Украинская скрипачка Мирослава Которович -- о том, на чем зарабатывают исполнители классической музыки

Украинская скрипачка Мирослава Которович -- о том, на чем зарабатывают исполнители классической музыки

Мирослава Которович – очень вдохновенный и романтичный человек, который не мыслит себя без музыки и старается жить сегодняшним днем. О том, почему классический музыкант не может быть миллионером, о своем отношении к деньгам, а также о том, как можно всего за один день снять усталость, которая копилась целый год, Мирослава рассказала «Деньгам».

Стать музыкантом было Вашим желанием? Или это выбор родителей?

Я – «сапожник с сапогами», музыкант, родившийся в семье музыкантов: мой отец, Богодар Которович был выдающимся скрипачом, моя мама, Наталия Кметь – прекрасная арфистка. Музыка для меня – значительно больше, чем ремесло. Это стиль жизни, неотъемлемая ее часть. Хотя играть я начала достаточно поздно, как для такой творческой семьи, в 6 лет. Мое развитие не форсировали – детство у меня было. Стойкая цель добиться высот появилась у меня только перед поступлением в консерваторию. И тогда, наверное, я и решила посвятить музыке всю свою жизнь.

А когда музыка стала приносить не только удовлетворение, но и деньги?

Вообще не представляю, чтобы классическая музыка была исключительно способом заработка. Она скорее приносит внутреннее удовлетворение, душевную гармонию, реализацию духовного и интеллектуального потенциала. А большие деньги – вряд ли. Да, я работаю, играю в ансамбле, у меня есть фиксированная зарплата. Но в нашей профессии существует интересная закономерность: затраты творчески развивающегося классического исполнителя, как правило, превышают его доходы. Например, цена скрипки хорошего мастера начинается от 10 000 долларов и достигает семизначных цифр. Это же касается и сценических костюмов, которые стоят недешево. Кроме того, приходится заказывать ноты (иногда за границей). В то же время, оплата труда большинства классических музыкантов – на уровне зарплаты школьного учителя. Вот такой парадокс.

Получается, чем больше денег у музыканта изначально – тем больших высот он достигнет? Но как потом возвращаются вложенные деньги?

Самый большой капитал музыканта – его талант, индивидуальность и мастерство. Если эти качества выше привычных, быть может, найдется человек, который возьмется финансово поддерживать артиста. В нынешнее время, как правило, приходится продвигать и «пиарить» себя самому. Я как раз и нахожусь в такой ситуации: сама договариваюсь о концертах, сама придумываю образы, подбираю концертную программу, пишу к ней тексты...
А говоря о том, что доходы не соответствуют расходам, я имею в виду ситуацию, когда музыкант ставит перед собой задачу не только отлично играть, но и хорошо выглядеть, преподносить то, что он исполняет, на высшем уровне. В большинстве случаев музыканты, не входящие в "высшую лигу", чтобы достойно обеспечивать жизнь себе и своей семье, вынуждены играть во многих оркестрах одновременно. Соответственно, им не до "высоких материй", а музицирование превращается в ремесло.

Что касается инвестирования в талантливых солистов – прибыль, вероятнее всего, будет выражаться не в денежных знаках, а в известности, славе и любви слушателей.

Как же Вам удается избежать ухода в «ремесло»?

Судьба баловала меня. Я всегда занималась тем, что мне нравится, у меня всегда был выбор, что играть и как играть. Причем, с наилучшими музыкантами. Взять хотя бы те 7 лет, когда я играла вместе с Гидоном Кремером в его оркестре "Кремерата-Балтика". Мы объездили весь мир, выступали в лучших залах, начиная с Карнеги-холл в Нью-Йорке и заканчивая Альберт-холлом в Лондоне. Это, наверное, наилучшая школа, которую я прошла, и она оставила незабываемые впечатления и отпечаток на всю жизнь.

А в Украине вообще есть слушатели, ценители классической музыки?

Конечно, есть! Меня очень радует, что наш слушатель молодеет. Приятно видеть в зале не только интеллигентных бабушек, но и молодых людей. Новое поколение очень талантливо, и я порой даже поражаюсь их образованности, интересу и сопричастию к искусству и музыке.

А что деньги значат лично для Вас?

В разные периоды моей жизни деньги играли различную роль. Но, однозначно скажу: их долгое отсутствие не помогает артисту. Есть общепринятое мнение, что художник должен быть голодным. Но тогда его искусство может стать депрессивным. Чтобы творчество было разнообразным, ярким, артист не должен нуждаться. Когда появляется возможность, я всячески стараюсь поддерживать молодых музыкантов, так как понимаю, что выбрали они нелегкую профессию.

Наличие же денег помогает быть независимой и реализовывать даже самые смелые творческие замыслы.

Как предпочитаете управлять своими сбережениями?

Мои самые ценные сбережения не в деньгах, а в человеческих отношениях, в дружбе. Мне кажется, что это значительно больше, чем деньги. Да, безусловно, депозит в банке – это неплохая идея, но я живу по принципу «будет день – будет пища».

Даже от самого любимого дела порой хочется отдохнуть. Как Вы это делаете?

Главное – настроиться на отдых, и тогда он удастся на все 100%. Например, недавно я замечательно провела один из выходных дней в парке Феофания. И этот день уравновесил целый год напряженной работы.

А бывают моменты, когда вообще не хочется играть? И как себя заставить?

Не припомню, чтобы мне не хотелось играть на концерте. Каждое выступление – в радость. А вот дома... Не всегда легко начать, но всегда сложно оторваться от занятий, от звучания голоса моей скрипки, от музыки.

Вы сказали, что поддерживаете молодых музыкантов. Как именно?

Часто даю свои инструменты на выступления, так как уже говорила, что купить хорошую скрипку очень непросто. Отправляю своих студентов на различные конкурсы, организовываю концертные поездки. Но моральная поддержка, которую я им оказываю, думаю, значит существенно больше.

А Вы готовы были бы поменять музыку на что-то другое, сулящее значительно более высокие заработки?

Я очень люблю музыку и не представляю без нее своей жизни.

Мирослава Которович – скрипачка, обладатель Гран-при международного конкурса «Золотая осень» (Хмельницкий, 1992 г.), участница проекта Гидона Кремера – камерного оркестра "Кремерата-Балтика", автор цикла музыкально-театральных действий в жанре "музыкальной новеллы". Преподаватель кафедры скрипки в Национальной музыкальной академии Украины. Заместитель директора по творческим вопросам и солистка Национального камерного ансамбля "Киевские солисты".

По материалам /



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK