Рейтинг вузов-2010
По уровню зарплат выпускников
Платить или не платить
«Есть ли смысл в том, чтобы вкладывать деньги в образование?» – на этот вопрос отвечали читатели сайта www.dengi.ua.
49,5% – почти половина – полагают, что нужно хорошо учиться в школе, а поступать дети должны на бюджетное обучение.
27,9% – больше четверти – готовы не жалеть денег ни на поступление, ни на обучение в вузе.
16,3% – считают, что образование толком ни на что не влияет.
6,3% – считают, что дети сами должны отвечать за свое образование.
Как мы считали
Как и в предыдущие годы, «Деньги» оценивали четыре категории выпускников: экономистов, юристов, гуманитариев и «технарей». Мы составили четыре списка вузов. В один вошли учебные заведения, выпускающие экономистов, в другой – выпускающие юристов, в третий – выпускающие гуманитариев, в четвертый – выпускающие представителей технических специальностей. Эти списки мы разослали ведущим работодателям, нанимающим специалистов данных специальностей, и попросили их расставить оценки от «0» до «10». При этом «0» означал: «Выпускника этого вуза я бы не взял на работу», а «10»: «Взял бы и, возможно, на более высокую зарплату, чем средняя по рынку для молодого специалиста».
Компании-работодатели проставили оценки, за что им отдельное спасибо. Оценки, полученные вузом как источником специалистов определенного профиля, суммировались. В зависимости от набранной суммы баллов вуз и получал свое место в рейтинге по той или иной специальности. Если набранные суммы у вузов совпадали, место определялось по среднему баллу. Места и баллы, набранные вузами, можно увидеть в таблицах на стр.
Как и в предыдущие годы, работодатели были скупы на «десятки». Но и нолей никому не ставили. В целом же, по наблюдениям «Денег», компании стали более критично относиться к вузам и к их выпускникам. В частности, многие учебные заведения, выпускники которых в 2009 году получили десятки и девятки, сейчас оценены на восемь баллов. Чтобы как-то пояснить такие оценки, HR’ы компаний уверяли, что на дипломы вообще смотрят в последнюю очередь. Главное – чтобы специалист был хороший.
Оказались среди вузов и те, кто смог улучшить свои оценки. Некоторые вузы, получившие тройки-пятерки в 2009 году, теперь были оценены на пять-шесть баллов. Интересно, что больше всего низких баллов – двоек и троек – получили вузы, готовящие юристов. По остальным направлениям минимальная оценка, выставляемая работодателем, – это в основном четыре.
Предпочтения работодателей не изменились. Они по-прежнему считают самыми подходящими кандидатов в возрасте до 25 лет, но с десятилетним опытом работы.
А вот наличие корочки престижного вуза, увы, не является гарантией быстрого трудоустройства, да еще и на высокую зарплату. Специалист отдела управления персоналом компании «Эрнст энд Янг» Наталья Кривцова уверяет, что у ее компании нет предпочтений по вузам, как нет и фактов, на основании которых можно говорить о том, в каком вузе дают лучшие знания.
«Каждый год к нам обращаются выпускники различных вузов Украины. Например, в прошлом году при наборе в отдел аудита мы протестировали 300 выпускников экономических специальностей из 32 вузов Украины. Если претендент на вакансию писал тесты на высокий проходной балл, то мы предлагали ему пройти дальнейшие собеседования. Диплом вуза в данном случае не играл большой роли», – отметила г-жа Кривцова.
Однако сама же г-жа Кривцова отмечает: статистика по тем кандидатам, которые успешно прошли тестирование и дальнейшие интервью в компании, говорит о том, что лидером по числу успешных кандидатов на протяжении многих лет остается Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана. «Приблизительно треть наших вновь принятых сотрудников в аудит в 2009 году закончили этот вуз», – говорит она. Также в компании работают воспитанники Донецкого национального технического университета, Донецкого государственного университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, Львовской политехники, Львовского банковского университета, Днепропетровского национального университета, Одесского политехнического университета и многих других.
Несмотря на то, что название вуза в дипломе волнует работодателей (по их словам) не слишком сильно, но сам диплом все-таки должен быть. Именно он может гарантировать квалификацию молодых специалистов. Директор департамента по работе с персоналом ДП «УВК Nemiroff» Ирина Константиновская отмечает: «Наличиедиплома о высшем образовании у сотрудников нашей компании является, скорее, общепринятой нормой, нежели особым требованием. В свою команду мы принимаем специалистов, которые, прежде всего, имеют высокую внутреннюю мотивацию и желание работать на общий результат».
Специалистами с высокой внутренней мотивацией интересуется и ее коллега по должности и рынку – руководитель HR-департамента ЛВЗ «Хортица» Елена Луценко. Г-жа Луценко отмечает, что в ее компании обращают внимание, прежде всего, не на диплом, а на внутренний потенциал специалиста.
Кадровики о выпускниках
Чем хороши нынешние выпускники? Тем, что учились в условиях доступности информации по любым вопросам и господства Интернета. По мнению г-жи Константиновской, теперешние выпускники – это, прежде всего, мобильные специалисты, обладающие достаточными знаниями и навыками для того, чтобы адаптироваться к различным требованиям работодателей. «Бизнес в условиях рыночной экономики подвержен быстрым изменениям, его потребности постоянно меняются. Соответственно, меняются и компетенции, которыми должен обладать сотрудник для эффективной работы в компании», – считает главный HR компании Nemiroff.
Но не все считают доступность и мобильность в получении знаний преимуществом. По словам г-жи Луценко, сейчас с помощью интернет-технологий можно учиться в вузе, который находится в любой точке мира, но при этом сидеть дома. Таким образом, можно запросто получить диплом, а то и несколько. «Это приводит к тому, что современные выпускники, к сожалению, владеют поверхностными знаниями и не всегда соответствуют полученной квалификации», – считает главный HR «Хортицы». По ее мнению, работодателю сегодня сложно составить полное представление о профессиональных качествах соискателя, ведь зачастую резюме оказывается намного краше реальных возможностей кандидата.
По мнению Елены Луценко, знания и навыки, которые получает будущий специалист в вузе, по-прежнему далеки от экономических реалий рынка. На несоответствие вузовских знаний реалиям рынка жалуются не только в «Хортице». Об этом в той или иной форме говорили в абсолютном большинстве опрошенные HR’ы компаний-работодателей.
«Проводя собеседования, я и мои коллеги замечаем, что нынешние выпускники неадекватны в восприятии своих реальных возможностей, часто ориентированы на себя, а не на дело, а их ожидания существенно завышены. Хотя есть и приятные исключения», – оценила молодых специалистов руководитель проектов Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины», кандидат экономических наук Дарья Касьянова. По ее мнению, которое разделяет большинство кадровиков крупных компаний, конкурентоспособными на рынке труда выпускников делают не специальные знания, а личностные качества: ответственность, серьезность мотивации к профессии, трудолюбие и желание работать, навыки коммуникации, нацеленность на результат, умение работать в команде. Так что даже у тех выпускников, у кого нет в кармане диплома престижного вуза, есть шанс найти хорошую работу.
Право знающие
Хотя правовой факультет есть почти в каждом университете, говорить о высоком качестве выпускаемых нынче правоведов не приходится. Как и в любой специальности: кто-то учится ради корочки, а кто-то действительно получает знания. Как и в предыдущих рейтингах, самые высокие оценки по подготовке юристов получили Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого (Харьков), КНУ им. Тараса Шевченко, Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» и Одесская национальная юридическая академия.
«Неуды» и тройки встречались среди оценок, данных работодателями Национальной академии управления, Национальному авиационному университету, Сумскому государственному университету и Таврическому национальному университету им. Вернадского. В среднем работодатели оценивают теоретическую подготовку юристов как хорошую. Однако более востребованы на рынке те, кто кроме теории умудрился получить и практические навыки работы.
Дефицитные технари
Все те годы, в течение которых «Деньги» делают рейтинги украинских вузов, работодатели жалуются на нехватку выпускников технических специальностей. Жалуются и на недостаточно высокую их подготовку. Не изменилась ситуация и в 2010 году.
«Да, качественных специалистов технических специальностей катастрофически не хватает. Но мы рады, что есть талантливые, трудолюбивые, амбициозные ребята с хорошим уровнем знаний, желающие учиться, развиваться и ценящие стабильную работу», – отмечает руководитель отдела PR телекомпании «Воля» Алина Сигда. Но она же жалуется на недостаточный уровень подготовки технических специалистов: недостаточный уровень технической грамотности, отсутствие прочной базы и навыков. «Еще одна тенденция – неадекватная оценка своего уровня знаний и умений по сравнению со справедливым уровнем заработной платы», – считает г-жа Сигда.
По мнению работодателей, учебные заведения в лучшем случае дают теоретическую базу. Практику вчерашним студентам приходится «доучивать» непосредственно на предприятиях. Начальник отдела развития организации авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Оксана Ягодка отметила хорошую теоретическую подготовку выпускников, особенно знание ПК. Однако, придя на работу, молодым специалистам приходится начинать все «с чистого листа».
Каждое из предприятий даже одной отрасли имеет разную специфику организации своей деятельности, по-разному формирует требования к работе сотрудников и оценивает качество их работы. А вузы готовят специалистов по стандартным программам. «Поэтому обучать приходится непосредственно на рабочем месте и, как правило, во время ввода в должность новых сотрудников», – пожаловалась Ирина Константиновская.
Наученные экономить
Экономический кризис сильно отразился на количестве вакансий в банках и страховых компаниях. Например, в январе 2010 года, количество вакансий, размещенных на сайте JOB.ukr.net по специальности банки и финансы, бухучет и аудит было на 12% меньше, чем в январе 2009-го. В то же время количество резюме по финансовым специальностям в январе 2010 года оказалось на 38% больше, чем январе 2009-го. К тому же вчерашних студентов-финансистов работодатели не очень-то ждут.
Директор по управлению персоналом «Альфа Банка» (Украина) Татьяна Стрекаль видит причины в том, что упал розничный финансовый рынок: «В первую очередь уменьшение количества вакансий для молодых специалистов в банковской сфере связано с приостановлением массового кредитования физических лиц, поскольку на должность кредитных специалистов привлекались в основном молодые специалисты и студенты последних курсов».
По ее словам, при этом в 2010 году сохраняется тенденция, когда при выборе кандидатов на открытые вакансии предпочтение отдается либо внутренним кандидатам, либо внешним с аналогичным опытом работы. «Работодатели стремятся принимать на работу кандидатов, которые максимально быстро войдут в должность и смогут полноценно работать в кратчайшие сроки. Ведь требования к качеству работы очень высоки, а кадровый ресурс чрезвычайно ограничен», – пояснила г-жа Стрекаль.
При этом на качество подготовки выпускников экономических специальностей работодатели не жалуются. Отмечают даже, что вчерашним студентам часто есть о чем написать в такой графе резюме как soft skills. Напомним, что soft skills – это навыки, проявление которых сложно отследить и проверить. К обучению soft skills относятся тренинги по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личному развитию и прочие.
Начальник управления по работе с персоналом OTP Bank Оксана Волошина отмечает: «В последние годы многие ведущие вузы активно сотрудничают с работодателями и молодежными организациями, которые дают возможность развития soft skills студентов, а также практических навыков по основным бизнес-направлениям». Поэтому, по ее мнению, сегодня по окончанию вуза студенты более адаптированы к бизнесу, чем несколько лет назад. Говорит г-жа Волошина в основном о выпускниках престижных вузов.
А вот в ING Commercial Banking Ukraine полагают, что обучение в престижном вузе никаких более весомых знаний не дает. Менеджер по маркетинговым коммуникациям ING Commercial Banking Ukraine Виктория Есауленко считает, что качество образования практически одновременно упало во всех вузах после введения платной системы обучения, и с тех пор остается на тех позициях, куда «свалилось» в 90-х. По ее мнению, студентов сейчас можно разделить на три категории. Те, кто хочет учиться, – учатся; те, кому нужен диплом для подтверждения имеющегося опыта, – работают чуть ли не с первых дней учебы, знания набирают интенсивами и ходят на экзамены и зачеты. И, наконец, те, кто получает диплом в рассрочку, – они медленно «перетекают» из семестра в семестр до момента получения диплома. «На мой взгляд, бизнесу может быть больше всего интересна вторая категория студентов – это уже готовые специалисты с практическим опытом», – раскрывает свои предпочтения г-жа Есауленко.
Светлое будущее?!
Кризис вечно длиться не будет. Поэтому нынешним первокурсникам стоит задуматься о качестве получаемого образования. И о получении профессиональных навыков. Причем это касается как специалистов финансовой сферы, так и производственников. Руководитель проекта «Межкорпоративный Университет» Александр Попов отмечает, что выпускники стали более практично относиться к выбору будущей специальности. То есть те, кто понимает, что от знаний, полученных в вузе, зависит их будущая карьера, не только хорошо учатся, но и стараются использовать любую возможность для получения дополнительных знаний – параллельно получают второе образование, посещают тренинги, курсы иностранных языков, участвуют в конкурсах на получение грантов и стипендий на обучение за рубежом.
«Более востребованными будут специалисты, хорошо владеющие не только своей специальностью, но и необходимыми управленческими и коммуникативными навыками», – напоминает г-н Попов.
К сожалению, какими бы амбициозными ни были выпускники, в ближайшие год-два найти работу для них будет довольно сложно. Хуже всего придется финансистам. По прогнозам банкиров, увеличения спроса на них не предполагается. Дескать, финансовый сектор еще находится на стадии восстановления, и активный рост не прогнозируется. «Если говорить о более длительном периоде, то, конечно же, с подъемом экономической ситуации работодатели начнут искать молодых и активных специалистов для реализации их новых задач», – уверяет г-жа Волошина. Татьяна Стрекаль также считает, что рост спроса на молодых специалистов в банковской сфере можно будет наблюдать с восстановлением активного кредитования физических лиц. То есть повезет нынешним абитуриентам – экономический рост способен начаться как раз лет через пять.
По мнению Ирины Константиновской, хотя устроиться на хорошую работу по специальности молодым специалистам действительно сложно, но выпускники могут найти себя в других сферах или смежных специальностях и, возможно, достичь там больших успехов. «А благодаря стажировкам и участию в студенческих программах есть прекрасная возможность продемонстрировать свой потенциал и получить предложение о сотрудничестве от работодателей одновременно с окончанием вуза», – намекает г-жа Константиновская.
Опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что в первую очередь будут востребованы активные и энергичные молодые специалисты, которые обладают универсальными знаниями и могут совмещать несколько функциональных обязанностей.
«Деньги» искренне благодарят компании и их сотрудников, принявших особенно активное участие в рейтинговании вузов:
«АВК»
Адвокатскую фирму «Васько и Назарчук»
АКИБ «УкрСиббанк»
«Альфа Банк» (Украина)
«АНКОР»
ДП «УВК Nemiroff»
Компанию «Воля»
ЛВЗ «Хортица»
«Международные авиалинии Украины»
«Межкорпоративный Университет»
«МТС Украина»
OOO «Ин-Тайм»
«Украинский Профессиональный Банк»
Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины»
«ЭКО-маркет»
«Эрнст энд Янг»
ЮК «Правовой Альянс»
ING Commercial Banking Ukraine
OTP Bank
People Republik
Platinum Bank
PR-Service Vitis Group
Brain Source International
Что посеешь
В последние годы крупнейшие украинские компании уже вполне однозначно осознали, что оставлять подготовку специалистов исключительно на откуп вузам – бессмысленно. Поэтому во многих украинских вузах стартовали совместные образовательные программы по схеме «университет + бизнес». Университетам такие программы интересны тем, что вуз получает новые технологии, действительно интересных преподавателей, а его выпускников охотно берут на работу компании–партнеры образовательной программы. Работодателям интересны выпускники, «заточенные» под реальные потребности их бизнеса. Также весьма популярны совместные образовательные программы украинских вузов с зарубежными университетами.
Журнал «Фокус» совместно с компанией СКМ проанализировал 50 самых ярких программ сотрудничества учебных заведений с компаниями-работодателями и иностранными университетами. Чтобы отобрать лучших, были рассмотрены полученные от 35 ведущих вузов 134 программы с компаниями-работодателями и 105 международных. Цель проекта журнала «Фокус» – помочь будущим студентам и их родителям в выборе учебного заведения. В первую очередь для того, чтобы по окончании вуза найти достойную работу и сделать успешную карьеру. Список лучших совместных образовательных программ был обнародованы в номере журнала «Фокус» от 19 марта 2010 года.
Рейтинг вузов по техническим специальностям
| Место | Вуз | Средний балл (медиана) | Итого баллов | Рейтинг |
| 1 | НТУ «Киевский политехнический институт» | 9 | 82 | 1 |
| 2 | КНУ им. Тараса Шевченко | 8 | 66 | 0,742 |
| 3 | Национальный авиационный университет | 7,5 | 56 | 0,581 |
| 4 | НТУ «Харьковский политехнический институт» | 8 | 54 | 0,548 |
| 5 | Донецкий национальный технический университет | 8,5 | 49 | 0,468 |
| 6 | Государственный университет «Львовская политехника» | 8 | 48 | 0,452 |
| 7 | Национальный университет пищевых технологий | 7 | 43 | 0,371 |
| 8 | Одесская национальная академия связи им. Попова | 6 | 43 | 0,371 |
| 9 | Национальный транспортный университет | 7,5 | 42 | 0,355 |
| 10 | Одесский национальный политехнический университет | 7 | 40 | 0,323 |
| 11 | Запорожский национальный технический университет | 8 | 38 | 0,290 |
| 12 | Днепропетровский национальный университет | 7 | 33 | 0,210 |
| 13 | Киевский национальный университет строительства и архитектуры | 7,5 | 32 | 0,194 |
| 14 | Днепропетровский государственный политехникум | 7 | 32 | 0,194 |
| 15 | Запорожская государственная инженерная академия | 7 | 29 | 0,145 |
| 16 | Сумской государственный университет | 7 | 28 | 0,129 |
| 17 | Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского | 6,5 | 27 | 0,113 |
| 18 | Кременчугский государственный политехнический университет им. Остроградского | 5 | 24 | 0,065 |
| 19 | Полтавский национальный технический университет им. Ю. Кондратюка | 6 | 21 | 0,016 |
| 20 | Одесская национальная академия пищевых технологий | 6,5 | 20 | 0 |
| Место | Вуз | Средний балл (медиана) | Итого баллов | Рейтинг |
| 1 | Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» | 9 | 71 | 1 |
| 2 | КНУ им. Тараса Шевченко | 9 | 64 | 0,892 |
| 3 | Национальный педагогический университет им. Драгоманова | 8 | 34 | 0,431 |
| 4 | Львовский национальный университет им. Ивана Франко | 8,5 | 33 | 0,415 |
| 5 | Киевский национальный лингвистический университет | 7 | 33 | 0,415 |
| 6 | Харьковский национальный педагогический университет им. Г. Сковороды | 6,5 | 26 | 0,308 |
| 7 | Донецкий государственный университет | 7 | 24 | 0,277 |
| 8 | Национальный авиационный университет | 5 | 24 | 0,277 |
| 9 | Киевский университет туризма, экономики и права | 6,5 | 22 | 0,246 |
| 10 | Днепропетровский национальный университет | 7 | 21 | 0,231 |
| 11 | Запорожский национальный университет | 7 | 21 | 0,231 |
| 12 | Одесский национальный университет им. Мечникова | 7 | 19 | 0,2 |
| 13 | Киевский национальный унивеситет культуры и искусств им. Поплавского | 4,5 | 16 | 0,154 |
| 14 | Институт рекламы | 6 | 15 | 0,138 |
| 15 | Национальный университет «Острожская академия» | 4 | 8 | 0,031 |
| 16 | Харьковский национальный университет им. В. Каразина | 7 | 7 | 0,015 |
| 17 | Хмельницкий гуманитарно-педагогический институт | 6 | 6 | 0 |
| Место | Вуз | Средний балл (медиана) | Итого баллов | Рейтинг |
| 1 | КНУ им. Тараса Шевченко | 9 | 182 | 1 |
| 2 | Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» | 9 | 171 | 0,920 |
| 3 | Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана | 9 | 164 | 0,870 |
| 4 | НТУ «Киевский политехнический институт» | 8 | 152 | 0,783 |
| 5 | Львовский национальный университет им. И. Франко | 8 | 115 | 0,514 |
| 6 | Национальный авиационный университет | 7 | 99 | 0,400 |
| 7 | Государственный университет «Львовская политехника» | 8 | 95 | 0,370 |
| 8 | Донецкий национальный технический университет | 7 | 87 | 0,312 |
| 9 | Харьковский государственный политехнический университет | 7 | 86 | 0,304 |
| 10 | Днепропетровский национальный университет | 7 | 85 | 0,297 |
| 11 | Донецкий государственный университет экономики и торговли им. Туган-Барановского | 7 | 84 | 0,290 |
| 12 | Одесский национальный политехнический университет | 7,5 | 79 | 0,254 |
| 13 | Харьковский национальный университет им. В. Каразина | 8 | 74 | 0,217 |
| 14 | Одесский государственный экономический университет | 7 | 71 | 0,196 |
| 15 | Национальный университет пищевых технологий | 6 | 70 | 0,188 |
| 16 | Днепропетровская государственная финансовая академия | 7 | 66 | 0,159 |
| 17 | Запорожский национальный университет | 7 | 66 | 0,159 |
| 18 | Одесский национальный университет им. Мечникова | 7 | 65 | 0,152 |
| 19 | Одесская национальная академия пищевых технологий | 6 | 59 | 0,109 |
| 20 | Национальный университет «Острожская академия» | 7 | 44 | 0 |
Рейтинг вузов по юридическим специальностям
| Место | Вуз | Средний балл (медиана) | Итого баллов | Рейтинг |
| 1 | КНУ им. Тараса Шевченко | 9 | 118 | 1 |
| 2 | Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого | 9,5 | 113 | 0,940 |
| 3 | Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» | 10 | 98 | 0,762 |
| 4 | Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана | 8 | 85 | 0,607 |
| 5 | Одесская национальная юридическая академия | 8 | 72 | 0,452 |
| 6 | Донецкий национальный университет | 7,5 | 71 | 0,440 |
| 7 | Львовский национальный университет им. Ивана Франко | 8 | 70 | 0,429 |
| 8 | Академия управления МВД | 7 | 67 | 0,393 |
| 9 | Академия адвокатуры Украины | 8 | 60 | 0,310 |
| 10 | Киевский университет права НАН Украины | 7 | 57 | 0,274 |
| 11 | Днепропетровский национальный университет | 7 | 56 | 0,262 |
| 12 | Одесский национальный университет им. Мечникова | 7 | 55 | 0,250 |
| 13 | Национальный авиационный университет | 5,5 | 53 | 0,226 |
| 14 | Харьковский национальный экономическиц университет им. В. Каразина | 7 | 52 | 0,214 |
| 15 | Национальный университет Государственной налоговой службы Украины | 7 | 51 | 0,202 |
| 16 | Запорожский национальный университет | 7 | 50 | 0,190 |
| 17 | Национальная академия управления | 6,5 | 43 | 0,107 |
| 18 | Таврический национальный университет им. Вернадского | 6,5 | 43 | 0,107 |
| 19 | Национальный университет «Острожская академия» | 7 | 39 | 0,060 |
| 20 | Сумской государственный университет | 5 | 34 | 0 |
Итого
Выпускникам 2010-го и 2011 года придется тяжело – работодатели их не ждут. Разве что будут рады хорошим «технарям». Особенно трудно придется молодым финансистам. Но у нынешних абитуриентов есть все шансы найти хорошую работу по окончании приличного вуза.


