Автолюбители говорят, что нужно выбирать не СТО, а мастера. Однако найти "своего" мастера очень сложно. Да и только ли в этом дело? Например, новые авто обязаны проходить ТО или диагностику только на официальной СТО, иначе автомобиль будет снят с гарантии. Но даже если на официальном сервисе есть проверенный мастер, то неизвестно, будет ли именно он смотреть машину.
"Буду уходить с гарантийного обслуживания. Не сервис, а какое-то постоянное выкачивание денег", -- жалуется Тимур Антипенко, владелец Chevrolet. По его словам, не было ни одного регламентного ТО, после которого ему бы не порекомендовали что-то поменять. Так произошло и в последний раз. По словам г-на Антипенко, гарантии на ходовую уже нет, а на сервисе заявили о необходимости замены рулевой рейки и других деталей ходовой, которые попадали под гарантийное обслуживание. "Одного не могу понять: после последней диагностики, которую я проходил перед окончанием гарантии, я наездил всего 3 тыс. км, а это совсем немного. Не думаю, что они в тот раз вообще смотрели мой автомобиль", -- сомневается в качестве сервиса г-н Антипенко.
Не вполне адекватное поведение сотрудников СТО вынудило сменить сервисную станцию и Юрия Петренко (ездит на Nissan Qashkai). Автовладелец столкнулся с "выкачиванием" денег за диагностику, которую он не заказывал и которую явно никто не делал. "Я заехал на СТО, поскольку нужно было провести диагностику двигателя. А поскольку времени ждать, пока посмотрят мою машину, у меня не было, то я уехал на работу и вечером приехал за авто. И тут началось..." -- рассказал г-н Петренко. По его словам, менеджер СТО сообщил, что двигатель не смотрели, поскольку мастеру надо было куда-то уехать. Но вместо этого якобы сделали диагностику ходовой.
"И они выставили мне счет за диагностику ходовой. На мой вопрос, зачем они делали то, что их не просили, мне ответили -- чтобы зря машина в сервисе не стояла", -- возмущается г-н Петренко. Поскандалив с начальником сервиса, разъяренный автовладелец уехал, не оплатив счет. А в итоге сменил сервисную станцию.
На чем обманывают
Увы, определить точно, "разводят на деньги" на СТО или нет, очень непросто. Тем не менее, по словам бывшего сотрудника официального автосервиса Николая Ивановича (имя изменено), "нагреть" клиента легко -- либо не заменив деталь вовсе, либо поставив некачественную или бэушную. Например, владельцу Hyundai Tucson Владимиру Филлипенко после пробега 45 тыс. км поменяли тормозные колодки. А через 10 тыс. км при замене шин г-н Филлипенко обнаружил, что колодки уже стертые. "В ответ на мое возмущение на официальном сервисе мне заявили -- а может, это стиль езды поменялся!" -- негодует г-н Филлипенко.
Конечно, тормозные колодки -- не столь дорогостоящая деталь. Но что делать автовладельцам, которым якобы меняют ремень газораспределительного механизма (ГРМ), а через 3--5 тыс. км пробега тот попросту рвется? Как рассказал Николай Иванович, добиться правды очень сложно. Во-первых, не каждую деталь, требующую замены, можно увидеть и сверить написанное на ней с указанным в документах. Во-вторых, даже при условии наличия квитанции и заключения сервиса сложно доказать, что именно там поставили бракованную деталь. "Были случаи, когда клиенту говорили, что это он так эксплуатирует автомобиль, а детали, дескать, ставим новые и качественные", -- рассказал Николай Иванович.
Вина доказуема
И все же доказать вину СТО и потребовать компенсацию можно. Многие автовладельцы из тех, что были опрошены "Деньгами", до суда дело не доводили -- либо ограничивались разбирательствами с начальником сервиса, либо писали жалобы в центральный офис (украинский), либо просто меняли сервисную станцию, махнув рукой на гарантию.
"Чтобы установить и доказать факт поломки авто из-за некачественных запчастей, нужно обязательно сохранять чеки, калькуляции, акты приема-передачи авто на СТО. И не важно, это официальная СТО или независимая. Также следует провести экспертизу, которая покажет нанесенный ущерб, а также назовет причину поломки", -- рассказал партнер юридической компании "Старчук, Плачинда и партнеры" Евгений Старчук. Экспертизу можно провести на другой СТО -- своего рода повторная диагностика авто с заключением, что нужно менять и почему. Стоимость процедуры -- от 300 грн. Также на помощь автовладельцу может прийти независимая экспертная компания, однако это будет стоить примерно в два раза дороже. Ну, а самый "крутой" вариант -- заказ проверки в НИИ судебных экспертиз. Стоимость зависит от масштабности экспертизы и времени работы эксперта. Цены на работу НИИ контролируются государством и пересматриваются каждый год. Например, в 2010 году официально час работы эксперта стоил от 30 до 50 грн. Как правило, если за проверкой обращается не компания, а физлицо, тарифы оказываются "договорными" -- обычно в два раза выше официальных.
Получив экспертное заключение, все чеки и акты, необходимо обратиться с письменной претензией к директору сервиса, потребовав устранить неполадки. В претензии стоит указать, когда и по какой причине ремонтировался автомобиль, что конкретно ремонтировалось, неисправности, которые возникли после ремонта.
Желательно претензию отправить либо заказным письмом, либо вручить под расписку. Чтобы обращение было результативным, копию письма предстоит отправить еще и в территориальное управление Госкомпотребзащиты, чтобы и они провели проверку СТО.
По словам г-на Старчука, в случае отрицательного ответа или гробового молчания СТО, можно смело обращаться в суд. "Главным доказательством в суде станет экспертиза поломок и факт передачи машины на ремонт", -- подчеркнул юрист. Конечно, суд затянется на полгода, а то и на год с лишним. Но выиграть его вполне реально. Юристы отмечают, что такие примеры в Украине есть.
Как избежать обмана
-- посещать СТО, которые рекомендуют друзья-знакомые или о них хорошие отзывы на автофорумах;
-- перед посещением СТО собрать максимум информации о возможных причинах и способах устранения возникшей неисправности на форумах, а также узнать мнение тех, кто уже общался с СТО (тоже через форумы);
-- требовать от СТО и мастеров предварительного согласования списка всех запланированных работ;
-- по возможности присутствовать во время ремонта автомобиля;
-- требовать документацию, подтверждающую выполненные работы, а также список и маркировку установленных запчастей, забирать квитанции об уплате услуг (важно, чтобы в них было указано, за что именно заплачено);
-- наведываться на СТО, где авто в ремонте, без предупреждения, чтобы увидеть, какие действия выполняются и выполняются ли вообще;
-- не афишировать свою некомпетентность;
-- после устранения неисправностей требовать демонстрации результатов ремонта.
Резюме: Доказать вину СТО возможно. Для этого необходимо сохранять все чеки и акты, контролировать ход работ, а также выдвигать претензии к качеству обслуживания при малейших подозрениях.
По материалам dengi.ua