Рейтинг автодилеров. Как правильно выбрать автодилера (Журнал "Деньги" №44(110) 30.10.2008)
"То есть можно приехать и забрать?" -- в третий раз переспросил корреспондент "Денег", не веря своим ушам. Это был телефонный разговор с менеджером харьковского автосалона по поводу одной модели, на которую в Киеве очередь три месяца. "Да, машины стоят в салоне. Если вы едете из Киева, лучше на всякий случай забронируйте ту комплектацию, которая вас интересует", -- советовал терпеливый продавец. В отличие от региональных дилеров, киевские продавцы часто не заморачиваются, получит ли клиент ту машину, которую хочет, или нет. А проверить по базе, когда появится та машина, которая нужна клиенту, для них вообще героический поступок.
Весной телеведущая Евгения решила менять машину. Выбор девушки пал на новую популярную модель кроссовера. Как и водится, в киевском автосалоне ей предложили подождать всего-то полгода. Поэтому нетерпеливая Женя решила решить вопрос по-другому: она связалась со знакомыми из Львова, которые и нашли ей машину у тамошнего официального дилера. В итоге для героини истории это вышло еще и дешевле, поскольку ей сделали скидку в несколько сотен евро за транспортировку.
Стоит добавить, что проблем с кредитом, страховкой и постановкой машины на учет в Киеве при покупке у регионального дилера обычно не возникает: банку неважно, в какой город переводить деньги, его интересует только доход клиента и его платежеспособность. Для Евгении постановку на учет в ГАИ в Киеве произвел сотрудник львовского автосалона. Обслуживает свою машину Женя также на киевской СТО. Если машина покупается без кредита, все перечисленное проделать еще легче. Достаточно просто поставить ее на учет в "своем" (по месту прописки, разумеется) МРЭО.
Без дополнений
Все эти удобства покупки у региональных дилеров связаны со спецификой распространения автомобилей по дилерской сети. Согласно обязательствам импортера, он должен предоставить новые автомобили в автосалоны своих дилеров в разных городах по принципу "социальной справедливости". Однако такой подход приводит к тому, что когда в Киеве, где спрос на машины выше, стоят длинные очереди платежеспособных киевлян, в некоторых других городах автомобили с надеждой дожидаются своих будущих владельцев.
С очередями у региональных дилеров ситуация обстоит намного лучше, чем у столичных. Поэтому если невмоготу ждать вожделенный автомобиль, есть смысл отправиться за ним к региональному дилеру.
Хуже дела с услугами: дополнительных сервисов в регионах ощутимо меньше. Например, мало кто предлагает trade-in и комиссионные площадки. Из нескольких дилеров одной и той же марки в городе со старыми машинами помогают расстаться только один--два.
Предложений по кредитам и совместных программ с банками тоже несколько меньше, чем в Киеве. Хотя какая разница, если сейчас они все равно почти не выдаются?! Немного беднее, чем в Киеве, выглядит и список страховых компаний. Хотя и тут многое зависит от того, кому принадлежит дилер. Например, часто дилеры, продающие недорогие марки, однако принадлежащие крупным корпорациям, оглашали такой список партнеров -- банков и страховых компаний, что надоедало слушать. А некоторые менеджеры называли всего одно--два финансовых учреждения. Так что -- как повезет.
Близнецы-братья
Учитывая, что официальные импортеры выставляют дилерам свои требования, и столичные, и региональные торговцы очень похожи друг на друга. Внутри дилерских сетей часто действуют общие программы -- кредитные, страховые, ассистанса. Автосалоны в общем-то почти одинаковы и торгуют они одними и теми же машинами, но… Региональные дилеры часто появились позже, чем столичные, еще не успели пока завоевать себе достойное место под солнцем, поэтому и работают намного усерднее. Например, ни один из региональных продавцов, с которыми побеседовали "Деньги", не отказался найти для потенциального клиента нужную машину.
Также никто не поленился ответить на расспросы о том, как, где, когда и зачем можно посмотреть автомобиль, протестировать его, сделать заказ, оформить кредит, застраховаться, пройти первое ТО, купить резиновые коврики и что делать с карточкой ассистанс. При таком количестве вопросов столичные продавцы уже начинали активно выражать свое недовольство.
Кроме того, региональные продавцы не практикуют любимую уловку киевских коллег: когда в распоряжении столичного дилера не находилось требуемой модели ("Деньги" специально просили что-нибудь эдакое, когда только было возможно), некоторые менеджеры "внаглую" пытались убедить нас, что на самом деле покупателю нужен не этот цвет, другой тип КПП, совершенно иное количество дверей или тип кузова. В регионах с клиентами так не разговаривают -- видимо меньше тренингов по продажам проходили. :) Хотя это, наверное, лишь пока…
Но все это вовсе не означает, что в работе региональных дилеров наблюдаются одни только пряники. На самом деле конфликтные ситуации там решать намного сложнее, поскольку до руководства нужно тянуться дальше, если вдруг что. Например, предприниматель Борис покупал новый седан за $45 тыс. -- в максимальной комплектации, с кожаным салоном и всеми радостями жизни. Автомобиль заказывался за несколько месяцев, и вся семья Бориса ожидала дня выдачи с большим нетерпением. Борис поехал в автосалон сам, забрал машину, осмотрел ее и подписал все документы, включая акт приема/передачи. Когда он приехал домой, автомобиль принялись осматривать родственники и кто-то из них заметил, кто на заднем сидении кожа порвана. Автосалон отказался принимать жалобу Бориса, поскольку "кожа могла быть повреждена уже после выдачи машины". На этом дело и закончилось. :(
А в другом случае местный дилер категорически отказал потенциальному покупателю дорогого внедорожника в двух радостях сразу: в скидке (а как без нее?) и в праве на реальную ответственность продавца в случае несвоевременной поставки авто, за которое полагалось внести очень солидную предоплату (таковы условия дилера). Почему? А потому что "такова политика, установленная главным офисом в Киеве". И никаких компромиссов. :(
Так что покупателям придется быть внимательными и разборчивыми, невзирая на то, что во время снижения спроса они могли бы рассчитывать на большую нежность со стороны продавцов.
Итого: У региональных дилеров короче очереди на автомобили, больше любви к клиентам и еще не пропало желание работать. Среди недостатков -- меньшее количество дополнительных услуг и возможные сложности для покупателя в отстаивании своих интересов в спорной ситуации.
Какие автомобили можно купить у "серых" дилеров (Журнал "Деньги" №42(108) 16.10.2008)
Автомобильный ассистанс (Журнал "Деньги" №40(106) 02.10.2008)
Какие акции со скидками предлагают продавцы автомобилей? (Журнал "Деньги" №43(109) 23.10.2008)
Где обслуживать и ремонтировать свой автомобиль? (Журнал "Деньги" №19(85) 08.05.2008)


