Как становятся директорами

Как становятся директорами

Четырехлетняя Соня на вопрос, кем она хочет стать, когда вырастет, отвечает не задумываясь: "Директором!". Директором чего, девочка не знает, и по ее мнению, это не имеет никакого значения. "Папа работает директором и мама работает директором", -- вот и все ее аргументы в пользу того, что и она тоже им будет. Возможно, так оно и сложится, младшее поколение частенько занимает руководящие позиции в компаниях, принадлежащих родителям. Ну а тем, кто появился на свет в семье, не владеющей бизнесом, придется напрячься. Но практика показывает, что путь наверх не так уж и сложен. Собственно, таких путей ровно два. А все остальные способы достижения вожделенного кресла -- комбинация их в разных пропорциях.

Стать наместником

Чаще всего путь начинается с позиции линейного менеджера -- а там уж как повезет. Такой путь избрал один знакомый автора, по понятным причинам не желающий называть себя. Поэтому назовем его Павлом Морозовым. Человек, о котором идет речь, не обладает особыми талантами или незаурядным умом. После окончания четвертого курса одного из коммерческих вузов он вынужден был покинуть альма-матер, поскольку платить за контрактное обучение и съемное жилье стало нечем. Амбициозный молодой человек с дипломом бакалавра устроился менеджером в небольшую строительную компанию. Работа его состояла в оформлении заказов, переговорах с поставщиками и в прочих делах, не сулящих бурного карьерного роста. Однако за несколько месяцев Павлик понял, что его прямой начальник, генеральный директор, что-то химичит и получает откаты, а собственник, соответственно, недополучает прибыль. Собрав "портфолио" на своего руководителя, Павел Морозов направился к владельцу бизнеса -- человеку солидному и занятому, и поведал о происках своего босса. Так юноша впервые стал директором. В отличие от своего предшественника, честный Павлик химичить не стал, благодаря чему возглавляемая им фирма показала рекордные финансовые результаты, а он сам заработал репутацию "преданного сотрудника" в глазах собственника. Примерно через полгода героя истории неожиданно вызвали на ковер, чтобы вверить ему в управление одну из более крупных компаний, принадлежащих тому же собственнику. Теперь он имеет собственную квартиру в Киеве, неплохой немецкий автомобиль и является доверенным лицом крупного предпринимателя.

Итак, собственники высоко ценят лояльных сотрудников. Чаще всего между квалифицированными и преданными выбирают на позицию руководителя фирмы вторых. Руководитель в первую очередь должен быть наместником собственника, если тот не принимает участия в управлении бизнесом. А всем остальным должны заниматься контролируемые боссом спецы.

Стать спецом

Стать директором можно и благодаря профессиональным качествам. Этот путь пропагандируют и сами работодатели, и рекрутеры.

Генеральный директор компании "Украинские Новейшие Технологии" (оператор 4G-связи FreshTel) Евгений Лисицин прошел путь от менеджера среднего звена до управляющего директора компании в целом регионе. Он уверен, что на его переход по карьерной лестнице больше всего повлияла целеустремленность: "Желание и способность достигать поставленных целей всегда дает результат -- тебя замечают, и доверие к тебе растет. Желание достигнуть поставленной цели мотивирует приобрести необходимые для работы знания, а опыт приходит со временем. Поэтому я считаю, что главное в карьере -- нацеленность на результат", -- говорит г-н Лисицин. Он также советует "не играть в политику". По его мнению, одна из наиболее распространенных ошибок -- это попытка получить повышение путем интриг и закулисных игр. Но, вероятно, герой нашей первой истории с таким утверждением не согласился бы.

Постепенное вырастание суперквалифицированного спеца в босса -- приятный для совести и кармы путь, вот только срабатывает он далеко не всегда и не везде. Увы, частенько начальники тормозят служебный рост особо толковых специалистов по одной простой причине -- хорошо иметь под рукой человека, на которого можно взвалить ответственную и квалифицированную работу.

Дорога в обход

В случае если специалисту в родной фирме ходу не дают, приходится такое место работы менять -- на более перспективное.

"Компании привлекают персонал извне, когда хотят привнести что-то новое в стиль управления компанией, получить новый взгляд и новые идеи, свежим взглядом оценить эффективность работы коллектива", -- объясняет национальный менеджер по рекрутменту кадрового холдинга "АНКОР" в Украине Наталья Гилета. Это шанс для человека, который перерос свое кресло, им нужно пользоваться при первой же возможности.

Прибегать к привлечению чужих опытных управленцев стало особенно популярно в кризис. Однако из этого, понятное дело, не следует, что сейчас все кому не лень вот так запросто могут стать топ-менеджерами. Приглашают обычно чужих топ-менеджеров и специалистов, уже обладающих необходимыми опытом и знаниями для управления компанией в период экономической нестабильности. "Босс со стороны" будет землю рыть ради утверждения себя на новом месте и закрепления себя в новом качестве, а еще он не оброс ненужными связями на новом месте -- потому-то собственники благосклонны к такому приему, как вливание "свежей крови".

Главное -- амбиции

Наталья Гилета говорит, что зачастую крупные международные и украинские компании предпочитают сами растить будущих боссов: "Главное преимущество такого подхода -- это сохранение перспективных сотрудников внутри компании". Таким образом, люди хорошо мотивированы, и компания не теряет специалистов, знающих рынок и ее специфику. В части требований к топ-менеджерам она выделяет опыт оптимизации затрат и рабочего процесса в целом, а также навыки эффективной коммуникации как с акционерами, так и с сотрудниками.

Также нужно, чтобы сотрудник проявил лидерские качества и способность брать на себя ответственность за результат, самостоятельность в принятии решений и направленность на достижение высоких результатов: "Важным является личное желание занять высокую должность и готовность приложить максимум усилий для достижения поставленной цели", -- резюмирует г-жа Гилета.

Директор компании Acumen Outsourcing Иван Ищенко тоже считает, что первое необходимое качество для претендента на большое кресло -- это желание: "Прежде всего, нужно хотеть стать директором, то есть быть достаточно амбициозным человеком". Еще Суворов говорил, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Так и в карьерном росте. Сначала -- амбиции, а уж потом -- все остальное.

Между квалифицированными и преданными чаще всего выбирают преданных

Какой он, директор?

Качества, необходимые для продвижения по карьерной лестнице:

-- Амбициозность.

-- Нацеленность на результат.

-- Самостоятельность в принятии решений.

-- Самомотивация.

-- Лояльность к руководству.

Цена вопроса

Зарплаты генеральных директоров компаний в разных сферах деятельности, без учета возможных бонусов

 
Сфера деятельности компании
Зарплата генерального директора, грн/месяц

PR, НR
5000--8000

Ритейл
От 12 000

Производственные
От 10 000

Консалтинг
От 8000

Страховые компании, банки
От 12 000

Менеджеры (ресторанов, магазинов)
От 4000

Украинские представительства международных компаний
15 000--20 000

Госучреждения
От 6000


Рекламные агентства
От 10 000

МЧП
5000--10 000
 

Итого

Директорское кресло -- предел мечтаний для многих руководителей среднего звена. Но его также стоит рассматривать как трамплин для создания собственного дела.

Где еще почитать о карьерном росте:

1. www.archers.com.ua

2. http://ancor.ua

3. www.acumen.com.ua

 Стоит ли быть начальником?

Перейти работать к конкуренту: чем это грозит

Чем хороша горизонтальная карьера?

Как делиться с подчиненными полномочиями и обязанностями?

Составляем план карьериста

Как занять место начальника



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK