Томаш Фиала, 35 лет, владелец и управляющий директор инвестиционной компании Dragon Capital, о своих первых деньгах:
– Желание заниматься инвестиционным банкингом и фондовым рынком появилось у меня в конце 1989 года, когда в Чехословакии начались политические изменения. Но реализовалось оно не сразу.
В 1993 году, учась на первом курсе Пражского экономического университета, я работал переводчиком в концерне Skoda, который тогда уже входил в группу Volkswagen. В то время я зарабатывал до $1500 в месяц, хотя средняя зарплата в Чехии была около $300. Когда в 1994 году я перешел на работу в пражский офис крупного немецкого банка, Bayerische Vereinsbank, мой заработок уменьшился, наверное, в разы, зато я начал карьеру в финансовой сфере.
В 1995 году поступило предложение от инвестиционной компании Wood & Company, где мне предложили должность аналитика. Эта работа оказалась крайне интересной, так как была связана с фондовым рынком. Я много ездил, общался с инвесторами и даже стажировался некоторое время в Нью-Йорке. Весной 1996 года я принял предложение Wood & Company возглавить один из открываемых офисов в Восточной Европе, которым и стало представительство в Украине, и уже в октябре 1996-го я переехал в Киев. При этом у меня была договоренность с Wood & Company: если украинский офис будет приносить прибыль выше той, которая заложена в бизнес-плане, я смогу получить пакет акций. Поэтому в 1999 году я стал вторым крупнейшим акционером компании. Однако вскоре основной владелец Wood & Company, Ричард Вуд, отошел от дел, и я решил, что с финансовой точки зрения и для моей самореализации будет интереснее заняться чем-то другим.
В январе 2000 года я продал свои акции и вышел из компании, а уже весной решил с бывшими коллегами создать собственный бизнес в Украине. Я инвестировал отложенные средства из зарплат, бонусов, а также деньги за проданный пакет акций. Кроме того, после кризиса 1998 года я удачно «сыграл» на акциях некоторых российских предприятий и получил солидную прибыль. Она тоже пошла «в дело».
Нас было пятеро учредителей, а всего для старта понадобилось несколько миллионов долларов. Для сравнения: для успешного выхода на рынок сейчас понадобилось бы вложить около $10 млн. Конечно, тогда мне было 25 лет, и вложенные деньги были для меня действительно большими. Тем более что это капитал, заработанный своей головой, а не за счет каких-то сомнительных операций.
Сейчас размер первоначальной инвестиции в мой бизнес не воспринимается как «большие деньги», так как они не позволили бы нормально и успешно работать. В инвестиционном бизнесе чтобы находиться «наверху» нужен такой объем ресурсов – собственных или заемных, – который позволит заключать сделки на миллионы, даже на десятки миллионов долларов ежедневно.
Для меня заработок денег сейчас – это не банальное удовлетворение потребностей на покупку дома или авто. Это желание постоянно инвестировать в бизнес, расширять его, чтобы иметь преимущество перед конкурентами, держать наибольшую долю рынка и получать растущую прибыль.
Я считаю, что добиться успеха и заработать «большие деньги» под силу каждому. Нужно стремиться к цели, постоянно быть в курсе событий того рынка, на котором работаешь, и много трудиться. Я не верю, что можно создать бизнес, поработать над ним два-три месяца, нанять людей и пустить все на самотек, думая, что все пойдет как «по маслу». Владелец ты или менеджер, но необходимо быть постоянно вовлеченным в бизнес и принимать в нем активное участие. Ведь потерять успех и проиграть конкурентам очень легко».
Его дело:
Dragon Capital – инвестиционная компания, работающая на украинском фондовом рынке. Подразделение по управлению активами управляет инвестициями на сумму свыше $0,6 млрд. Имеет два офиса – в Киеве и Праге. Общее количество сотрудников – 160 человек.