Продажи новых автомобилей в Украине растут. По крайней мере, по итогам года, рынок вырос на 35,7% – до 220,6 тыс. новых авто. Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко прогнозирует положительную динамику продаж и в 2012 году. «Рынок вырастет минимум на 20%, то есть будет продано более 260 тыс. машин», – считает г-н Назаренко. Как будет развиваться украинский авторынок? Когда и чем завершится спецрасследование в отношении автоимпортеров? Будут ли дешеветь автокредиты? На эти вопросы отвечали эксперты автомобильной отрасли в ходе круглого стола, организованного журналом «Деньги».
Факторы роста
По сравнению с 2008 годом, когда было продано 643 тыс. новых машин, авторынок еще выглядит очень вяло. Впрочем, автодилеры с уверенностью говорят о том, что продажи будут расти. «В 2012 году мы ожидаем таких же темпов (роста) продаж, как и в 2011 году, то есть не менее 35%. Основным драйвером роста будет потребность в приобретении новых машин теми автовладельцами, которые купили предыдущие авто в 2006–2007 и 2008 году, но не обновили их до сих пор», – считает директор отделения стратегического развития холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко.
Конечно, вряд ли все автолюбители, у которых машине стукнуло 5–6 лет, ринутся покупать новые авто в 2012 году, однако потенциал рынка новых автомобилей в Украине огромен. «Средний возраст автомобиля в Украине – от 15 до 18 лет, поэтому двигаться есть куда. Сейчас продажам будет способствовать и вопрос техосмотра. Ведь есть проект постановления Кабмина, где говорится, что техосмотру будут подлежать все машины, которые принадлежат юрлицам. Это дополнительный стимул для обновления автопарка», – отметил в ходе круглого стола Олег Назаренко.
По мнению генерального директора компании «Гарант Ассистанс» Вадима Шевченко, на рост продаж в перспективе могли бы повлиять экологические законодательные нормы, которые стимулируют и компании, и население более активно обновлять автомобили.
Продажи автомобилей в 2011 году росли не в последнюю очередь благодаря юридическим лицам – компании и предприятия, ощутив посткризисный приток денег, инвестировали в обновление автопарка. «После кризиса деньги в первую очередь начали поступать в банковскую систему и в корпоративный сектор. В итоге на 14% в прошлом году выросли продажи коммерческого транспорта, а 55% новых легких коммерческих машин были проданы именно юрлицам», – отметил Артем Ткаченко, руководитель автомобильного бизнеса «ВиДи Груп».
Не ожидавшие всплеска продаж автодилеры в 2011 году были вынуждены дозаказывать автомобили, а покупатели порой ожидали свои новенькие иномарки по два-три месяца, а то и дольше. Дефицита автомобилей в 2012 году участники рынка не ожидают – наученные очередями прошлого года, автодилеры готовы ввозить больше. «Конечно, все зависит от стратегии: хочет ли компания продавливать продажи или просто удовлетворять существующий спрос? Некоторые бренды готовы заказывать больше и они выигрывают, тем самым формируя рост рынка», – уверен г-н Ткаченко.
Запретить иль разрешить?
Один из важнейших вопросов, влияющих на судьбу украинского авторынка, на уровень цен и динамику автопродаж, пока еще не решен. А именно нет решения Межведомственной комиссии по международной торговле, которая по заявлению Ассоциации «Укравтопром» в 2011 году начала спецрасследование относительно импорта легковых автомобилей с объемом двигателя 1–2,2 литра. Комиссия должна принять окончательное решение до апреля 2012 года.
«Мы объявили себя заинтересованной стороной и предоставляем по требованию Минэкономики все документы. Мы готовы подать всю аргументацию того, что никаких мер против импорта автомобилей вводить не нужно. 7 февраля должны были пройти слушания по этому вопросу, но они были отменены в связи с непредвиденными обстоятельствами, которые возникли у ассоциации «Укравтопром», – рассказал в ходе круглого стола Олег Назаренко. По его словам, хотя срок вынесения решения комиссией истекает 31 марта, расследование может быть продлено еще на два месяца – иначе на все необходимые процедуры может банально не хватить времени.
Отечественные автопроизводители уверены: импорт иномарок вредит украинским компаниям, а значит государство должно принять меры по ограничению импорта. «Мы помним, что внешнеторговый баланс – отрицательный, при этом в страну импортировано автомобилей на 2,7 млрд. долл., а экспортировано из Украины – на 333 млн. долл. Какие-то меры обязательно будут приниматься. После вступления Украины в ВТО государство ничего не сделало для улучшения баланса и поддержки национального производителя», – отметил заместитель председателя правления по автопроизводству корпорации «УкрАвто» Олег Папашев.
Конечно, инициировав спецрасследование, крупные автосборочные корпорации стремятся занять ту долю рынка, которая сегодня принадлежит импортным холдингам и группам. По данным ассоциации «Укравтопром», доля импортированных легковых автомобилей в 2011 году составила 71%, в то время как доля украинского автопроизводства – 29%. В сегменте коммерческих транспортных средств 89% составляет импорт, а 11% – украинское производство. Увеличить продажи отечественные производители могут благодаря подорожанию или ограничению ввоза импортных автомобилей – если вследствие расследования будут установлены специальные ввозные пошлины или введено квотирование.
Впрочем, такой результат расследования не слишком вероятен. «Никаких санкций или ограничения импорта не будет», – заявил «Деньгам» Олег Назаренко, который, впрочем, не исключает, что «Укравтопром» летом может инициировать новое спецрасследование.
Финансовый вопрос
В 2011 году приобретение новых автомобилей оплачивалось в основном наличными, а не с помощью банковских займов или лизинга. «Всплеск продаж показал: деньги у населения есть, однако все руководствуются задачей сохранить финансовые ресурсы. Когда слухи о перспективах подорожания в связи с возможными результатами спецрасследования заполонили умы граждан, те начали думать о том, чтобы успеть купить автомобили (по текущей цене), и они их купили», – отметил Артем Ткаченко.
Автодилеры заинтересованы в росте продаж при поддержке со стороны кредитования, однако нынешние дороговизна и малодоступность банковских займов не позволяют населению и компаниям приобретать автомобили в кредит – эффективная ставка по автокредитам, включающая оплату страховки и комиссий, превышает 40% годовых. «Мы хотели бы обновлять автопарк, хотели бы использовать для этой цели кредитование, но бизнес не потянет такую финансовую нагрузку, сейчас займы слишком дорого стоят», – считает Вадим Нестерчук, представитель Оптима Лизинг/SIXT.
В свою очередь, банки хорошо помнят 2008–2009 гг., когда клиенты запросто бросали ключи от кредитного авто на стол банковскому менеджеру, не желая платить по кредиту дальше. И теперь они опасаются выдавать займы так активно, как делали это 4–6 лет назад.
«Дилеры готовы продавать машины с помощью банковских кредитов, но для банков основной вопрос в платежеспособности клиентов», – считает Андрей Мазий, начальник отдела по работе со страховыми и финансовыми компаниями «Кредитпромбанка».
Обсуждая вопрос дороговизны нынешних кредитных программ, руководитель группы менеджеров по автокредитованию «ВТБ Банк» Константин Синельниченко отметил: «Пока нельзя говорить о стабильности в экономике, сложно предсказать падение ставок. На мой взгляд, банки будут стараться улучшать условия кредитования. Ведь в 2011 году уже появились кредиты без первоначального взноса, а срок кредита увеличился до 7 лет. Думаю, ставки в 2012 году уменьшатся».
Пока банковские займы стоят дорого, способствовать росту продаж автомобилей в стране могут различные партнерские программы лизинговых компаний и автосалонов. «Такие программы положительно влияют на рост продаж. Наши партнеры-дилеры продали на 50% больше именно с помощью нашего финансирования. В 2012 году доля авто, приобретенных в лизинг, по нашим брендам вырастет до 25–28%», – уверена директор по продажам, член правления «Порше Финанс Групп» Анастасия Стеклова.
Большие надежды возлагают участники авторынка и на развитие программ, которые финансируются автопроизводителями (например, Citroen Finance, Renault Finance, Nissan Finance и т. д.). «Предложение клиентам таких программ сегодня является большим конкурентным преимуществом, что позволяет увеличить продажи и, соответственно, долю рынка», – констатирует Алексей Терещенко.
Конечно, в рамках спонсируемых производителями программ предлагаются намного более дешевые займы, чем это могут позволить себе банки, не имеющие подобной поддержки. Например, гривневые кредиты на 3 года при первоначальном взносе 30% Renault Finance выдает по ставке 11,9% годовых, Nissan Finance – 14,9% годовых, Citroen Finance – 15,57% годовых. Впрочем, и эти займы не так дешевы, как кажутся. Ведь заемщику придется потратиться на полное КАСКО, оплату ОСАГО и страхования жизни (от 1,015 % от суммы кредита).
Неуловимый trade-in
Способствовать развитию рынка новых автомобилей может активизация такого механизма, как trade-in. Увы, хотя Налоговый кодекс урегулировал вопросы налогообложения продажи старых автомобилей через автосалоны, неурегулированным остался вопрос регистрации подержанных машин – сегодня автосалон обязан, выкупив автомобиль у владельца, зарегистрировать его на себя. «Если отменят обязательную регистрацию б/у авто субъектами хозяйствования, то трейд-ин будет развиваться. Пока же идет борьба с бюрократией», – считает Олег Назаренко.
Надежда на развитие трейд-ин есть: в январе в Верховной Раде появился законопроект №9716 о внесении изменений в закон «О дорожном движении», где предлагается отменить необходимость государственной регистрации подержанных транспортных средств, выкупленных субъектами хозяйствования у юридических и физических лиц. В документе сказано, что при выкупе машин с целью дальнейшей продажи такие транспортные средства являются товаром, а не дорожным средством передвижения, поэтому необходимости в их регистрации нет.
Если законопроект будет принят, на рынке появится большее количество автосалонов, работающих по схеме обмена автомобилей. А значит, автопродажи будут расти даже большими темпами, чем ожидают дилеры: по итогам года, может быть реализовано свыше 270 тыс. новых автомобилей.
Сколько и каких новых авто было продано в 2011 году*
Марка | Количество авто | Доля в общем объеме продаж, % |
VAZ | 29025 | 13,16 |
Hyundai | 22774 | 10,32 |
ZAZ | 20380 | 9,24 |
Toyota | 13731 | 6,22 |
Renault | 11944 | 5,41 |
Chevrolet | 11544 | 5,23 |
Skoda | 11075 | 5,02 |
Volkswagen | 10928 | 4,95 |
Ford | 10825 | 4,91 |
Nissan | 9935 | 4,50 |
KIA | 9892 | 4,48 |
Mitsubishi | 7793 | 3,53 |
Daewoo | 6674 | 3,03 |
Geely | 6651 | 3,01 |
Chery | 4811 | 2,18 |
Peugeot | 3383 | 1,53 |
Honda | 3284 | 1,49 |
Ssang Yong | 2768 | 1,25 |
Lexus | 1998 | 0,91 |
Suzuki | 1835 | 0,83 |
Другие | 19369 | 8,80 |
* Данные AUTO-Consulting.
Резюме: Основными драйверами рынка новых автомобилей в 2012 году станут финансовые программы автопроизводителей и trade-in. Импортные автомобили, скорее всего, существенно не подорожают.