Рост цен на бензин подталкивает автомобилистов искать способы уменьшить расходы на передвижение. Вариантов, тут не много, и самый, казалось бы, разумный и доступный – установка ГБО.
Как сообщил AUTO-Consulting генеральный директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, рынок сжиженного газа стремительно растет, прибавляя каждый год 15-20%. За последние три года он вырос почти на 50% и в 2011 году может достичь 1 млн. т и стать третьим по величине в Европе после Турции и Польши. Для сравнения: розничное потребление бензина (через АЗС) составляет около 4,5 млн. т, ДТ - около 2,5 млн. т.
Данная тенденция не могла не отразиться на изменении спроса на автомобили. Как сообщила специалист департамента общественных связей «Рено Украина» Анна Сибекина, спрос на автомобили Renault с ГБО (газобаллонным оборудованием) увеличился. Наиболее популярен Logan седан. На эту модель приходится 30% продаж авто с ГБО. Еще 15% продаж – это Logan MCV и Sandero с ГБО. По статистике регистраций автомобилей за 7 месяцев этого года доля авто с ГБО выросла до 6,8% (в 2010 году было 4,5 %).
В ценовой нише SEAT процент автомобилей с ГБО оценивают по-другому. По мнению директора по маркетингу и PR компании «Формула Мотор Украина» Макса Черного, сегодня доля автомобилей с ГБО не более 5%. Стремясь занять и эту нишу «Формула Мотор Украина» предлагает своим клиентам автомобили SEAT с уже установленным ГБО итальянского производства.
Наиболее оптимистические оценки рынка ГБО у специалиста по маркетингу АО «УкравтоВАЗ» Олега Махно. Он сообщил, что доля автомобилей с ГБО (с учетом последующего переоборудования) в общих объемах продаж новых авто в ценовом диапазоне до 100 000 грн., может доходить до 25%. В дилерской сети «УкравтоВАЗ» можно приобрести новый автомобиль LADA с установленным ГБО и с сохранением заводских условий гарантии.
Прогнозируя дальнейшее развитие рынка автомобилей с ГБО, в недалекой перспективе ставить на свои авто газобаллонное оборудование прямо на заводе обещают российские ГАЗ и ВАЗ. В этом есть свое преимущество, поскольку там же (на предприятии) будут изменены настройки блока управления двигателем. Для газа и бензина они разные.
Несмотря на рост цен на бензин, всплеск интереса к ГБО наблюдали далеко не все импортеры. Руководитель департамента рекламы и PR компании CA Automotive Наталья Молчанова сообщила, что с удорожанием бензина спрос на Chery с ГБО конечно же растет. Правда, отметила она, значительного увеличения спроса не наблюдается. В дилерской сети Chery ГБО можно было установить и раньше.
Примерно тоже сообщили и в «Группе компаний АИС». Здесь отмечают, что спрос на ГБО, несомненно, увеличился, но о стремительном скачке пока рано говорить. Даже, не смотря на то, что «АИС» предлагает автомобили с предустановленным ГБО, на которые сохраняется заводская гарантия.
Специалист по рекламе и PR ООО «Дженерал Авто Групп» Екатерина Семечаевская сообщила, что Opel и Chevrolet с предустановленным заводским ГБО в Украине официально не продаются. При этом, практически все дилеры этих марок предлагают установку сертифицированного ГБО последнего поколения с сохранением гарантии. В результате, газ на автомобиль устанавливают порядка 10-15% водителей.
В то же время, повышение цен на бензин не стало толчком к значительному увеличению спроса на автомобили Opel и Chevrolet с ГБО. Причина в том, что стоимость газа растет пропорционально росту стоимости бензина.
По информации, которую сообщил Сергей Куюн, динамика потребления бензина обратная газу: в первом полугодии этого года потребление А-95 снизилось на 10%. Но газовой революции на рынке, скорее всего, не будет, поскольку газ тоже дорожает из-за ряда так сказать, скрытых от потребителей факторов. Дело в том, что 50% газа на рынке контролирует государство, которое продает его по ценам, в 3-4 раза ниже рыночных.
Но в последние годы, в связи с ростом потребления, газа внутреннего производства стало не хватать и появился импортный газ. В начале лета таможенная служба начала выдвигать какие-то странные и надуманные требования к поставщикам импортного газа. Вследствие этого, эшелоны с газом простаивают на границе по 20-30 дней. Что приводит к подорожанию на 35 коп/л. Но еще более важно, что из-за подобных задержек в пик потребления, газа на рынке не хватает. Это приводит к ажиотажному росту цен.
Каковы же перспективы? По мнению господина Куюна, без фокусов Гостаможслужбы, сегодня цена газа не превышала бы 5,50 грн/л. То есть, она составляла бы практически 50% от цены А-95. Именно эта пропорция в свое время позволила пропан-бутану стать таким популярным энергоносителем. Однако, Минэнергоугля, которое выступает по поводу и без в случае подорожания бензина хотя бы на 5 коп./л., не обратило ни малейшего внимания на то, что в течение июля-августа литр газа подорожал на 1 грн/л.
Сегодня цена на газ несколько снизилась, но фундаментальные причины летнего кризиса остались. Государственный газ распределяется за бесценок посредникам, а таможня держит на границе импортный газ. Эта ситуация оставляет почву для дальнейших «газовых кризисов». Они происходят чуть ли не каждый год и заставляют водителей очень настороженно относиться к такой замечательной с точки зрения экономии и экологии альтернативе, как пропан-бутан.
Согласен с мнением Сергея Куюна и Макс Черный. В частности, он сообщил: для развития рынка ГБО очень важно соотношение цены бензина и газа. Если стоимость газа не выше 55-60% стоимости бензина, установка ГБО рентабельна и спрос на автомобили, оснащенные им, будет на достаточно высоком уровне.
По мнению Олега Махно, после стремительного скачка цен на газ в июле 2011 года с 5,5 до 6,5 грн. (что составляет около 20%) переоборудование автомобиля на газ утратило свою привлекательность. Продажи авто с ГБО несколько сократились. Причем, потенциальных покупателей ГБО напугал не только слишком резкий скачек цен, но и ожидание следующих этапов повышения стоимости газа.
По данным AUTO-Consulting, ГБО самого распространенного сегодня 4 поколения стоит от 5500 грн, плюс баллон – от 300 грн. Таким образом, стартовые вложения в газовую экономию составят около 6000 грн. В Киеве средняя цена на сжиженный пропан-бутан – от 6,56 грн, средняя цена бензина А-95 – от 10,37 грн.
С учетом того, что газа расходуется на 10-15% больше, чем бензина, ГБО окупится примерно через 30 000 км. Плюс – как не крути, газовых заправок меньше, чем бензиновых и кое-кому, чтобы заправиться, придется делать крюк.
Таким образом, чтобы начать экономить на газе, обычному потребителю понадобится полтора-два года. Все это время он будет окупать свое ГБО. Однозначно, ГБО выгодно устанавливать либо тем частным лицам, которые ездят больше 20 тыс. км в год, либо на коммерческий транспорт. Если пробег в год меньше 10 тыс. км, ГБО ставить не стоит.
Еще одна альтернатива подорожавшему бензину – дизтопливо.
Маркетинг-директор «Пежо Украина» Олесь Шкуратов сообщил, что по его наблюдениям, существует тенденцию роста продаж новых иномарок с дизельным двигателем.
Примерно такого же мнения придерживаются и в «АИС», хотя в этой компании, в отличие от «Пежо Украина», есть программы по установке ГБО, с сохранением заводской гарантии. В «АИС» считают, что с удорожанием бензина люди охотнее стали покупать автомобили с дизельным двигателем. По статистике «АИС», на 10 проданных автомобилей SsangYong, только один с бензиновым мотором.
По информации AUTO-Consulting дизельное топливо (ДТ) сегодня не намного дешевле бензина. Средняя цена в Киеве – 9,64 грн/литр. Если прибавить к этому, что дизельные авто и по цене, и по обслуживанию, как правило дороже бензиновых, экономия за счет меньшего расхода и стоимости топлива на дизеле получается не очень впечатляющей и имеет смысл при значительных пробегах. Если же стоит задача купить автомобиль на 2-3 года, при этом пробеги на нем будут небольшие, то экономии может не получиться.
По материалам