Первые карманные деньги дети начинают получать с поступлением в школу: на булочку в столовой или шоколадку по дороге домой. С этого момента можно начать прививать ребенку навыки общения с деньгами. А то и раньше, ведь чем раньше родители начнут работать в этом направление, тем большего добьются.
Денис Новиков, заместитель председателя правления "Укринбанка":
Отношение к деньгам формируется очень рано. Использование денег -- это потребление, управление деньгами и управление при помощи денег. Так, например, различные ритуалы распределения денег между членами семьи становятся инструментами управления: унизительными ("будешь мне должен"), благотворительными ("раздача "Оскаров") или в виде оброка ("возьми и отстань"). Или психологический эквивалент денег: получение денег = признание, одобрение; наличие денег = взрослость, сила; отсутствие денег = бессилие, зависимость. В "Укринбанке" сознают важность формирования отношения к деньгам. Специально для детей разработаны просветительские и потребительские программы. Самые маленькие знакомятся с правилами обращения с деньгами через комиксы с приключенческими сюжетами, дети постарше могут использовать детские карты VISA или MasterCard.
Свой бюджет
Многие родители опасаются давать деньги детям до 11--12 лет. Их ведь могут отобрать старшеклассники, ребенок может их потеряет или истратит на ненужные, а, возможно, и опасные для здоровья вещи (чипсы, пиво, сигареты), рассуждают мамы и папы.
Но наличие собственных средств дает ребенку ощущение "взрослости", и это, в свою очередь, меняет его отношение к деньгам.
Причем, если первоклашкам карманные деньги стоит давать ежедневно и небольшими порциями, то учеников третьих-четвертых классов можно переводить на еженедельное содержание. А старшеклассникам финансирование должно выделяться раз в две недели, а лучше -- раз в месяц. Это учит ребенка планировать собственные расходы.
Подаренные или заработанные деньги также должны оставаться у ребенка ( о том, как привить любовь к накоплению). Но чтобы он их не потерял и не растратил (иногда речь идет о довольно крупных суммах), папа или мама могут предложить себя в качестве ответственного хранителя. Но в таком случае очень важно самому не запускать руку в "детский капитал". Ведь, если ребенок узнает о том, что родитель потратил его деньги, доверие будет подорвано.
В данном случае отличным вариантом станет вклад в банке. Его можно открыть как на имя родителей, так и на имя ребенка (некоторые банки предлагают депозиты на имя несовершеннолетнего). Причем, идти в банк и класть, и снимать деньги следует обязательно с ребенком.
Как потратить свои деньги, ребенок должен решать сам. Родители могут посоветовать, обсудить варианты: купить ролики, которые он давно хотел, или отложить на поездку в языковой лагерь. Но ни в коем случае нельзя заявлять: "За эти деньги мы купим тебе зимнюю куртку".
Ценность денег
Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег.
Выйти из этой ситуации позволит вовлечение ребенка в процесс планирования семейного бюджета. Пусть чадо знает, сколько (хотя бы примерно) зарабатывают родители и на что они тратят деньги.
Очень полезно будет следующее упражнение: дать ребенку лист бумаги и попросить записать все расходы на его содержание. Параллельно составить свой список. А потом вместе их сравнить. Для многих детей открытием является то, сколько родители тратят на его одежду, образование, поездки. Не говоря уже о коммунальных услугах и даже продуктах питания.
Кстати, отправляясь в магазин за покупками, берите с собой детей. И там фиксируйте их внимание на том, сколько стоят покупки. Ребенка можно просить взвешивать фрукты и овощи и вслух называть цену. Естественно, это не должно звучать, как упрек. Просто ребенку следует видеть, на что и как идут деньги, а выводы он сделает сам.
При этом очень важно не прибедняться, не сокрушаться, "как тяжело жить". У ребенка не должно сложиться ощущение, что он беден. Ведь это впечатление он может пронести через всю жизнь. И впоследствии, сколько бы ни зарабатывал, будет чувствовать себя необеспеченным. В конечном итоге в сознании ребенка должна прочно закрепиться мысль: "нет ничего недоступного, вопрос лишь во времени и в количестве приложенных усилий".
Детские заработки
Самые горячие споры разгораются вокруг темы детских заработков. Одни родители считают нормальным с помощью денег мотивировать детей выполнять домашние обязанности и хорошо учиться. Другие являются ярыми противниками такого подхода. Правда, как всегда, где-то посередине.
Деньги действительно не должны быть мотивом хорошей учебы. Точнее, это может быть стратегической целью в логической цепочке "хорошее образование -- высокооплачиваемая работа/свой бизнес". Но ни в коем случаем хорошие оценки не должны оплачиваться родителями. Ведь ребенок должен понимать, что он учится для себя, а не для того, чтобы получить от родителей очередные 100 грн.
Платить ли за выполнение каких-то работ? Это -- тоже вопрос. Стоит очертить ребенку круг его домашних обязанностей: убирать в своей комнате раз в неделю, мыть после себя посуду, через день поливать цветы. Причем, сделать это надо максимально детально, четко оговаривая регулярность и контролируя выполнение. С возрастом круг его обязанностей должен расширяться.
То, что входит в этот круг, ребенок выполняет бесплатно. Это его вклад в ведение семейного хозяйства. Все, что ребенок делает сверх обязанностей, по желанию родителей может быть оплачено. Особенно, если за эту работу родители все равно платят третьим лицам. К примеру, можно предложить ребенку за деньги помыть машину, набрать текст на компьютере, сделать несложный перевод (если знания позволяют). Таким образом, он сможет оценить реальную стоимость заработанных денег.
Читатели «Денег» делятся опытом
| Родитель | Ребенок | Секреты воспитания |
| Оксана Бебих, маркетолог | Дарья, 8 лет | Все деньги, которые Даше дарят на праздники, остаются у нее. Потом мы вместе с ней решаем, что она хочет на них купить. Сейчас могу сказать, что дочь у меня не транжира. Свои деньги тратит очень осторожно. А недавно попросила меня открыть ей платежную карточку. |
| Виктор Логвиненко, частный предприниматель | Иван, 11 лет | Если мне нужно набрать какой-то документ или забить какие-то данные в табличку, я предлагаю это сделать сыну за небольшую плату. Эти деньги он тратит на свое усмотрение. |
| Анна Гавриленко, администратор ресторана | Тарас, 9 лет | Прошлым летом мой сын получил первый опыт заработка. У нас на даче был уж очень богатый урожай груш. Тарас помог мне их собрать, лазил по деревьям, доставал и аккуратно складывал фрукты в ящики. Мы отвезли их на поселковый рынок и сдали под реализацию. Вырученные деньги поделили напополам. |
| Владимир Пискун, директор по закупкам в супермаркете | Илья, 10 лет | Карманные деньги Илья получает раз в месяц. И должен сам распределить их на каждый день. Если потратил все в первую же неделю, до конца месяца в школу ходит с бутербродами. |
Денис Новиков, заместитель председателя правления "Укринбанка":
Отношение к деньгам формируется очень рано. Использование денег -- это потребление, управление деньгами и управление при помощи денег. Так, например, различные ритуалы распределения денег между членами семьи становятся инструментами управления: унизительными ("будешь мне должен"), благотворительными ("раздача "Оскаров") или в виде оброка ("возьми и отстань"). Или психологический эквивалент денег: получение денег = признание, одобрение; наличие денег = взрослость, сила; отсутствие денег = бессилие, зависимость. В "Укринбанке" сознают важность формирования отношения к деньгам. Специально для детей разработаны просветительские и потребительские программы. Самые маленькие знакомятся с правилами обращения с деньгами через комиксы с приключенческими сюжетами, дети постарше могут использовать детские карты VISA или MasterCard.
Резюме: Начиная со школьного возраста, у ребенка должны быть собственные деньги, которыми он распоряжается по собственному усмотрению. Разговоры о семейном бюджете -- это нормальная и нужная практика. Вполне можно платить ребенку за работу, которая не входит в основной круг его обязанностей.
Партнер рубрики «Азбука финансов» - ПАО «Укринбанк»


