Национальная валюта неумолимо девальвирует. На дату сдачи номера «Денег» в печать (1 июня) курс продажи наличной гривны достиг 8,11 грн/долл. Это абсолютный минимум, начиная с 2010 года. При этом в Нацбанке утверждают, что на самом деле – все хорошо, курс стабилен и ни о какой девальвации и речи быть не может. По крайней мере, именно такие тезисы содержало видео-заявление главы НБУ Сергея Арбузова, размещенное на сайте Нацбанка 25 апреля. Но чем больше Нацбанк пытается убедить нас, что гривна будет стабильна, тем больше опасений вызывает ее здоровье.
Экономически неоправдан
Уже сейчас в кулуарах говорят о том, что курс гривны на нынешнем уровне экономически неоправдан и удерживается лишь усилием воли Нацбанка. Кстати, НБУ оперативно отреагировал на ослабление нацвалюты, связав банковскую ликвидность в считанные дни. В результате чего ставки по межбанковским кредитам over-night подскочили до 18–20% годовых (в спокойные периоды 2–4%), а остатки на корсчетах упали до 15 млрд. грн. (по состоянию на 30 мая). Такие меры по стабилизации курса похожи на сбивание температуры тяжелобольному пациенту. Видимость улучшения есть, но о реальном выздоровлении речь не идет.
На гривну оказывают давление сразу несколько негативных факторов. Во-первых, это замедление темпов роста национальной экономики. Во-вторых, ухудшение внешней конъюнктуры. Проблемы в Европе сказываются на объемах потребления основных статей украинского экспорта – металлопроката и химпродукции, что приводит к сокращению притока валюты в страну.
«Наиболее сложным периодом будет июль-октябрь, когда Украину ждет самый сильный дефицит внешней торговли в течение текущего года. В частности, цены на продукцию металлургии в ІІІ квартале года ожидаются в среднем на 8% ниже, чем в во ІІ квартале 2012, что приведет к сокращению экспортных поступлений», – говорит начальник аналитического отдела «Альфа-Банка» Алексей Блинов. Правда, именно в III квартале начнется сезонный пик экспорта сельхозпродукции.
В-третьих, в 2012 году Украина должна погасить огромную сумму долгов – как внутренних, так внешних. Только МВФ мы должны выплатить 2,4 млрд. долл. с августа по ноябрь 2012 года. Благо, правительству удалось договориться о реструктуризации другого крупного кредита – 2 млрд. долл., выданных Украине российским VTB Capital. Кредит обменяли на двух- и трехлетние облигации внутреннего займа под 9,3–9,45% годовых. Прежний кредит был оформлен под 6,7%. В правительстве говорят, что сделка была мегавыгодной. Ведь сейчас Украина не смогла бы получить кредит и под 10%. И, стоит признать, это действительно так.
Кредитовать Украину МВФ в ближайшее время не намерен, а на внешних рынках украинские облигации популярностью не пользуются.
«Новый виток кризиса в Еврозоне и последующие усложнение доступа правительства и частного сектора на рынки иностранного капитала могут привести к неизбежной девальвация гривны до конца года», – говорит аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Виталий Ваврищук.
В-четвертых, надо где-то брать деньги на многочисленные предвыборные социальные инициативы. Аналитики говорят, что меньшим злом для Украины будет, если они останутся лишь предвыборными обещаниями. Ведь в противном случае правительству придется включать печатный станок, что само по себе неминуемо приведет к девальвации.
Улыбаются и машут
Большинство банкиров, к которым корреспонденты «Денег» обратились с просьбой прокомментировать перспективы гривны, тактично отказались от лестного предложения выступить экспертами по столь важному вопросу. Злые языки утверждают, что воздержаться от комментирования данной темы банкирам очень настойчиво «рекомендуют» в самых высоких для них кабинетах. Но ни в одном из банков нам эти слухи не подтвердили – повсюду объясняли отказ от комментирования ситуации с национальной валютой ссылками на внутреннюю политику финучреждения.
Ценой нечеловеческих усилий корреспондентам «Денег» удалось убедить десять банкиров поделиться своими ожиданиями относительно будущего нацвалюты. Правда, всего четыре комментатора согласились на упоминание своего имени в тексте. Остальные шестеро дали комментарии на условиях анонимности.
Примечательно, что банкиры, которые комментировали курс в открытую, как правило, говорили об устойчивости гривны и значительной девальвации не прогнозировали. В частности, председатель правления ПУМБ Константин Вайсман отметил, что не ожидает значительных колебаний национальной валюты.
«Курс, скорее всего, останется на прежнем уровне до конца года (8 грн./долл.), однако 2012 год будет однозначно сложнее для гривны по сравнению с 2010–2011 гг», – отметил аналитик «Эрсте Банка» Марьян Заблоцкий.
Более смелый прогноз высказал начальник аналитического отдела «Альфа-Банка» Алексей Блинов. «Наиболее вероятным является сценарий поддержания более-менее стабильного обменного курса до конца года с ориентиром на декабрь 2012 года в диапазоне 8,05–8,20 грн./долл.», – сообщил он «Деньгам», аргументируя тем, что несмотря на массу негативных факторов, Нацбанк располагает достаточным инструментарием для минимизации колебаний обменного курса.
«Мы ожидаем незначительного ослабления гривны (до 10%) в IV квартале», – отметил в интервью «Деньгам» начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб. Не страшно? Но если перевести сказанное на язык цифр, получится, что в декабре за один доллар нам придется платить 8,8 грн.
Банкиры, предоставившие прогноз на условиях анонимности, высказывали прогнозы гораздо более пессимистичные – до 9,5 грн./долл. на конец года. Встречались и апокалиптичные заявления о курсе 10–12 грн./долл. Но они были в меньшинстве. В итоге, консенсус-прогноз опрошенных корреспондентами «Денег» банкиров на декабрь 2012 года составил 8,7 грн./долл.
Причем, большинство банкиров уверено, что девальвация будет резкой и произойдет в ноябре, сразу после выборов в парламент. До этого времени курс будет удерживаться любыми средствами. Нынешняя же коррекция курса нацвалюты есть явление кратковременное и ситуативное. «Ослабление гривны связано с несколькими факторами: погашение инвесторами ОВГЗ и нервозность игроков рынка в связи с долговым кризисом в еврозоне. Также некоторые дилеры, пользуясь ситуативной неопределенностью, решили увеличить свою доходность и искусственно повысить курс», – объяснил «Деньгам» заместитель начальника управления казначейства «Индустриалбанка» Геннадий Литвинов.
Резюме: В пользу девальвации гривны говорит множеству внешних и внутренних факторов. В том числе, рекомендации МВФ о большей «гибкости курса». В пользу стабильности – лишь желание Нацбанка удержать курс на «взятой высоте».