Почем управлять самолетом?

Почем управлять самолетом?
Евгений Остапенко, ИТ-специалист одного из столичных автосалонов, в прошлом году решил отправиться на летные курсы. "Я долгое время занимался парашютным спортом, поэтому не понаслышке знал, что такое высота, -- рассказывает г-н Остапенко. -- И вот после очередного прыжка я решил попробовать научиться управлять самолетом. Единственное, что меня смущало -- это дороговизна такого хобби".

Летное увлечение, действительно, не из дешевых. За теоретический курс для новичков придется выложить 1600--2100 грн. ($340--450), за практическую часть -- $320--350 за час полета. При этом за время практических занятий необходимо "налетать" 40 часов, то есть потратить еще около $12 тыс.

Несмотря на дороговизну летных курсов, Евгений накопил необходимую сумму и все-таки окончил их. "Должен сказать, что я ни на секунду не пожалел об этом! Дело в том, что когда сам управляешь самолетом, ощущаешь абсолютную свободу, ведь в небе нет границ. А прыжки с парашютом не дают возможности точно управлять полетом", -- делится г-н Остапенко.

По словам Александра Куцюка, директора Украинской школы пилотов, летные курсы становятся все более популярными не только среди бизнес-элиты, но и среди "простых смертных". "В основном, конечно, к нам приходят обеспеченные люди, которые купили или самолет, или вертолет либо просто хотят полетать, чтобы расслабиться, -- говорит г-н Куцюк. -- Хотя в последнее время среди наших курсантов немало искателей приключений и студентов авиационных вузов".

Право любителя

По окончании курсов для новичков, которые как раз и проходит Евгений Остапенко, новоиспеченный летчик получает удостоверение любителя (именно о таких курсах и пойдет речь в нашей статье. -- Авт.). Этот документ выдается сроком на два года.

Благодаря "любительским" летным правам пилот имеет право осуществлять перелеты по Украине. Правда, если у него есть собственный самолет ? (найти самолетик Cessna можно за $120--140 тыс.).

Дело в том, что единицы компаний в Украине сдают летную технику в аренду. Причем сдают лишь с сопровождающим пилотом-инструктором. Аренда летательной машины вместе с инструктором обойдется в $320--400 в час.

Хотя если у "зеленого" летчика есть непреодолимое желание полетать в гордом одиночестве, то это можно сделать, но лишь вокруг аэродрома: с него подняться и на него же сесть. То есть в одиночку использовать наемный самолет в качестве транспорта не удастся.

Бронировать летательный аппарат лучше хотя бы за день до полета, так как иначе летчик может остаться без машины (желающих немало:)).

Для того чтобы получить разрешение на вылет за границу, нужно пройти еще целый ряд курсов. "В частности, нужен авиационный английский. Также пилот должен научиться читать сборники авиационной информации, в которых записаны международные схемы заходов в аэропорты, условные обозначения и так далее", -- говорит г-н Куцюк.

Если обладатель любительского сертификата, полученного в Украине, захочет арендовать самолет в другой стране, то помимо предоставления удостоверения ему понадобится еще доказать свое умение. То есть совершить полет с инструктором.

Чему учат

Как уже отмечалось, обучение на любых летных курсах состоит из теоретической подготовки и практики.

Первым делом идут лекции, включающие различные летные премудрости -- начиная с того, как с воздуха ориентироваться на местности, и заканчивая уроками оказания первой медицинской помощи. Теоретическая часть длится 155 часов. После сдачи экзамена по теоретической части начинается самое интересное -- летная практика.

Первые десять--двадцать "вылазок в небо", как правило, проходят с инструктором, хотя некоторые ученики летают самостоятельно уже после четвертого вылета. "Контроль за новичком будет осуществляться, пока человек не будет полностью готов летать самостоятельно", -- заверяет Александр Куцюк. К слову, на первых порах инструкторы рекомендуют летать минимум два раза в неделю. Мол, в таком случае прогресс будет очевиден.

"Умение летать совершенствуется с каждым дополнительным часом за штурвалом самолета. Хорошие, устойчивые навыки появляются на 500 часу полетов и далее. Некоторым удается вылететь самостоятельно уже на девятом часу обучения. Многим -- на 15 часу. Но обычно -- на 20--22 часу. Время, которое проведено за штурвалом самостоятельно -- наиболее полезное для обучения. При самостоятельном полете навыки усваиваются раза в два интенсивнее, чем в полетах с инструктором", -- рассказывает Ольга, инструктор по полетам. И предупреждает, что первые 10 часов -- это тяжелая физическая работа, поскольку человек еще не привык контролировать с десяток приборов одновременно, удерживая при этом курс, высоту, учитывая снос, следя за температурой, топливом, давлением, оборотами, шагом винта и так далее.

При этом Ольга отмечает: научить управлять самолетом или вертолетом можно любого желающего. "Хотя всегда находятся люди, которые для воздуха не созданы. К пилотам-любителям не применяют таких жестких требований, как к профессионалам. Здесь не имеют значения пол и возраст, требования к здоровью нестрогие. Естественно, на обучение не берут психически неуравновешенных", -- говорит она.

К слову, основными требованиями, предъявляемыми кандидатам-любителям, являются психологическая адекватность, отсутствие каких-либо серьезных недугов (травмы позвоночника, проблемы с сердцем), устойчивое давление. Перед началом практических занятий курсанты в обязательном порядке проходят медкомиссию. После успешного ее прохождения летчик получает медицинский сертификат допуска к полетам, который действует два года. По истечении этого срока пилоту-любителю необходимо пройти повторную медкомиссию и сдать экзамен. Средняя стоимость переэкзаменовки составляет $100--110 (стоимость первого экзамена входит в сумму, заплаченную за курсы).

Чего хочу?

Мотивы у тех, кто посещает летные курсы, разные -- одни хотят просто научиться летать, другие -- получить дозу адреналина, у третьих в планах полет на истребителе вместе с премьер-министром РФ. ?

Депутат Киевсовета Елена Антонова, которая в данный момент учится управлять самолетом, говорит, что для нее это занятие интересно исключительно с точки зрения получения новых впечатлений. Хотя она не исключает, что есть люди, которые приходят на летные курсы именно для того, чтобы завести новые знакомства и связи. "Я думаю, что это имеет место, -- говорит г-жа Антонова. -- Но лично для меня это неактуально. Я никогда не завожу специальных знакомств, поскольку считаю, что они быстро обрываются. Эти курсы приносят мне, прежде всего, приятные ощущения, сравнимые с познанием чего-то нового".

Мечты о небе

Влада Литовченко, владелица модельного агентства "Карин", президент благотворительного фонда "Одаренные дети -- будущее Украины":

-- В жизни я человек мягкий, интеллигентный, в чем-то даже робкий, с техникой особо не дружу. Например, вот уже 12 лет я езжу в автомобиле как пассажир. Но после того, как в этом сезоне десять раз прыгнула с парашютом, я осознала необходимость научиться управлять летной техникой самостоятельно. Моя мечта -- освоить вождение реактивного самолета. Когда я в первый раз летела в кабине пилота на этом чуде техники, я поняла, что это моя стихия. Полет ассоциируется у меня с прогулкой на катере по морю. Со следующего сезона я обязательно пойду на летные курсы. Кстати, мой муж умеет управлять реактивным самолетом.

Небо манит меня давно. Два года назад я научилась управлять вертолетом. Это было в рамках программы "Отпуск" "Нового канала". Для меня это серьезное, взрослое увлечение, несравнимое ни с чем. Мне очень нравится подниматься в высоту. Только там можно ощутить полную свободу движения. Итого: Получить сертификат пилота-любителя не так уж сложно. Правда, чтобы поддерживать пилотные навыки, придется постоянно летать и тратить на это удовольствие кучу денег.

Где еще почитать

о летных курсах:

1. www.1crimeatour.com/Flay/praktice.htm  

2. www.aistclub.ru  

3. www.heliclub.ru  

Ради чего народ прыгает с парашютом? (Журнал "Деньги" №38(52) 27.09.2007)



Следите за нашими новостями и видео
  • YouTube
  • Facebook
  • Telegram
  • Google News

ТОП-Новости