Германия)

Баллы:41

Население:3,5 млн

Общаяпротяженность городских велодорожек: 620 км

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 13%

Системагородского велопроката: Call-a-Bile

Количествовелосипедов в системе: 1.300

Количествостанций проката: 75

6.   Мюнхен (Германия)

Баллы:40

Население:1,4 млн

Общаяпротяженность городских велодорожек: 1.200 км

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 17%

Системагородского велопроката: Nextbike

Количествовелосипедов в системе: 300

Количествостанций проката: 30

7.   Париж (Франция)

Баллы:39

Население:2,2 млн

Общаяпротяженность городских велодорожек: 440 км

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 3%

Системагородского велопроката: Velib

Количествовелосипедов в системе: 20.000

Количествостанций проката: 1.800

8.   Монреаль (Канада)

Баллы:38

Население:1,6 млн

Общаяпротяженность городских велодорожек: 400 км

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 2%

Системагородского велопроката: BIXI

Количествовелосипедов в системе: 5.120

Количествостанций проката: 411

9.   Дублин (Ирландия)

Баллы:37

Население:527 тыс.

Общаяпротяженность городских велодорожек: 200 км

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 4%

Системагородского велопроката: Dublinbikes

Количествовелосипедов в системе: 550

Количествостанций проката: 44

10.   Будапешт (Венгрия)

Баллы:36

Население:1,7 млн

Общаяпротяженность городских велодорожек: 170 км

Доляпоездок на работу, совершаемых на велосипедах: 5%

Системагородского велопроката: BuBi**

Количествовелосипедов в системе: 1.000

Количествостанций проката: 75

* Присоставлении рейтинга The Copenhagenize Index былиучтены 13 факторов, в том числе пропаганда велотранпсорта, уровень велосипеднойкультуры в целом, развитость инфраструктуры, наличие городской системы велопроката(велошейринг), доля поездок, совершаемых на велосипедах, от общего их числа ибезопасность велосипедистов

**Проект на стадии подготовки, будет запущен в 2013 году

Быстро и полезно

Ученые доказали: передвижение по городу на велосипеде позволяет сэкономить времяи укрепить здоровье

6 кг в среднем теряет человек за год с момента предпочтения автомобилювелосипеда в качестве основного вида транспорта

Наместе парковки одного автомобиля можноприпарковать 20 велосипедов

Люди,которые ездят на велосипеде в течение 30минут пять дней в неделю, проводят на больничных в два раза меньше времени, чем те, кто ведет малоподвижный образжизни

Ездана велосипеде позволяет сжечь 600 ккал вчас

Вчасы пик велосипеды движутся на 50%быстрее автомобилей

ДанныеThe Copenhagenize Index, информационно-справочнойслужбы Корреспондента

***

Этот материал опубликован в №24 журнала Корреспондент от 22 июня 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь



Источник: Новости раздела Авто на korrespondent.net


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK