Единый налог может вырасти в 5 раз
Кабмин хочет усилить НДС, налог на прибыль и акциз
Налоговая система Украины одна из худших в мире?
Бродский рассказал о шкале для "упрощенцев"
При этом теряется основная функция – регулятора экономики.
В налоговой политике правительство Азарова преследует краткосрочные цели – закрыть дыру в бюджете, наказав чужих, и ублажив льготами своих. В результате бизнес будет продолжать прятаться в тени, популяция бизнесменов - сокращаться, люди - терять работу.
Об этом свидетельствуют ответы экспертов, опрошенных focus.ua.
Выжать побольше
Напомним, на прошлой неделе Госкомпредпринимательства обнародовал концепцию проекта закона «Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности субъектов малого предпринимательства». Хоть правительство и анонсировало целый комплекс изменений в налоговом законодательстве, бизнесмены не ждут от нее положительного эффекта и с огромным скепсисом оценивают идеи правительства, предпринятые в этом ключе. «Каждое правительство Украины свою деятельность начинает с благих намерений, но, как правило, любые «революционные» обещания заканчиваются «реакционными» действиями. К сожалению, сейчас в основе вектора, который определяет развитие страны, лежат популистские заявления наших политических элит, соревнующиеся друг с другом в заигрывании с электоратом», - считает Дмитрий Мельник, финансовый директор инвестиционной группы «Арт-Капитал».
Представители бизнеса с сожалением отмечают, что правительство, увеличивая число налогов и повышая их уровень, преследует лишь кратковременные цели, теряя свою основную функцию – регулятора экономики. «Налоговые органы в существующей системе координат выполняют только фискальную функцию. И тут нет места заботе о мелком и среднем бизнесе. Выживают только крупные и сильные, а эффективны - лоббисты. Цель одна - наполнить бюджет любой ценой », - отмечает Мельник.
По его словам, для достижения поставленных целей налоговые органы на местах позволяют себе игнорировать, не исполнять и нарушать действующее законодательство. Сергей Наливка, директор агентства ААА (агроконсалтинг) считает, что суть украинской системы налогообложения выражается в том, чтобы побольше снять налогов, при этом развитие бизнеса не принимается во внимание. «Украинский принцип - есть компания, значит надо снять с нее побольше, - сетует Наливка. – В тоже время, например, западная система подразумевает большие налоги, чем в Украине, но с возможностью получить отсрочку или их снижение в обмен на развитие бизнеса и на создание рабочих мест».
Налоговые каникулы для своих
Предприниматели неохотно верят в налоговые каникулы и реальную помощь малому и среднему бизнесу, обещанные правительством. «Все нынешние управленцы уже были у руля и Все нынешние управленцы уже были у руля и все всегда заканчивалось одним - новыми льготами для бизнес-групп из своего региона все всегда заканчивалось одним - новыми льготами для бизнес-групп из своего региона . Ранее при премьере Януковиче и вице-премьере Азарове как раз малый и средний бизнес больше всего пострадали из-за усиления налогового пресса и беспредела ГНА. Такая же ситуация будет и в этот раз», - прогнозирует Наливка. По его мнению, весь комплекс указанных правительством мероприятий, предполагающий увеличение целого ряда налогов и сборов, даст обратный эффект – усиление тенизации бизнеса, снижение уровня реальных зарплат, сокращение числа субъектов малого и среднего бизнеса.
Корреспондент focus.ua спросил экспертов: Что необходимо сделать для того, чтобы изменить ситуацию в сфере налогообложения к лучшему?
Рон Барден, партнер отдела налоговых и юридических консультаций PricewaterhouseCoopers в Украине:
- Самым важным изменением должно стать уменьшение административной нагрузки, с которой приходится сталкиваться украинскому бизнесу. Во многих странах компании подают лишь одну годовую налоговую декларацию по налогу на прибыль и НДС, а в Украине требуется минимум 16 таких деклараций. Ежегодно налогоплательщику приходится делать около 150 налоговых Во многих странах компании подают лишь одну годовую налоговую декларацию по налогу на прибыль и НДС, а в Украине требуется минимум 16 таких деклараций. Ежегодно налогоплательщику приходится делать около 150 налоговых платежей - количество таких платежей можно было бы сократить до не более 20. В результате страна могла бы подняться в рейтинге Всемирного банка «Уплата налогов 2010» до 50-60 места без какого-либо уменьшения доходов в казну.
Владимир Котенко, партнер, руководитель налогово-юридической практики «Эрнст энд Янг»:
- Задач много, и все - важные. Совершенствование нормативной базы - это та ниточка, потянув за которую можно начать распутывать целый клубок налоговых проблем. Совершенствование в наших условиях предполагает: кодификацию налоговых норм; закрытие очевидных дыр в законодательстве, через которые строились простые и эффективные схемы уклонения от налогообложения; избавление бизнеса от мелких придирок (командировочные удостоверения, отчеты об использовании мобильных телефонов и т.п.).
Дмитрий Мельник, финансовый директор инвестиционной группы «Арт-Капитал»:
- Государство должно перестать метаться из стороны в сторону, а трактование налогового законодательства не должно зависеть от состояния государственного бюджета. Льготы могут и должны присутствовать, но их задача - стимулировать внутреннее производство и играть регулятивную функцию, но не служить инструментом для конкурентной борьбы и средством тушения «пожара». Государство сможет требовать, когда станет отвечать по своим обязательствам, и тут своевременное возмещение НДС - самый известный пример. Мы не сможем привить налоговую культуру, когда неэффективность распределения бюджетных средств очевидна, а коррупция среди чиновников неоспорима.
Сергей Наливка, директор Агентства ААА:
- Поменять правительство и решить главную проблему Украины - дать возможность вырасти новой молодой политической элите, а не поддерживать на каждых выборах позавчерашний нафталин, причем из любого политического лагеря.
Марьян Заблоцкий, аналитик АО «Эрсте Банк»:
- Безусловно, такая сложная система уплаты налогов может только углублять уровень тенизации экономики. Прозрачность и простота процедур могут быть залогом уплаты налогов. Упрощение системы уплаты налогов и модернизация государственных финансов позволит не только сэкономить на государственном аппарате, но и создать соответствующие условия и стимулы для развития бизнеса. Детенизация финансовых потоков также позволит привлечь значительную часть наличных средств в оборот банков на депозиты и текущее счета, что в свою очередь создаст более благоприятные условия для кредитования экономики.
Геннадий Васюков, директор по правовым вопросам ЛВЗ «Хортиця»:
- Прежде всего, необходимо принять Налоговый Кодекс, в котором предусмотреть снижение ставок налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для предпринимателей, ввести единый социальный налог, сформировать сбалансированное налоговое законодательство, оптимизировать количество налогов и сборов и упростить механизм их администрирования для налогоплательщиков.
Андрей Криль, руководитель отдела корпоративных связей «Бритиш Американ Тобакко Украина»:
- Процесс принятия налоговых изменений в Украине зачастую происходит не так, как это предусмотрено законодательством (все налоговые изменения должны быть приняты до первого июля и вступать в силу с нового бюджетного года). В связи с этим мы считаем важным соблюдение на всех уровнях власти норм Закона «О системе налогообложения в Украине» и Бюджетного кодекса. Также хотелось бы видеть более взвешенный и плавный подход к изменению налогов – зачастую резкое повышение налога не означает автоматическое увеличение бюджетных поступлений. Украинская система налогообложения только выиграет от большей предсказуемости и прозрачности принятия решений об изменении налогов, а также и от диалога органов власти, инициирующих изменения, с отраслью или отраслями, к чьей деятельности такая инициатива имеет прямое отношение.
Источник: Фокус