Почему не дешевеет бензин, когда падают нефтяные котировки

Почему не дешевеет бензин, когда падают нефтяные котировки

На украинских АЗС господствуют двойные стандарты. Ведь качество горючего в нашей стране определяют два ГОСТа -- от 2001 г. и от 2007 г. Первый соответствует экологическим стандартам Евро-2, второй -- Евро-4. Отмену старого ГОСТа эксперты считают преждевременной. Все потому, что отечественные НПЗ не проводят необходимую модернизацию, да и на дорогах Украины ездит около 4,5 млн. автомобилей старого образца, выпущенных до 2005 г. А с устаревшим двигателем что ни заливай -- токсичность выхлопных газов все равно не уменьшится. Поэтому бензин, который производят в Украине, еще долго будет соответствовать ГОСТу 2001 года.

Впрочем, автолюбители продолжают выстраиваться в очереди на заправках с импортным горючим. Ведь там, согласно ГОСТу 2007 г., содержится меньше серы, свинца, бензола и ароматических углеводородов, из-за которых быстрее изнашивается двигатель. Импортное топливо в Украину поставляется с предприятий Rompetrol (Румыния), Orlen Lietuva (Литва), Мозырского НПЗ (Беларусь) и др. Доля импортного топлива уже практически достигла 50%.

Но даже устаревшим стандартам 2001 года соответствует далеко не все топливо, которое заливают в бак на отечественных АЗС. По словам заместителя директора НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, доля некачественного бензина составляет около 20%. Выходит, что нарваться на "бодягу" теоретически можно на каждой пятой автозаправке. Чтобы избежать неприятностей, господин Рябцев советует не заправляться горючим, которое стоит на 8--10% дешевле, чем в среднем по стране.

Топливо "от кутюр"
Несколько лет назад на украинских АЗС появился бензин "с именем". Теперь продажа фирменного брендового топлива становятся "делом чести" для каждой крупной сети автозаправок. На АЗС Shell водителям предлагают бензин V-Power, в сети WOG -- Mustang 95 и Mustang 100, на заправках "Параллель" -- Perfekt 92, Perfekt 95, Perfekt 98, на OKKO -- Pulls 95, на КЛО -- Ventus 95, в сети ТНК можно заправиться фирменным бензином Pulsar 95, а на "Лукойл" -- топливом под именем "Экто". Кроме того, бензин с приставкой "премиум" или "плюс" предлагают в других менее крупных сетях АЗС.

Главным недостатком брендового топлива является его дороговизна. "Стоимость именного бензина бывает сильно завышенной, -- считает Геннадий Рябцев. -- Наценка за качество составляет 6--7%. Остальное -- плата за бренд. Но поскольку есть люди, готовые платить за подобную гарантию качества, высокие цены остаются конкурентоспособными".

Как выяснили "Деньги", литр топлива "с именем" в среднем стоит на 8% дороже, чем обычный 95-ый. При этом самый дорогой из премиальных сортов 95-го имеет цену на 16% выше среднерыночной.

Продавцы "волшебного топлива" убеждают в том, что его использование повышает мощность двигателя, уменьшает расход бензина, очищает топливную систему и защищает от коррозии. Удаление нагара действительно происходит благодаря моющим присадкам, которые добавляют в горючее. Но от одной только заправки брендовым бензином характеристики двигателя уж точно не изменятся. При систематическом использовании бензин с "волшебными свойствами" может обеспечить сердцу авто нормальную, стабильную работу. Чего не скажешь о низкокачественном топливе, из-за которого машина со временем может выйти из строя. Впрочем, горючее, сдобренное присадкой, как и большинство лекарств, может иметь побочные действия. В одной из сетей автозаправок водителей предупреждают о том, что при переходе на новый бензин с присадкой возможна внеплановая замена топливного фильтра. Когда все запущено, старые отложения, очищенные моющей присадкой, могут быстро засорить топливный фильтр. После его замены движок будет работать исправно. Однако если авто уже барахлит из-за систематического использования "бодяги", вряд ли брендовый бензин сможет предотвратить внеплановые визиты на СТО.

Почему не дешевеет?!
Нефть после многомесячного ралли на мировых рынках начала дешеветь, но на отечественных автозаправках ценники не меняются. Почему?!

Розничная цена на бензин формируется из стоимости закупки, налогов (акциз, НДС), расходов на транспортировку, затрат и прибыли АЗС. В сентябре 2011 года водители опасались подорожания бензина именно за счет налоговой составляющей. Ведь 1 сентября 2011 года закончился срок действия пониженных акцизов на бензин, которые были временно введены законом "О внесении изменений в Налоговый кодекс". В связи с этим, фискальная нагрузка на каждый литр бензина увеличивается на 50 коп., а дизельного топлива -- на 20 коп. Но в начале месяца ценники на АЗС практически не изменились. И подобное положение вещей будет сохраняться до тех пор, пока на АЗС не распродадут большие запасы топлива, накопленные в преддверии увеличения акцизного сбора. "Цены на автозаправках изменятся в конце сентября, -- считает директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. -- Бензин подорожает на 20--25 коп. за литр (в среднем -- до 10,5 грн.), так как общее увеличение налоговой составляющей на 50 коп. за литр вряд ли удастся перекрыть за счет розничной маржи. А вот роста цен на дизельное топливо мы не ожидаем, потому что увеличение налогов на 20 коп. вполне может быть компенсировано за счет снижения торговой наценки".

Благоприятные факторы на внешних рынках, по мнению директора компании "Параллель" Елены Хилиенко, помогут сдержать рост цен на АЗС, так как часть налоговой нагрузки компенсируется снижением закупочной стоимости топлива.

В целом же, мировой рынок нефти сейчас выглядит нервозным и непредсказуемым. И наблюдая значительные колебания цен на "черное золото", эксперты компании "А-95" воздерживаются от долгосрочных прогнозов. "На европейские котировки нефти в настоящее время влияют как факторы, обусловливающие рост, такие как ослабление доллара, военные конфликты и др., так и располагающие к их снижению. К последним относится введение ограничений в биржевой торговле в европейских странах, укрепление доллара, новая волна рецессии и т. п., -- рассказала корреспонденту "Денег" Елена Хилиенко. -- При росте международных котировок в Украине наблюдается соответствующая корректировка, при снижении -- лишь ценовая стабилизация". В свою очередь, в НТЦ "Психея" не исключают падения цен на нефть в IV квартале 2011 года до 88--93 долл. за баррель, что приведет к снижению стоимости литра бензина до 9,56 грн. и дизеля -- до 8,9 грн. уже в декабре. Однако реализация такого сценария в Украине зависит не только от мировой экономики, но и от инициатив правительства и настроений местных трейдеров.

Что продают на АЗС под видом бензина А-95

Вид топлива

Фальсификат

Бензин отечественного производства

 

Импортный бензин европейского производства

Брендовое топливо на базе бензина европейского производства

 

Особенности

Не соответствует обоим применяемым в Украине ГОСТам.

Является суррогатом.

Содержание серы, свинца, бензола и ароматических углеводородов может многократно превышать норму

Производится на отечественных НПЗ. Соответствует ДСТУ 4063-2001 «Бензины автомобильные» и стандартам Евро-2 или Евро-3

Завозится с НПЗ Литвы, Польши, Венгрии, Румынии и др. Соответствует  украинским ДСТУ 4839–2007 «Бензины автомобильные повышенного качества» и экологическим стандартам Евро-4 или Евро-5.

Содержит меньше серы, свинца, бензола и ароматических углеводородов, чем отечественный бензин

Изготовляется на основе импортного бензина (из Литвы, Польши, Венгрии, Румынии), который соответствует  украинским ДСТУ 4839–2007 «Бензины автомобильные повышенного качества» и экологическим стандартам Евро-4 или Евро-5. Содержит специальные присадки с моющими и защитными свойствами

Цена в % от средней стоимости бензина A-95 в Украине

Менее 90–92% 

(такая цена должна насторожить)

95–100

106–107

101–116

Где продают

Встречается на несетевых заправках, на окраинах городов или на трассе вдали от населенных пунктов и т. п.

На сетевых АЗС. Напр.

На сетевых АЗС Shell, WOG, OKKO и др.

На сетевых АЗС Shell, WOG, OKKO, КЛО, ТНК, «Лукойл» и др.

Какие авто можно заправлять

Не рекомендуется для всех авто

Подходит для автомобилей не требовательных к качеству топлива, соответствующих стандартам Евро-2

Подходит для любых автомобилей. Рекомендован для автомобилей, соответствующих стандарту Евро-4 или Евро-5 для постоянного использования

Подходит для любых автомобилей. Рекомендован для автомобилей, соответствующих стандарту Евро-4 или Евро-5 для постоянного или периодического использования

Что выходит из строя из-за плохого бензина

Двигатель

Проблемы: на клапанах образуется нагар, изнашиваются цилиндры, закоксовываются поршневые кольца

Симптомы: снижается мощность двигателя, затрудняется его запуск, двигатель "троит" (работают не все цилиндры)

Инжектор

Проблемы: засорение инжектора

Симптомы: неровная работа двигателя, потеря мощности

Выхлопная система
Проблемы: выходит из строя катализатор

Свечи
Проблемы: на свечах образуется нагар, свечи преждевременно выходят из строя

Симптомы: проблемы с запуском двигателя

Резюме: Высокие налоги и монопольный характер отечественного топливного рынка не позволяют бензину дешеветь вслед за снижением нефтяных котировок на мировых ранках.

По материалам dengi.ua



x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK