Тем не менее, в прошлом году потребление напитка выросло на четыре процента. Вместе с тем, говорят специалисты, свои позиции потеряли дешевые чаи. Правда, в этом году, первую скрипку на рынке, возможно, снова будет играть среднеценовой сегмент. "Сложилась определенная норма потребления в Украине. Это 450 грамм в год на одного человека ... и она не меняется" – рассказал UBR Максим Липко, заместитель директора компании по продаже чая. Тем не менее спрос на дорогие классические сорта постепенно увеличивается. Эксперты прогнозируют снижение цен на чайную продукцию на 5-10 процентов.
Специалисты рады. Сегодня покупатель стал гораздо грамотнее и требовательнее. Обновляют ассортимент в зависимости от запросов, поступивших из торговых точек. Специалисты отмечают: еще несколько лет назад импортеры диктовали условия покупателям. Сегодня – все наоборот.
Сколько стоит удовольствие
Стоимость "цейлонского листа" за последний год увеличилось почти вдвое. Чаи из других стран подорожали на 50-60 процентов. Поэтому выросли и объемы рынка в денежном выражении в среднем на 10-15 процентов. До трехсот миллионов долларов, по сравнению с 2008-м годом. Отчасти такая тенденция обусловлена дефицитом качественных чайных листьев на мировом рынке. "В связи с колебаниями курса доллара, соответственно, учитывая, что данный рынок полностью зависит от импорта и соответственно с изменением курса доллар-гривна, объем рынка в денежном выражении вырос", – говорит Александр Соколов, аналитик консалтинговой компании.
По утверждению эксперта Чайного Совета Великобритании Вильяма Мэннинга, доля высококачественного продукта на мировом рынке не превышает 20%. Дефицит связан с сокращением площадей плантаций: в Индии — из-за нехватки средств для своевременной перезакладки плантаций, в Шри-Ланке — вследствие политической нестабильности и природных катаклизмов, в Кении на месте чайных закладываются плантации роз, разведение которых более рентабельно, чем выращивание чая.
Эти факторы обусловили рост цен на мировом рынке чая до исторического максимума: осенью цены на большинство сортов африканского чая на крупнейших в мире чайных торгах в кенийском городе Момбаса составили $3,75 за килограмм (против $2,19 за килограмм в январе 2009 года). Рост цен на Шри-Ланке (откуда, по данным рейтингового агентства "Кредит- Рейтинг", в Украину импортируется 80% чая) составил около 25–30% с 1 января 2009 года, при том что объем производства за первое полугодие 2009-го упал почти на 40% по отношению к аналогичному периоду 2008 года. В среднем закупочные цены на чай с начала года выросли на 20–30%. Украинский чайный рынок полностью зависит от импортных поставок. По данным операторов рынка, в структуре поставок чая в Украину цейлонские чаи занимают 50%, индийские и кенийские – по 15%, китайские – 10%, другие страны 10% (с учетом использования листьев как ингредиентов мультирегиональных купажей). В 2008 году объем импорта чая в Украину увеличился на 16,7% и достиг 28 тыс. тонн. Прирост обеспечили все виды чая. По данным Госкомстата, импорт черного чая в 2008 году увеличился на 13,7% (в натуральном выражении), зеленого – на 33%, мате – на 161,4%.
Объемы рынка
По итогам 2009 года, импорт сократился до двадцати одной тысячи тонн. До сих пор - объемы несколько лет оставались на уровне 22-24 тысяч тонн. В 2010-м году эксперты начали наблюдать позитивную тенденцию.
В марте 2010 г. по отношению к февралю 2010 г. импорт чая на территорию Украины возрос на 9%. Темп прироста данного показателя по отношению к аналогичному периоду 2009 г. достиг 42%.
В марте 2010 г. и по отношению к предыдущему месяцу, и по отношению к марту 2009 г. наблюдается сокращение экспорта чая за пределы Украины. В первом случае темп сокращения составил 20%, а во втором – 12%.
Производство чая в марте 2010 г. по отношению к февралю возросло на 6%, а по сравнению с мартом 2009 г. темп прироста данного показателя достиг 32%.
Деньги на чае
Максим Липко утверждает, бизнес на напитке лордов довольно выгоден. "У него есть одно неоспоримое достоинство - рынок стабилен. Как правило, люди не перестают пить чай и не перестают его покупать", - говорит он.
Зарабатывают игроки сегмента за счет "точек" в супермаркетах или в метро. "Это наиболее цивилизованный метод торговли. Там наибольший поток людей. Такой подход – прямое попадание в настроение или в целевую аудиторию" – говорит господин Липко. Кроме того, там небольшая плата за аренду. Кроме высокой арендной платы, в Украине отсутствуют подходящие для торговли чаем помещения. Площадью от 50 до 10 метров.
Поэтому крупные магазины открывают только "акулы" рынка как визитную карточку для торговой марки.
Хотя вложить для начала дела придется немало. От 40 до ста тысяч гривен. Средства идут на торговое оборудование, аренду помещения, закупку чая и аксессуаров. Стоит покупать товар непосредственно у производителя, а не у дилера. На этом можно сэкономить от 10 процентов, к тому же и качество гарантировано. Количество сотрудников минимальная - два - три человека.
Окупится дело уже через год - три. Рентабельность такого бизнеса зависит от размера аренды. Игроки рынка утверждают, она может съедать "большую часть выручки.
Специалисты советуют, стоит, создавая бизнес, ориентироваться на покупателей среднего и выше среднего класса. 70 процентов из них - женщины. Хотя эксперты рынка прогнозируют, портрет покупателя со временем изменится. Чаи будут покупать молодые люди, готовые к экспериментам.
Прогнозы
В своих прогнозах операторы исходят в основном из того, что наиболее критический период украинская экономика уже пережила и значительных ценовых колебаний, обусловленных нестабильностью курса национальной валюты, уже не предвидится. По мере стабилизации и восстановления экономики они рассчитывают и на восстановление тенденций роста среднего и премиального сегментов и увеличение потребления пакетированного чая. Достаточно оптимистическими выглядят для игроков и предварительные прогнозы развития мирового рынка чая. Так, в середине января 2010 г. продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) выступила с заявлением, что цены на чай в 2009 г. уже достигли рекордных отметок и в течение 2010 г. должны пойти на спад, так как погодные условия в основных чаепроизводящих регионах Азии и Африки стабилизировались. Представители отечественных чайных компаний надеются, что уже в текущем году физический объем украинского рынка вернется к докризисным 22 тыс.т, при этом в денежном выражении объем рынка, скорее всего, изменений не претерпит. Кроме того, как отмечают представители крупных украинских компаний, продвигающие мировые чайные бренды, общая нестабильность рынка чая в прошлом году привела к тому, что незначительная часть мелких компаний прекратила деятельность, и теперь лидеры рассчитывают нарастить свою рыночную долю в случае возобновления продаж продукта в 2010 г.
Источник: