Насколько подорожают автомобили в Украине из-за стихийного бедствия в Японии?!

Насколько подорожают автомобили в Украине из-за стихийного бедствия в Японии?!

В Японии продолжается восстановление предприятий и инфраструктуры после разрушительного землетрясения 11 марта и последовавшего за ним цунами, которые нанесли ощутимый урон экономике страны на севере и восточном побережье. По оценкам Всемирного банка стране нанесен ущерб в размере порядка 235 млрд. долларов, притом Японии потребуется пять лет на восстановление после стихийного бедствия, которое сократит темпы роста японского ВВП в этом году на 0,5 процентного пункта. При этом основные потери экономика страны понесет в первой половине 2011 года.

Между тем, автомобильные концерны уже на прошлой неделе сообщили, что значительных разрушений на их предприятиях нет, а на многих землетрясение вообще не оказало никакого воздействия. Заводы готовы были возобновить производство еще на прошлой неделе, но после анализа ситуации с поставкой комплектующих перенесли запуск на неделю. Простой в 2 недели уже обошелся японской автоиндустрии в сотни тысяч недовыпущенных автомобилей. Но цепная реакция затронула уже не только японские брэнды.

Из-за остановки японских заводов автокомпании других стран заявляют о сбое поставок комплектующих и изменении планов производства. Такие заявления уже сделали Volvo, BMW и General Motors. Сегодня к ним присоединились Opel и Renault.

Как сообщает издание Automotive News Europe, сегодня, 21 марта, на сутки остановлено производство на заводе компании Opel в испанском городе Сарагоса. Производитель также принял решение отменить одну восьмичасовую смену в пятницу, 25 марта. Причиной этого решения стала острая нехватка автокомплектующих, которые доставляются на завод из Японии.

В результате остановки конвейера европейский авторынок недополучит примерно 2 400 автомобилей Opel Corsa и Meriva. В этих моделях компания использует японские электронные системы. Кроме того, о сокращении производства на 15-20% сегодня объявил южнокорейский завод, принадлежащий французскому концерну Renault. Ежемесячно предприятие, расположенное в городе Пусан, собирает до 20 000 автомобилей Nissan Teana местного варианта. Эти модели продается в Южной Корее под названием Samsung SM7.

Ранее о проблемах с японскими комплектующими объявили еще несколько автоконцернов. Так, в пятницу 18 марта, американская компания General Motors распространила сообщение о том, что приостанавливает производство пикапов Chevrolet Colorado и GMC Canyon на заводе в Луизиане до 21 марта из-за нехватки комплектующих, которые должны были приехать из Японии. Правда, по заявлению компании, уже произведенных автомобилей вполне хватит для того, чтобы удовлетворить спрос на них.

Остальные заводы автогиганта работают в штатном режиме. Вслед за General Motors приостановить производство на неопределенный срок могут и другие американские автопроизводители. Как отмечалось раньше, от комплектующих японского производства зависит до 14% американского автопрома.

Перебои в поставках затронули и шведов из Volvo Cars. По словам представителя компании, комплектующих, которые импортируются из пострадавшей Японии, осталось примерно на неделю. Если в ближайшем будущем не удастся организовать устойчивый канал поставок необходимых автокомпонентов, производство машин Volvo может пострадать. "Наладить новые логистические цепочки в короткий срок не так просто. Кроме того, многие комплектующие производятся в Японии специально для Volvo Cars", - отметил ранее представитель шведской автокомпании. Японские автокомпоненты составляют порядка 10% в общей объеме закупок комплектующих для Volvo.

Свои опасения по поводу нехватки японских комплектующих также выразили BMW, Volkswagen и Porsche. Ранее представители японских предприятий заявляли, что не все заводы автокомплектующих пострадали от катастрофы, но из-за высокой сейсмической активности, компании приняли решение отключить электронное и машинное оборудование.

Кроме того, японское автопроизводство ждет еще одно испытание – это нехватка электроэнергии из-за остановки ядерных блоков на АЭС Фукусима-1, а также на других АЭС. По предварительным оценкам, в Японии возник дефицит до 30% энергообеспечения. В стране действуют вейерные отключения электричества, чтобы не перегружать сети. Именно ритмичная поставка комплектующих и нехватка электроэнергии, не позволили японским автоконцернам запустить производство на прошлой неделе. Но будет ли ситуация лучше в ближайшее время?

Безусловно, Япония максимально быстро справится с последствиями землетрясения и цунами. Все мы желаем скорейшего восстановления страны и производства на японских автозаводах. С этой целью правительство страны Восходящего Солнца планирует выделить не менее 12 млрд. долларов из текущего бюджета (в 2011 финансовом году эта цифра намного увеличится), подсчитал ВБ. Частные страховые компании потеряют 14-33 млрд долларов. Но быстро восстановить инфраструктуру и энергосистему не удастся, а это означает, что автопроизводителям придется искать альтернативных поставщиков комплектующих в других странах, а также максимально переориентировать производство на иностранные предприятия.

Но ущерб для мирового автопрома будет очень большой, если учесть, что Япония является крупнейшим поставщиком деталей и комплектующих для автомобилей и бытовой техники: на ее долю приходится 36% мирового производства чипов памяти, говорится в докладе. Корейские фирмы уже сейчас сталкиваются с повышением цен на эту продукцию, на некоторые компоненты цены выросли до 20%. В Таиланде сборщики автомобилей сообщили, что японских компонентов хватит до апреля, сказано в докладе. Япония крупнейший производитель силикона (60% всего рынка) и второй по величине производитель стали в мире (110 млн т в 2010 г.), притом львиная доля стального проката предназначалась как раз для автомобильной промышленности. А сталелитейная промышленность – крупнейший потребитель энергоресурсов. Опять замкнутый круг? Японским автоконцернам придется закупать металл и ряд комплектующих за пределами страны, а что произойдет с ценами на эти позиции в условиях ажиотажного спроса пока трудно даже предположить.

Первые сообщения, которые приходили в AUTO-Consulting на прошлой неделе, свидетельствовали, что дистрибьюторы японских автомобилей пока не испытывают нехватку автомобилей. Поставки ведутся в рамках действующих контрактов, но здесь необходимо уточнить, что логистика из Японии в Украину имеет ряд промежуточных складов, на которых формируется определенный запас автомобилей, которые дистрибьюторы забирают по мере необходимости. Кроме того, в феврале очень слабая активность была в странах Ближнего Востока и Северной Африки из-за волнений, революций и переворотов (Тунис, Алжир, Марокко, Египет, Йемен, Бахрейн, Ливия, Сирия и т.д.). В итоге, промежуточные склады японских автомобилей были «упакованы» больше нормы, что позволяет сейчас нивелировать первичные сложности с поставками. Но перебои неизбежно будут, когда национальные дистрибьюторы выберут все популярные машины на складах.

По оценкам AUTO-Consulting, первые перерывы в поставках следует ожидать в конце апреля-мае. Если автопроизводство в Японии удастся быстро запустить на полную мощность, то перерывы в поставках для рынка пройдут почти безболезнено. Но, если ущерб для производителей комплектующих и металла окажется существенным, либо не будет хватать электроэнергии для возобновления производства в былых объемах, тогда ситуация на рынках начнет меняться не в пользу японских брэндов. По итогам 2010 года, японские автопроизводители занимали в Украине около 19,42%, против 20,8% год назад. Еще до землетрясения японские автомобили незначительно сдали позиции европейским и корейским конкурентам, которые в 2010 году нарастили свое присутствие в Украине до 23,45% и 21,7% соответственно. Именно эти конкуренты и будут претендовать на долю японских автомобилей в сложный период.

Но с учетом необходимости закупки на стороне автомобильного проката, электронных систем и ряда других комплектующих, японские автоконцерны столкнутся с ростом себестоимости, которую в конечном итоге будут вынуждены переложить на покупателей. Фактически, кризис в автопроме Японии спровоцирует новый виток автомобильной инфляции, - считают в AUTO-Consulting. Рост цен на автокомпоненты скажется и на ценообразовании остальных производителей, но для «японцев» этот момент наступит значительно раньше.

В сложившихся условиях, автомобилистам имеет смысл поторопиться с выбором японских автомобилей, которые пока еще есть на складах дилеров в Украине по прежним ценам. В любом случае, это будет правильная инвестиция, хотя бы потому, что таким образом можно сделать свой посильный вклад в скорейшее восстановление японской автоиндустрии, и защитить свои средства от автомобильной инфляции. По оценкам экспертов, первые автомобили, произведенные уже после землетрясения, до Украины доедут лишь к лету. Ценообразование на них пока не известно.

По материалам AUTO-Consulting

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK