Россия, Италия, Германия и Франция подписали соглашение по морской части газопровода «Южный поток». Вместе с «Северным потоком» этот проект практически полностью лишит Украину транзита российского газа.
«Газпром», итальянская Eni, германская Wintershall (дочерняя структура BASF) и французская Electricite de France в пятницу заключили акционерное соглашение по проекту газопровода «Южный поток». Документ подписан в рамках инвестиционного форума в Сочи в присутствии премьер-министра России Владимира Путина.
Соглашение предусматривает создание компании South Stream Transport, которая займется реализацией морской части проекта. Труба пройдет по дну Черного моря, соединив компрессорную станцию «Русская» (Новороссийск) с болгарским портом Варна. Протяженность трубопровода составит 900 км. «Газпром» в South Stream Transport получил 50% , Eni — 20%, Wintershall и французская EdF — по 15%.
«В «Южный поток» вошли два новых акционера из Германии и Франции (изначально в проект входили только «Газпром» и Eni. — Газета.Ru). Присоединение к проекту крупных европейских энергетических компаний является ярким свидетельством признания странами ЕС его своевременности и необходимости», — заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Присоединение к проекту Германии и Франции стало еще одним шагом на пути консолидации партнерских отношений между Европой и Россией, подтвердил генеральный управляющий Eni Паоло Скарони.
«Подписание этого соглашения акционеров стало краеугольным камнем в проекте «Южный поток», который в полной мере получит все преимущества от тесного сотрудничества с четырьмя крупнейшими мировыми игроками в сфере энергетики», — добавил главный исполнительный директор EDF Анри Прольо.
Реализация проекта сделает экспорт российского газа в Европу независимым от транзита через Украину. Ежегодно через Украину проходит около 110 млрд кубометров российского газа. По оценке главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, «Южный поток» сократит транзит через Украину на 61—62 млрд кубометров. «Еще около 40—50 млрд кубов заберет «Северный поток», — указывает эксперт. — Таким образом, транзит российского газа в Европу через Украину практически прекратится». Первая ветка мощностью 25 млрд кубометров уже запущена.
Украина не раз призывала Россию отказаться от «Южного потока», ссылаясь на дороговизну проекта: инвестиции в «Южный поток» на данный момент оцениваются в 15,5 млрд евро. Вместо этого президент Украины Виктор Янукович приглашал Россию принять участие в модернизации украинской ГТС: это позволило бы нарастить мощность сетей и увеличить транзит в Европу, но обошлось бы дешевле. По разным оценкам, в сумму от $2 млрд до $10 млрд. Но Россия готова вкладывать деньги в модернизацию украинской ГТС лишь в том случае, если получит над ней контроль, на что Киев не согласен.
Нарастающее напряжение в российско-украинских газовых отношения заставляет украинские власти делать все более резкие заявления. Так, в среду Украина пригрозила вообще демонитровать свою ГТС, если Россия и Европа не предоставят гарантии того, что после введения в строй «Северного» и «Южного потока» транзит российского газа через украинскую территорию будет продолжаться.
«Снаряды рвутся все ближе и ближе», — прокомментировал Янукович в пятницу угрозу, которую создают Украине российские газотранспортные проекты. Теперь он предложил проложить сухопутную часть «Южного потока» через территорию Украины. Это будет дешевле в пять раз, пояснил он.
Правда, Янукович, ссылаясь на оценки экспертов, исходил из того, что «Южный поток» потребует 25 млрд евро инвестиций. «Газпром» от этого предложения сразу же отказался. Зампред правления компании Валерий Голубев в пятницу заявил, что не видит экономической целесообразности в таком сценарии.
«Предложение проложить через украинскую территорию трубу, которая задумывалась для того, чтобы избавиться от Украины в роли транзитера, говорит о том, что в Киеве начинается паника, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Но Россия еще может договориться с Украиной, и тогда реализация «Южный потока» окажется под вопросом».
Соглашение по морской части трубопровода — еще не гарантия реализации проекта, отмечает Симонов: «Точкой невозврата в таких проектах служит окончательное инвестиционное решение. А его принятие запланировано лишь на следующий год».
Если Украина все же согласится допустить «Газпром» к владению своей ГТС, мощности «Южного потока» окажутся просто невостребованными. «Очевидно, что на 63 млрд кубометров спрос в Европе не вырастет, — говорит Симонов. — Скорее всего, мощность трубы в таком случае будет сокращена. С точки зрения уже заключенных договоренностей это возможно: пока нет окончательного инвестиционного решения, у России есть пространство для маневра».
Для реализации проекта «Южный поток» предстоит разрешить еще два ключевых вопроса: окончательного согласия на прокладку трубы через свои воды до сих пор не дала Турция, и «Южный поток» не внесен в список исключений из Третьего энергетического пакета Евросоюза, который запрещает одной и той же компании одновременно владеть трубой и осуществлять продажи газа.
Полемика с Евросоюзом по поводу проекта в последнее время обострилась. Еврокомиссия считает, что Россия прокладкой своей газовой трубы пытается предотвратить строительство Транскаспийского газопровода (из Туркмении через Каспийское море в Азербайджан и далее в Турцию) и трубы Nabucco. Об этом в начале недели заявил комиссар Евросоюза по энергетике Гюнтер Эттингер. За счет этих газопроводов Европа рассчитывает снизить зависимость от России. Эттингер также выразил сомнение в реализации «Южного потока», так как тянуть трубу по дну Черного моря «слишком дорого».
По материалам Газета.Ru