Судьба цен на автомобили в Украине зависит от решения Межведомственной комиссии по международной торговле, которая по заявлению Ассоциации "Укравтопром" начала спецрасследование относительно импорта легковых автомобилей с объемом двигателя 1--2,2 литра. Если требования представителей отечественного автопрома будут удовлетворены, эти иномарки подорожают чуть ли не на 40%. Межведомственная комиссия должна принять окончательное решение до апреля 2012 года. Каким оно будет, в значительной степени зависит от аргументов сторон -- о них говорят представители автопроизводителей и автоимпортеров.
Олег Боярин, председатель наблюдательного совета ЗАО "Еврокар" (автопроизводитель):
Ассоциация автопроизводителей "Укравтопром" инициировала специальное расследование относительно импорта автомобилей в связи со значительным сокращением объемов национального производства. Если до 2008 года доля отечественных авто составляла более 60% рынка, то сейчас снизилась почти до 30%. И мы убеждены, что защита национального производителя, и не только автопрома, находится в интересах нашего государства. Я не знаю ни одной страны в мире, где бы существовала ассоциация импортеров, и правительство прислушивалось бы к мнению такой организации. Я не могу представить существование подобной влиятельной ассоциации в США или Европе. Ведь защита импортеров, которые отстаивают позицию других стран-производителей, всегда идет вразрез с интересами государства. Поддержка государства должна быть там, где открываются рабочие места и создается добавленная стоимость. В частности, государства -- члены ВТО могут применять защитные меры и возбуждать спецрасследования в случае падения национального производства на несколько процентов. Пользуясь этим правом, другие страны уже открыли 32 специальных расследования против Украины. Такие меры определены правилами ВТО, и участники этой организации активно ими пользуются. Ведь никто не собирается беспрепятственно пускать наши товары на свой рынок. Как только поставки украинской продукции на другие рынки увеличиваются -- тут же вводятся специальные меры. И когда все страны стараются поддержать национального производителя, в Украине ведутся дискуссии в совершенно другой плоскости.
Своими действиями мы не пытаемся лишить потребителя возможности выбора авто, как это истолковывают наши оппоненты. Повышение пошлин должно создать экономические предпосылки для производства непосредственно у нас в стране тех марок авто, которые сегодня импортируются. Главная наша цель -- отнюдь не закрытие рынка, а создание условий, в которых крупнейшие автопроизводители будут развивать национальное производство, поддерживать нашу экономику, создавать рабочие места и увеличивать платежеспособный спрос. Потенциал растущего отечественного авторынка в перспективе 3--5 лет вполне может заинтересовать мировых производителей в открытии производства на территории Украины. Ведь до кризиса, в 2008 году, у нас уже был большой авторынок. И если, по нашим прогнозам, к 2020 году объем продаж авто на отечественном рынке достигнет 1 млн. автомобилей в год при существующих производственных мощностях на 420 тыс. авто в год, открывается потенциал для производства еще 680 тысяч. Эту долю рынка могут занять 5--6 крупных производителей, выпускающих продукцию не только для Украины, но и для других стран. Собственное производство вполне может обеспечить внутренние потребности на 70%. Сегодня для этого нужно сделать первый шаг. В противном случае, при объеме авторынка, который к 2020 году будет исчисляться в 20 млрд. долл., массовый импорт приведет к катастрофическому росту отрицательного сальдо торгового баланса. А это существенно повышает риск девальвации национальной валюты. В преддверии второй волны экономического кризиса принимать меры, о которых мы просим, нужно как можно быстрее. Причем не только по продукции автопрома, но и по всем товарам, которые могли бы выпускаться в стране.
Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров:
Для начала спецрасследования нет никаких объективных предпосылок. Во-первых, отсутствует массовый рост импорта. Во-вторых, отечественные автопроизводители не несут существенных потерь. По запрошенным нами данным Госкомстата, автопроизводители не работали в убыток ни в 2009, ни в 2010 году. А падение производства, отмеченное в 2009 году, связано не с угрожающим ростом импорта, а с вызванным кризисом падением потребительского спроса и снижением экспорта на 74%. Мы не видим никакого ущемления национальных интересов со стороны автоимпортеров. Более того, считаем, что удовлетворение потребностей наших клиентов, которые не заинтересованы в подорожании авто, также соответствует национальным интересам. А введение санкций приведет к пагубным последствиям для всей экономики. В случае применения заградительных пошлин страны-импортеры, согласно правилам ВТО, могут инициировать ответные санкции против наших металлургов, химиков, производителей сельхозпродукции. Более того, под угрозой срыва окажется подписание соглашения о свободной торговле с ЕС. Считаем, что автомобили, производимые в Украине, нельзя отнести к продукции, замещающей импорт. Автомобили, которые собирают в Украине, соответствуют экологическим стандартам Евро 2, а не Евро 5, применяемым во всем мире. Ведь у нас собирают модели, давно снятые с производства в других странах. Если в России АвтоВАЗ выпускает "Приоры" и "Калины", то морально устаревшие "шестерки", "семерки" и другие модели под маркой "Жигули" отдают на сборку в Украину.
Ассоциация "Укравтопром" требует увеличить пошлины до 33,4% на автомобили с двигателем объемом до 1,5 л и до 47% -- на 1,5--2,2 л. За счет применения НДС цена продажи возрастет на 40--50% и даже более. Я уверен, что импортеры попросту перестанут ввозить в Украину автомобили с двигателем объемом до 2,2 л. Вряд ли зарубежные автоконцерны будут готовы идти на риск, выставляя на продажу в Украине новые авто по завышенной цене. Они скорее отправят их туда, где будет гарантированный сбыт. В итоге, в случае прекращения импорта авто, государство понесет большие потери. Ведь сейчас с каждого ввезенного в страну автомобиля, средняя стоимость которого составляет 20 тыс. евро, государство получает пошлину в 10% (2 тыс. евро). А с машинокомплекта, то есть с того же самого автомобиля, только со снятыми колесами, в государственный бюджет поступает всего лишь фиксированная плата в 100 евро. Таким образом, при объемах импорта в 200 тыс. автомобилей в год потери государства достигнут 16 млрд. грн. ежегодно. При этом потребители получат ограниченный выбор авто -- "Ланосы", "Шкоды", "Джилли", "Черри" и др. На фоне отсутствия конкуренции с импортными моделями цены на эти машины могут подняться на 20--30%.
То, что межведомственная комиссия дает возможность импортерам привести свои аргументы, является хорошим сигналом. В нашей правоте я уверен на 100%. Но не исключаю принятия сугубо политического решения не в нашу пользу. Правда, как только ВТО введет ответные санкции против украинских производителей, такое решение будет отменено. Впрочем, от момента введения пошлин до ответной реакции ВТО может пройти немало времени, в течение которого сборщики успеют реализовать большие бизнес-проекты, грубо говоря -- "нарубить бабла".
По материалам dengi.ua