Сколько новых автомобилей продадут в этом году?

Сколько новых автомобилей продадут в этом году?

Продажи новых автомобилей в Украине растут. По крайней мере, по итогам года, рынок вырос на 35,7% ­– до 220,6 тыс. новых авто. Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко прогнозирует положительную динамику продаж и в 2012 году. «Рынок вырастет минимум на 20%, то есть будет продано более 260 тыс. машин», – считает г-н Назаренко. Как будет развиваться украинский авторынок? Когда и чем завершится спецрасследование в отношении автоимпортеров? Будут ли дешеветь автокредиты? На эти вопросы отвечали эксперты автомобильной отрасли в ходе круглого стола, организованного журналом «Деньги».

Факторы роста

По сравнению с 2008 годом, когда было продано 643 тыс. новых машин, авторынок еще выглядит очень вяло. Впрочем, автодилеры с уверенностью говорят о том, что продажи будут расти. «В 2012 году мы ожидаем таких же темпов (роста) продаж, как и в 2011 году, то есть не менее 35%. Основным драйвером роста будет потребность в приобретении новых машин теми автовладельцами, которые купили предыдущие авто в 2006–2007 и 2008 году, но не обновили их до сих пор», – считает директор отделения стратегического развития холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко.

Конечно, вряд ли все автолюбители, у которых машине стукнуло 5–6 лет, ринутся покупать новые авто в 2012 году, однако потенциал рынка новых автомобилей в Украине огромен. «Средний возраст автомобиля в Украине – от 15 до 18 лет, поэтому двигаться есть куда. Сейчас продажам будет способствовать и вопрос техосмотра. Ведь есть проект постановления Кабмина, где говорится, что техосмотру будут подлежать все машины, которые принадлежат юрлицам. Это дополнительный стимул для обновления автопарка», – отметил в ходе круглого стола Олег Назаренко.

По мнению генерального директора компании «Гарант Ассистанс» Вадима Шевченко, на рост продаж в перспективе могли бы повлиять экологические законодательные нормы, которые стимулируют и компании, и население более активно обновлять автомобили.

Продажи автомобилей в 2011 году росли не в последнюю очередь благодаря юридическим лицам – компании и предприятия, ощутив посткризисный приток денег, инвестировали в обновление автопарка. «После кризиса деньги в первую очередь начали поступать в банковскую систему и в корпоративный сектор. В итоге на 14% в прошлом году выросли продажи коммерческого транспорта, а 55% новых легких коммерческих машин были проданы именно юрлицам», – отметил Артем Ткаченко, руководитель автомобильного бизнеса «ВиДи Груп».

Не ожидавшие всплеска продаж автодилеры в 2011 году были вынуждены дозаказывать автомобили, а покупатели порой ожидали свои новенькие иномарки по два-три месяца, а то и дольше. Дефицита автомобилей в 2012 году участники рынка не ожидают – наученные очередями прошлого года, автодилеры готовы ввозить больше. «Конечно, все зависит от стратегии: хочет ли компания продавливать продажи или просто удовлетворять существующий спрос? Некоторые бренды готовы заказывать больше и они выигрывают, тем самым формируя рост рынка», – уверен г-н Ткаченко.

Запретить иль разрешить?

Один из важнейших вопросов, влияющих на судьбу украинского авторынка, на уровень цен и динамику автопродаж, пока еще не решен. А именно нет решения Межведомственной комиссии по международной торговле, которая по заявлению Ассоциации «Укравтопром» в 2011 году начала спецрасследование относительно импорта легковых автомобилей с объемом двигателя 1–2,2 литра. Комиссия должна принять окончательное решение до апреля 2012 года.

«Мы объявили себя заинтересованной стороной и предоставляем по требованию Минэкономики все документы. Мы готовы подать всю аргументацию того, что никаких мер против импорта автомобилей вводить не нужно. 7 февраля должны были пройти слушания по этому вопросу, но они были отменены в связи с непредвиденными обстоятельствами, которые возникли у ассоциации «Укравтопром», – рассказал в ходе круглого стола Олег Назаренко. По его словам, хотя срок вынесения решения комиссией истекает 31 марта, расследование может быть продлено еще на два месяца – иначе на все необходимые процедуры может банально не хватить времени.

Отечественные автопроизводители уверены: импорт иномарок вредит украинским компаниям, а значит государство должно принять меры по ограничению импорта. «Мы помним, что внешнеторговый баланс – отрицательный, при этом в страну импортировано автомобилей на 2,7 млрд. долл., а экспортировано из Украины – на 333 млн. долл. Какие-то меры обязательно будут приниматься. После вступления Украины в ВТО государство ничего не сделало для улучшения баланса и поддержки национального производителя», – отметил заместитель председателя правления по автопроизводству корпорации «УкрАвто» Олег Папашев.

Конечно, инициировав спецрасследование, крупные автосборочные корпорации стремятся занять ту долю рынка, которая сегодня принадлежит импортным холдингам и группам. По данным ассоциации «Укравтопром», доля импортированных легковых автомобилей в 2011 году составила 71%, в то время как доля украинского автопроизводства – 29%. В сегменте коммерческих транспортных средств 89% составляет импорт, а 11% – украинское производство. Увеличить продажи отечественные производители могут благодаря подорожанию или ограничению ввоза импортных автомобилей – если вследствие расследования будут установлены специальные ввозные пошлины или введено квотирование.

Впрочем, такой результат расследования не слишком вероятен. «Никаких санкций или ограничения импорта не будет», – заявил «Деньгам» Олег Назаренко, который, впрочем, не исключает, что «Укравтопром» летом может инициировать новое спецрасследование.

Финансовый вопрос

В 2011 году приобретение новых автомобилей оплачивалось в основном наличными, а не с помощью банковских займов или лизинга. «Всплеск продаж показал: деньги у населения есть, однако все руководствуются задачей сохранить финансовые ресурсы. Когда слухи о перспективах подорожания в связи с возможными результатами спецрасследования заполонили умы граждан, те начали думать о том, чтобы успеть купить автомобили (по текущей цене), и они их купили», – отметил Артем Ткаченко.

Автодилеры заинтересованы в росте продаж при поддержке со стороны кредитования, однако нынешние дороговизна и малодоступность банковских займов не позволяют населению и компаниям приобретать автомобили в кредит – эффективная ставка по автокредитам, включающая оплату страховки и комиссий, превышает 40% годовых. «Мы хотели бы обновлять автопарк, хотели бы использовать для этой цели кредитование, но бизнес не потянет такую финансовую нагрузку, сейчас займы слишком дорого стоят», – считает Вадим Нестерчук, представитель Оптима Лизинг/SIXT.

В свою очередь, банки хорошо помнят 2008–2009 гг., когда клиенты запросто бросали ключи от кредитного авто на стол банковскому менеджеру, не желая платить по кредиту дальше. И теперь они опасаются выдавать займы так активно, как делали это 4–6 лет назад.

«Дилеры готовы продавать машины с помощью банковских кредитов, но для банков основной вопрос в платежеспособности клиентов», – считает Андрей Мазий, начальник отдела по работе со страховыми и финансовыми компаниями «Кредитпромбанка».

Обсуждая вопрос дороговизны нынешних кредитных программ, руководитель группы менеджеров по автокредитованию «ВТБ Банк» Константин Синельниченко отметил: «Пока нельзя говорить о стабильности в экономике, сложно предсказать падение ставок. На мой взгляд, банки будут стараться улучшать условия кредитования. Ведь в 2011 году уже появились кредиты без первоначального взноса, а срок кредита увеличился до 7 лет. Думаю, ставки в 2012 году уменьшатся».

Пока банковские займы стоят дорого, способствовать росту продаж автомобилей в стране могут различные партнерские программы лизинговых компаний и автосалонов. «Такие программы положительно влияют на рост продаж. Наши партнеры-дилеры продали на 50% больше именно с помощью нашего финансирования. В 2012 году доля авто, приобретенных в лизинг, по нашим брендам вырастет до 25–28%», – уверена директор по продажам, член правления «Порше Финанс Групп» Анастасия Стеклова.

Большие надежды возлагают участники авторынка и на развитие программ, которые финансируются автопроизводителями (например, Citroen Finance, Renault Finance, Nissan Finance и т. д.). «Предложение клиентам таких программ сегодня является большим конкурентным преимуществом, что позволяет увеличить продажи и, соответственно, долю рынка», – констатирует Алексей Терещенко.

Конечно, в рамках спонсируемых производителями программ предлагаются намного более дешевые займы, чем это могут позволить себе банки, не имеющие подобной поддержки. Например, гривневые кредиты на 3 года при первоначальном взносе 30% Renault Finance выдает по ставке 11,9% годовых, Nissan Finance – 14,9% годовых, Citroen Finance – 15,57% годовых. Впрочем, и эти займы не так дешевы, как кажутся. Ведь заемщику придется потратиться на полное КАСКО, оплату ОСАГО и страхования жизни (от 1,015 % от суммы кредита).

Неуловимый trade-in

Способствовать развитию рынка новых автомобилей может активизация такого механизма, как trade-in. Увы, хотя Налоговый кодекс урегулировал вопросы налогообложения продажи старых автомобилей через автосалоны, неурегулированным остался вопрос регистрации подержанных машин – сегодня автосалон обязан, выкупив автомобиль у владельца, зарегистрировать его на себя. «Если отменят обязательную регистрацию б/у авто субъектами хозяйствования, то трейд-ин будет развиваться. Пока же идет борьба с бюрократией», – считает Олег Назаренко.

Надежда на развитие трейд-ин есть: в январе в Верховной Раде появился законопроект №9716 о внесении изменений в закон «О дорожном движении», где предлагается отменить необходимость государственной регистрации подержанных транспортных средств, выкупленных субъектами хозяйствования у юридических и физических лиц. В документе сказано, что при выкупе машин с целью дальнейшей продажи такие транспортные средства являются товаром, а не дорожным средством передвижения, поэтому необходимости в их регистрации нет.

Если законопроект будет принят, на рынке появится большее количество автосалонов, работающих по схеме обмена автомобилей. А значит, автопродажи будут расти даже большими темпами, чем ожидают дилеры: по итогам года, может быть реализовано свыше 270 тыс. новых автомобилей.

Сколько и каких новых авто было продано в 2011 году*

Марка

Количество авто

Доля в общем объеме продаж, %

VAZ

29025

13,16

Hyundai

22774

10,32

ZAZ

20380

9,24

Toyota

13731

6,22

Renault

11944

5,41

Chevrolet

11544

5,23

Skoda

11075

5,02

Volkswagen

10928

4,95

Ford

10825

4,91

Nissan

9935

4,50

KIA

9892

4,48

Mitsubishi

7793

3,53

Daewoo

6674

3,03

Geely

6651

3,01

Chery

4811

2,18

Peugeot

3383

1,53

Honda

3284

1,49

Ssang Yong

2768

1,25

Lexus

1998

0,91

Suzuki

1835

0,83

Другие

19369

8,80

* Данные AUTO-Consulting.

Резюме: Основными драйверами рынка новых автомобилей в 2012 году станут финансовые программы автопроизводителей и trade-in. Импортные автомобили, скорее всего, существенно не подорожают.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK