Как выяснили «Деньги», само участие в велопоходе стоит от сотни долларов. Полная велоэкипировка – вдесятеро дороже.
На велосипеде можно проехать везде, или почти везде. Выбор веломаршрута во многом зависит от физического состояния велосипедиста, его опытности, ну и естественно, от желания посмотреть те или иные достопримечательности.
В Украине массовый велотуризм традиционно активизируется с мая по октябрь. В этот же период предлагаются и организованные поездки. Как правило, они непродолжительны – на 1–3 дня, но можно найти и более длительные маршруты. В стоимость таких туров обычно входят проживание, питание, сопровождение инструкторов, часто также проезд до места старта, посещение достопримечательностей и иногда даже прокат велосипеда.
Маршруты, разработанные велоклубами, обычно привязаны к интересным историческим, архитектурным или природным достопримечательностям. Например, отправившись в двухдневный маршрут Каменец-Подольский – Хотин, велосипедисты могут посетить не только эти места, а еще и руины старой водяной мельницы в Рихте, замки в Кудринцах и Чернокозинцах, Жванецкий замок.
Это, конечно, достопримечательности менее живописные, чем Хотинский замок и сам Каменец-Подольский, но тоже достаточно запоминающиеся. Ночевать придется в палатках, а стоит все удовольствие 620 грн – без стоимости проезда от дома до старта маршрута.
Можно спланировать подобный маршрут и самостоятельно, к тому же с более комфортными условиями проживания. Например, посвятив день Каменцу-Подольскому, там же и переночевать (от 150 грн с человека), а затем доехать до Хотина (примерно 30 км по автодорогам). Там также можно попытаться устроиться на ночлег. Правда, к сожалению, туристическая инфраструктура городка развита слабо. Поэтому подготовленным велотуристам стоит совершить марш-бросок до Черновцов (через Хотин) – по автодорогам это примерно 90 км или день езды. В Черновцах и гостиницы, и ресторанчики получше. Самостоятельный велотур обойдется примерно от 800 грн, включая железнодорожные билеты, два ночлега и питание.
Популярны велопробеги по Крыму. Например, трехдневный велотур по горному Крыму с поездкой по Качинской долине, осмотром пещерного монастыря Качи-Кальон, действующего Анастасиевского скита, стоянки первобытного человека Таш-Аир, Бахчисарая, пещерного Свято-Успенского мужского монастыря и многого другого обойдется в 750 грн. Ночлеги – в палатках, питание – полевая кухня. Дополнительно придется оплачивать проезд до места старта (более 400 грн).
Для новичков
Как рассказала Наталья Тулюлюк, представитель компании Velovuyki, новичкам лучше всего сначала отправляться в короткие, однодневные маршруты. Причем желательно выбирать второстепенные дороги, подальше от автотрасс. Г-жа Тулюлюк особенно настаивала на том, чтобы, отправляясь в велопутешествие, начинающий турист особенно тщательно рассчитывал свои силы – так чтобы их хватило и на обратную дорогу. К тому же важно изучить технические азы – чтобы уметь при случае поменять пробитую шину или ликвидировать хотя бы мелкую поломку велосипеда. Желательно уметь читать карты, чтобы не сбиться с запланированного маршрута. Впрочем, если едет компания, достаточно, чтобы в команде был хотя бы один человек, имеющий необходимые навыки штурмана и механика.
Осваивать азы велотуризма вообще лучше в команде.
В частности, компании, занимающиеся организацией велотуров, предлагают однодневные маршруты, рассчитанные для начинающих велосипедистов. Например, 40-километровый велопоход в Пущу-Водицу и обратно (возле Киева). Начинающим велосипедистам могут предложить пройти обучение на так называемом учебном выезде, во время которого можно получить теоретические и практические навыки по обслуживанию «двухколесного друга», технике езды по разному рельефу – подъем в гору, спуск, езда по песку и пр. А также научиться правильно выбирать/переключать передачи на велосипеде при езде и многое другое.
И только после «учебных полетов» стоит отправляться в несколькодневные велопутешествия – иначе вместо удовольствия турист получит букет неприятных воспоминаний.
Экипировка
Основная составляющая экипировки велотуриста – велосипед. Для путешествия по просторам Украины лучше всего подходят горные велосипеды, которые массово представлены в продаже. Для велопробега по шоссе, естественно, подойдут «шоссейники». Правда, шоссейный велосипед лучше подходит для хорошего дорожного покрытия, которым, увы, вряд ли может похвастаться хоть один регион страны.
Сам велосипед стоит от 2400 грн. Впрочем, ради одной поездки покупать технику нет резона. Тем более если нет уверенности в том, что велопутешествия станут регулярными. В таком случае аппарат можно взять напрокат. Если ехать по организованному маршруту, стоимость проката составляет 100 грн в день. В предоставляемый организаторами комплект входят велосипед, шлем и чехол для упаковки велосипеда.
Для самостоятельных «покатушек» тоже есть места проката. Стоимость аренды составляет 120 грн в сутки. При этом требуется оставить в залог либо деньги – от 1500 грн, либо пакет документов (водительское удостоверение, техпаспорт и пр.).
Вообще, для того, чтобы комфортно путешествовать на велосипеде, следует приобрести специальную личную экипировку для велоспорта. В частности, яркие «дышащие» майки, стоимость которых – от 300 грн. Ветровку, желательно водонепроницаемую (от 500 грн), велошорты, или велоштаны (от 400 грн). Также нужна удобная обувь с жесткой подошвой. В магазинах продаются специальные велотуфли по цене от 800 грн. В продаже есть даже специальные велоноски по 70–120 грн. Материал у них дышащий, а швы не давят. Но вполне можно обойтись и обычными.
Вот на что точно не стоит пожалеть денег, так это на велосипедный шлем. Купить его можно по цене от 650 грн. Также комплект желательно дополнить специальными велоперчатками, рюкзаком для минимального набора вещей и прочими необходимыми аксессуарами. Например, подседельной сумкой (130 грн), куда можно упаковать инструменты, мобильный телефон, шоколадные батончики, а еще – флягу для воды (45 грн) и флягодержатель (от 100 грн). И все, можно отправляться в дорогу.
Сколько стоит стать велотуристом
Наименование | Цена, грн |
Велосипед | 2400–6000 |
Насос | 60–500 |
Подседельная сумка | 100–150 |
Держатель для фляги | 100–750 |
Фляга | 30–45 |
Запаска (покрышка и камера) | 100–500 |
Набор инструментов | 150–500 |
Шлем | 650–1200 |
Велоботинки | 800–3000 |
Веломайка | 300–900 |
Ветровка | 500–1500 |
Велошорты | 400–1400 |
Перчатки | 100–300 |
Итого | 5690–16 745 |
Маршрут | Длительность, дней | Достопримечательности | Цена, грн | Где искать |
Пещерные города (Крым) | 3 | Сюйреньская крепость, монастырь Челтер-Коба, пещерный город Эски-Кермен, ослиная ферма, пещерный город Мангуп | 1430 | www.velovuyki.com.ua |
Горганские водопады (Карпаты) | 3 | Манявский водопад, Бухтивецкие водопады, велоэкскурсия по центру Ивано-Франковска, Манявский скит, Кресто-Воздвиженский мужской монастырь, Пневский замок, водопад Черник, перевал Столы, Буковель | 980 | www.velotour.com.ua |
Золотая Подкова Львовщины | 2 | Броды, Подкамень, Подгорцы, Олесько, Золочев | 695 | www.svitzaochi.com |
Где еще почитать о велотуризме: