"Я хотел в конце января ко дню рождения жены приобрести новый Polo. Но в салоне мне не смогли предложить даже модель прошлого года, так как все было раскуплено. А мой знакомый, сотрудник одного из столичных дилеров, посоветовал подождать с покупкой до конца зимы, когда появятся авто нового модельного года", -- с удивлением рассказывает руководитель полиграфического комбината Николай Васильев. По его мнению, вряд ли в новом году автомобиль обойдется дороже.
Новые цены
По наблюдению "Денег", автосалоны стараются пока не говорить о ценах на авто 2011 года. И это не удивляет. В конце 2010 года продажи автомобилей в Украине выросли, и теперь дилеры, чувствуя интерес со стороны покупателей, готовятся увеличить свои прибыли. В среднем цены на модели 2011 году будут на 5--10% выше цен 2010 года. По мнению начальника отдела маркетинга "Тойота Центр Киев "Автосамит на Столичном" Виталия Данилюка, при обновлении ассортимента и выводе на рынок новых моделей импортеры однозначно будут повышать их стоимость -- продавцам после двух "застойных" лет наконец-то представилась возможность подзаработать.
В 2010 году многие импортеры завозили авто с большой осторожностью -- раз в два-три месяца и маленькими партиями. В итоге склады опустели, и к концу года стал наблюдаться настоящий автомобильный дефицит. Теперь продавцы могут спокойно ставить наценку на новые авто и работать под заказ, ничем не рискуя. Хотя расслабиться сверх меры им не дадут "серые" дилеры: работа "под заказ" была, есть и остается излюбленной схемой "неофициалов".
Наиболее существенный фактор ценообразования авто в Украине -- курс гривни к доллару и евро. Но коль скоро прогнозируется стабильность национальной валюты в 2011 году, то курсовые шоки автомобильным ценам не грозят.
Что касается тренда года, то во всем мире прогнозируется рост доли гибридов в общих продажах. Впрочем, в Украине особой склонности к гибридам у покупателей пока не замечено: эта техника существенно дороже традиционной, а экологически мыслящих людей среди соотечественников украинцев пока очень немного.
Автообмен
2011 год принесет не только рост цен на новые авто, но и возможность проще и дешевле сменить старое авто на новое. Дело в том, что с принятием Налогового кодекса стал действительно доступен такой способ продажи авто, как trade-in. "Принятие закона (кодекса. -- ?) приведет к увеличению автомобильного рынка на 25--30%, и, как следствие, к падению цен", -- считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров Олег Назаренко. Хорошо бы, но скорее речь будет идти о сдерживании цен на наиболее массовые модели и марки.
Отечественные автосалоны уже готовы принимать подержанные автомобили. Ведь в таком случае проще привлечь клиентов -- многие хотят купить новый автомобиль при условии, что им помогут продать старый. Впрочем, далеко не каждый автовладелец сможет воспользоваться обменом авто. Дилеры считают, что автомобили с пробегом от двух лет китайского, российского и украинского производства будут наименее интересны автосалонам, поскольку при реализации таких машин салон не сможет получить такую же маржу, как при продаже японского или европейского авто. Поэтому многие салоны попросту откажутся принимать такие автомобили.
Главное преимущество trade-in состоит в том, что клиенту не нужно самостоятельно заниматься продажей, оформлением и другими формальностями. Впрочем, не исключено, что при использовании trade-in расходы на обновление авто окажутся все-таки выше предполагаемых. Например, сумма, в которую оценят старый автомобиль, окажется на 10--15% ниже рыночной. С помощью такой "недооценки" автосалон снижает свои риски, ведь неизвестно, как долго простоит бывший в употреблении автомобиль на площадке у дилера.
Реализация подержанных автомобилей -- непростой и недешевый процесс: кроме работы персонала, салону предстоит оплатить расходы на техобслуживание и сервис старого автомобиля. Если клиент вознамерится увеличить оценочную стоимость машины, ему придется оплатить предпродажную подготовку авто самостоятельно. Так что дилеры не считают trade-in трендом 2011 года, так как далеко не все украинцы готовы ради удобств и экономии времени соглашаться на потерю 10--15% рыночной стоимости своего старого авто.
Можно ли избежать недооценки своего старого авто при при трейд-ин? Конечно -- если авто в хорошем состоянии, с хорошей сервисной историей и уважаемой автовладельцами марки. В любом случае -- с дилером можно и нужно торговаться, ведь все равно клиент не столько продает старое авто, сколько покупает новое.
В 2011 году цены на бывшие в употреблении автомобили в целом мало изменятся по сравнению с предыдущим -- именно потому, что трейд-ин будет внедряться медленно: при самом оптимистичном для покупателей подержанных авто сценарии цены на них снизятся максимум на 5--10%.
А вот сервис и ремонт в 2011 году если и подорожает, то незначительно. "Существенных изменений цен на услуги ремонта и сервиса автомобилей не ожидается. Естественно, при условии, что в стране не будет никаких экономических потрясений", -- уверен Эдуард Петрюс, технический директор донецкого автосалона "Диссанс". Удорожание запчастей и ремонтных работ в 2011 году вряд ли превысит 5--6%. А причиной роста станет trade-in. Уже в феврале ожидается наплыв первых клиентов в связи с началом продаж по схеме автообмена. Растущий спрос спровоцирует некоторое повышение цен на услуги автосервиса.
Лизинг или кредит
Если в 2010 году в кредит было куплено лишь 10% от всего объема реализованных в стране автомобилей, то в 2011-м эксперты прогнозируют рост кредитных авто до 30 и даже 40%. Конкуренция на рынке автокредитования ужесточается, и в борьбе за клиента банки постепенно упрощают доступ к займам и снижают процентные ставки. Вероятнее всего, в 2011 году эффективная ставка по кредитам снизится на 2--3 п.п. -- до 17--20% годовых. А красивые предложения "нулевой" ставки по кредиту мы услышим в 2011 году от еще большего числа автодилеров.
Не только разнообразием кредитных программ удивит автолюбителей новый 2011 год. Лизинг также будет предлагаться -- и очень активно. Благо лизинговые компании, которые в период кризиса закрыли программы для физлиц, обещают снова их открыть. Главное преимущество лизинга -- возможность обмена автомобиля на новый до момента окончания срока договора. А вот дешевизной лизинг пока не может похвастать -- лизинговые компании работают, получая банковское кредитование, поэтому процентные ставки обычно выше, чем при автокредитовании -- на 1,5--2 п.п. Впрочем, в борьбе за платежеспособного покупателя автодилеры создают свои дочерние лизинговые компании, предлагая очень даже интересные условия, порой превосходящие автокредит.
Какие новинки можно купить в 2011 году
Марка и модель | Объем двигателя, л | Расход топлива, л на 100 км (в городском/ смешанном цикле), АТ | Особенности дизайна | Опции | Цена за рубежом в пересчете на гривни, тыс. грн |
Kia Sportage | 2,0 | 10,23/8,9 | Легкая задняя дверь кузова, увеличение грузового отсека | Электроусилитель руля, видеокамера заднего вида, система навигации, климат-контроль | От 152 |
Mazda 2 | 1,5 | 8,7/7,9 | Просторный салон, короткая колесная база | Шесть подушек безопасности, не заклинивающий тормоз, противобуксовочная система и система динамической стабилизации | От 112 |
Volkswagen Jetta | 2,5 | 10,69/9,26 | Компактный седан среднего размера, небольшая колесная база | Индикатор изнашивания тормозов, многофункциональный компьютер (отслеживающий время и расстояние, а также скорость и потребление топлива), подсветка для карт и для ниши для ног | От 136 |
Volkswagen Polo Sedan | 1,6 | 8,4/7,0 | Двигатель сочетает динамику и тяговитость с экономичностью | Иммобилайзер, электростеклоподъемники, радиоподготовка, бортовой компьютер, ABS, 14-дюймовые колесные диски с декоративными колпаками | От 107 |
Toyota Scion tC | 2,5 | 10,23/8,91 | Субкомпактный автомобиль | Имеется как автоматический, так и механический тип коробки передач, отличная система тормозов | От 152 |
Nissan Rogue | 2,5 | 10,69/9,54 | Компактный дизайн | Ксеноновые фары, подогреваемые зеркала, стекла, подавляющие ультрафиолетовое излучение | От 166 |
Hyundai Sonata New | 2,0 | 10,2/8,0 | Просторный автомобиль | Электронный контроль стабильности (ESC), контроль тяги и ABS с Brake Assist | От 211* |
Hyundai Solaris | 1,4 | 6,5/5,5 | Субкомпактный семейный седан | Система стабилизации ESP, ABS, обогреватель заднего стекла, 4-литровый резервуар для омывателя ветрового стекла с датчиком уровня жидкости, аккумулятор емкостью 60А/ч для упрощения холодного запуска двигателя. В качестве дополнительных опций – подогрев зоны покоя щеток стеклоочистителя, подогрев передних сидений и боковых зеркал | От 117 |
Chery Riich X1 | 1,3 | 4,8 | Экономичный и компактный | Двигатель 1.3 л, передний привод, трансмиссия только ручная | 84–89 |
Great Wall Voleex С30 | 1,5 | 7,1/5,9 | Конструкция кузова усиленна ребрами жесткости из крепких сортов стали | Системы ABS и ESP, шесть подушек безопасности | От 86 |
* – Цена авто в Украине.
Сколько нужно доплатить при обмене старого авто на новое, % цены нового авто
Тип авто | Возраст авто | ||
2–3 года | 3–5 лет | 5–7 лет | |
А- и В-класс, европейские, японские, корейские | 30–50% | 50–70% | 50–70% |
С-класс, европейские, японские, корейские | 20–30% | 30–50% | 50–70% |
D- и Е-класс, европейские, японские, корейские | 20–30% | 30–50% | 50–70% |
Кроссоверы, полноприводные , корейские | 20–30% | 30–50% | 50–70% |
Кроссоверы, полноприводные , европейские, японские | 20–30% | 30–50% | 50–70% |
Минивэны, европейские, японские | 20–30% | 30–50% | 50–70% |
По данным «Тойота Центр Киев «Автосамит на Столичном»
Резюме: В 2011 году автопроизводители порадуют украинцев новыми бюджетными моделями, стоимость которых будет на 5--10% выше авто прошлого года выпуска.