Автомойка: бизнес-кейс и бизнес-план

Автомойка: бизнес-кейс и бизнес-план

Бизнес-кейс
Что продаем: услуги по автоматической мойке автомобилей (турбо-мойка McCleans)
Оборот за год: 2,8--3 млн. грн.
Персонал: 12 человек
Место расположения: Киев, Воздухофлотский пр-т, 86-а
Год основания: 2008

Олег Костюшко -- предприниматель со стажем. Свое первое дело он организовал еще в далеком 1994 году, открыв фирму по сбору и утилизации макулатуры, полиэтилена, стекла. Чуть позже к ней добавился бизнес по вывозу мусора. Идею организовать автомоечный бизнес Олегу подкинула его сотрудница, которая в 2007 году мыла машину на единственной тогда конвейерной мойке в Киеве по ул. Булаховского. Идея ему понравилась: конвейер обеспечивает быструю (на одну машину с сушкой уходит 3 минуты) и качественную мойку автомобиля, в то время как ручная занимает до 20--30 минут.

Проблема состояла в том, что для открытия мойки потребовался существенный объем инвестиций -- около 2 млн. грн. Причем львиную долю затрат составила покупка самого конвейера, который обошелся бизнесменам более чем в 1,5 млн. грн. "Свою долю я получил в виде кредита в банке, заложив два автомобиля (Mercedes-Benz и VW Touareg), а партнер заложил квартиру", -- вспоминает Олег.

Выбрать место для мойки тоже оказалось нетривиальной задачей. Это должно было быть "бойкое" место с плотным транспортным потоком, но не на въезде в город, так как опыт показывает, что на "транзитных" трассах машины практически никто не моет. Еще автомойка -- это жесткие санитарные и экологические требования, в первую очередь, к системе очистки воды. А если мойку строить, придется не только вложить еще 100 тыс. у. е. "сверху", но и несколько месяцев проходить все "круги ада": подавать письмо-прошение в администрацию города с просьбой на отведение участка земли под строительство; готовить эскиз проекта, ждать его утверждения муниципальными архитекторами, и только после этого можно получить акт на временное или постоянное владение землей и ордер на строительство объекта.

"Поэтому мы и выбрали место на Воздухофлотском проспекте, которое еще в советское время было автохозяйством, где раньше уже находилась мойка. Там были предусмотрены очистные системы, которые пришлось лишь модернизировать. К тому же открыть новую мойку на месте прежней удобно с точки зрения всевозможных разрешений, так как необходимо лишь "добро" от санстанции и пожарников", -- рассказывает бизнесмен.

Кризис -- не помеха
Автомойка McCleans начала работать как раз накануне кризиса -- в 2008 году. Как говорит Олег Костюшко, дело сразу пошло очень неплохо: загрузка конвейера была почти максимальной, до 500--600 автомобилей в день, поэтому предприниматель рассчитывал, что инвестиции окупятся в течение полутора лет. Однако осенью, когда наступили "черные дни", поток клиентов упал в 2--3 раза, из-за чего пришлось пересмотреть свои прогнозы и увеличить срок окупаемости до 2,5--3 лет, что в итоге и оказалось наиболее реалистичным. Олег признается, что слегка просчитался, так как мог установить не 24-метровый, а 16-метровый конвейер, у которого пропускная способность несколько ниже, но и стоит он почти вдвое дешевле.

Сейчас на мойке работают 12 человек -- три смены по три оператора, техник, администратор и бухгалтер. Стоимость услуг -- от 35--40 грн. за обычную мойку авто. По желанию клиента компания может организовать дополнительный сервис, но уже в отдельном боксе: чистку ковриков, пылесос салона, натирание пластика, стекла изнутри, за что придется отдать еще 80 грн. "Тем не менее 80% клиентов выбирают обычную мойку, максимум -- чистку ковриков", -- отмечает предприниматель. В итоге, сейчас автомойке удалось выйти на ежедневную загрузку до 200 машин. Средняя цена "в чеке" -- 43 грн., а годовой оборот уже достиг 3 млн. грн. Ежемесячно на затраты уходит около 100 тыс. грн., большую часть из которых составляет аренда и зарплата сотрудникам.

А что поставщики?
Одна из проблем, с которой столкнулся бизнесмен, -- недобросовестное выполнение обязательств поставщиком оборудования. Также были сложности с поиском и наймом персонала, ведь нельзя допускать человека без обучения и опыта к управлению дорогостоящим оборудованием. Каждого сотрудника приходится обучать самостоятельно, на что уходит не меньше двух недель. Зато с госорганами сложностей не возникает. Главное -- регулярно сдавать пробы воды в СЭС.

К конкурентам предприниматель относится по-философски. "Количество конвейерных моек по Киеву все еще невелико, поэтому потоки клиентов не пересекаются. Гораздо хуже, когда на этот рынок приходят "дураки", у которых много денег, но нет опыта и понимания этого бизнеса. Они ставят демпинговую цену, обесценивают услугу, подрывая авторитет тех, кто хочет работать честно", -- рассуждает Олег.

Тем не менее, он не намерен останавливаться на достигнутом, потому что, поработав в этом бизнесе несколько лет, он раскусил его перспективы. "Сейчас на "автоматике" моется лишь 25% украинских водителей, и интерес с их стороны растет. Поэтому я планирую построить еще 2--3 мойки в течение года. К тому же, если начинать этот бизнес сейчас, то при разумной экономии можно уложиться в 250 тыс. долл. и за 2--3 года выйти на рентабельность в 20--30%", -- делится г-н Костюшко своими планами на будущее.

Бизнес-план

Несмотря на обилие автомобильных моек, места для новых более чем достаточно. По имеющимся оценкам, на автоматических мойках обслуживаются пока только 25--30% авто. Основные аргументы в пользу автоматической мойки -- приличное качество мытья, стабильность качества (минимальное влияние "человеческого фактора"), умеренная цена и высокая скорость. Автоматическую мойку можно рассматривать в первую очередь как услугу "для будней" -- ведь авто станет чистым буквально за 3 минуты! "Качество нашей мойки на "4+", и мы не "вылизываем" машину, как это делают на ручной мойке. Но, обеспечивая скорость и высокое качество, мы в первую очередь заботимся о времени клиента", -- объясняет владелец сети автомоек McCleans Олег Костюшко.

Стартовый объем инвестиций зависит от типа мойки (портальная или конвейерная), а также от состояния выбранного оборудования. Например, "портал", бывший в употреблении, обойдется в 40 тыс. долл., а новый моечный комплекс такого типа -- от 60--70 тыс. долл. Для покупки "конвейера" потребуется не меньше 120--150 тыс. долл. Также придется приобрести специальное оборудование для очистки сточных вод, которое стоит 3--7 тыс. долл.

Но самый важный вопрос -- недвижимость. Для "портала" нужно помещение около 50--60 кв. м, за которое придется отдать 30--50 тыс. долл. в зависимости от места и состояния (ремонта, наличия канализации, подсобных помещений и т. д.). Если покупать здание под тоннельную мойку площадью 200--250 кв. м, то цена вопроса возрастет до 100--120 тыс. долл.

Недвижимость, как и оборудование, можно взять в кредит. Займы на покупку оборудования в гривне выдаются банками на 1--3 года по ставке 17--22% годовых. Но авансовый платеж клиента должен быть не менее 40%. Не лучше условия ипотечных кредитов: аванс 50--70% стоимости недвижимости, ставка -- 16--20% годовых в гривне, а срок кредита -- 1--3 года. Получить кредит непросто: "Сегодня основные требования к клиентам -- прибыльная деятельность, наличие ликвидного обеспечения, -- говорит Владимир Шевченко, начальник управления продаж "УкрСиббанка". -- Также очень важна положительная кредитная история".

Никаких специальных разрешений или лицензий для ведения автомоечного бизнеса не предусмотрено. Необходимо добро от СЭС, которая ежемесячно будет брать пробы воды, а еще разрешение службы пожарной охраны. Обычно получение разрешений длится 2--3 месяца. Не исключено, что для ускорения процесса придется раскошелиться на 1--2 тыс. долл. Кстати, ежегодное "поощрение" проверяющих инстанций потянет на 3--12 тыс. долл.

Пару раз в год мойка может подвергаться "рейдам" со стороны прокуратуры, которая требует предоставить набор из почти 30 документов. Поэтому к документообороту стоит отнестись со всей серьезностью. "Прокуратура может проводить проверку соблюдения норм трудового законодательства, законодательства по охране труда, защиты прав потребителей и т. д. При этом подобные проверки прокуратура может осуществлять как по собственной инициативе, так и по заявлениям граждан", -- объясняет старший партнер адвокатской компании "Кравец, Новак и партнеры" Ростислав Кравец.

Средняя сумма затрат автомойки зависит от ее типа и пропускной способности. Например, содержание "портала" выльется в 40 тыс. грн. в месяц, конвейера -- 90--100 тыс. грн. Наиболее существенные затраты -- это фонд заработной платы, закупка расходных материалов и коммунальные платежи.

Наилучший вариант -- открывать мойку в местах оживленного движения, а также в спальных районах, где отсутствуют серьезные конкуренты, а также вблизи торговых центров. Если место выбрано удачно, портал может рассчитывать на обслуживание 50--60 авто в день; конвейер в среднем принимает 150--200 авто ежедневно. При средней цене услуги в 40--43 грн., в месяц оборот портальной мойки составит 65--70 тыс. грн., конвейерной -- 140--160 тыс. грн.

На портальной мойке могут работать около 6--7 человек в несколько смен. На крупном конвейере -- до 12 человек (3 смены операторов, а также администратор и бухгалтер).

"Отбить" инвестиции в портальную мойку можно уже через 1,5--2 года, конвейерная мойка окупится через 3 года.

Главный риск для этого бизнеса -- неудачный выбор места, из-за чего выход на окупаемость может затянуться на долгие годы. Наилучшего эффекта удастся добиться, если мойка будет загружена не меньше чем на 70--80% ее потенциальной мощности. И еще нужно очень щепетильно относиться к очистке воды -- если пробы не пройдут проверку в СЭС, то бизнес закроют.

Бизнес-план для автоматической мойки*

Основные разовые затраты

Сумма, грн.

Покупка оборудования

500 000

Покупка помещения под мойку

240 000

Ремонт помещения

30 000

Покупка очистительных систем

40 000

Прочее оборудование (пылесос, полировальная машина, минимойка)

20 000

ИТОГО разовых затрат

830 000

Постоянные затраты, грн./мес.

Сумма, грн.

Зарплата персонала (включая начисления на ФОТ)

21 000

Текущие затраты (покупка химикатов, моющих средств и прочих расходных материалов)

8 500

Коммунальные услуги

7 000

Утилизация грязной воды

3 500

Налоги

6 000

ИТОГО в месяц

46 000

ИТОГО постоянных расходов за год

552 000

ИТОГО за первый год, включая стартовые затраты

1 382 000

Ежемесячные доходы*

 

Мойка авто (средняя цена «чека» – 43 грн.), около 1500 авто в месяц

65 000

ИТОГО годовой доход

780 000

* Расчеты приведены для портальной мойки; при открытии конвейерной мойки затраты, доходы и срок окупаемости возрастут приблизительно в 2 раза.

По материалам Денег



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK