"При выборе магнитолы, конечно, следует смотреть на функциональность и внешние характеристики, однако, первое, от чего следует отталкиваться, -- это качество звука, -- напоминает Виталий Соснюк, сотрудник сети магазинов "База Автозвука". -- Лучший звук обеспечивают вендоры, специализирующиеся только на автомобильной аудиотехнике. Добиться высоких характеристик намного проще узкопрофильному производителю, чем компаниям, которые работают в разных направлениях (утверждение, впрочем, небесспорное. -- Ред.)".
Как же при покупке определить, какой звук будет выдавать магнитола в машине? Некоторые автолюбители изобретают довольно оригинальные методы. "Я выбирал магнитолу по величине ручки регулятора громкости, -- сообщил "Деньгам" топ-менеджер полиграфической компании Александр. -- И дело не столько в удобстве большой ручки, которую приходится крутить на ходу, сколько в том, что она позволяет производить более точную настройку. Это сейчас все управление в аудиосистемах электронное, а раньше ведь было механическое. И я с детства помню, что хорошие производители всегда делали регуляторы с большими ручками".
Специалисты, правда, предлагают более "научный" подход. "Одним из важных параметров магнитол, определяющих качество звука, является количество полос встроенного эквалайзера. Данная характеристика показывает, на сколько участков разбивается весь частотный звуковой диапазон. В каждой полосе обрабатывается лишь определенный участок спектра. Чем больше полос, тем лучше обрабатываются сигналы, -- поясняет г-н Соснюк. -- Еще стоит обратить внимание на количество бит (или разрядность процессора). С увеличением этой характеристики также улучшается качество обрабатываемого звука".
Иногда за хороший звук приходится отдавать немалые деньги. К примеру, самые доступные модели одного из вендоров стоят 800--1000 грн., что почти в два раза выше, чем у большинства конкурентов. А функция Bluetooth присутствует в магнитолах этой компании, если они стоят свыше 1500 грн. То есть создатели практически не заморачиваются реализацией дополнительных возможностей, главное -- удовлетворить уши покупателя. Однако это скорее исключение из общих правил. Большинство производителей делают магнитолы все более и более функциональными.
Размер имеет значение
Магнитолы бывают двух монтажных типоразмеров: стандартные однодиновые, для которых есть место в каждом автомобиле, и с увеличенной в два раза высотой -- двухдиновые. Последние практически не отличаются по цене от своих более приземистых "коллег", если сравнивать две модели с одинаковой функциональностью. Двухдиновые пока не слишком популярны, поскольку не в каждом автомобиле найдется место для такого аппарата. А еще они, как правило, оснащаются несъемной панелью, и автомобилисты не хотят устанавливать аудиотехнику, внешнюю часть которой нельзя унести с собой, чтобы избежать хищения. У однодиновых же магнитол, как правило, панель съемная.
Зато, если хочется смотреть видео, у двухдиновых устройств больше преимуществ хотя бы из-за того, что диагонали их экранов составляют 6--7 дюймов. У стандартных магнитол дисплеи не более 3--3,5 дюймов. А покупая небольшой выносной ЖК-экран для однодинового аппарата, приходится думать, куда и как его установить. За отдельностоящий ЖК-дисплей придется выложить 700--1500 грн. Примерно на такую же сумму двухдиновая модель со встроенным экраном дороже стандартной однодиновой магнитолы, умеющей проигрывать видео, но не снабженной дисплеем.
Встречаются 2DIN магнитолы и без экрана. Тогда, как правило, у них достаточно крупные надписи и внешние элементы. Но, пожалуй, главным достоинством двухдиновых аппаратов в глазах автолюбителей являются CD-ченджеры, которые в однодиновых магнитолах найти крайне тяжело.
Чем умнее, тем дороже
От 800 грн. Представители этого сегмента отлично справляются с проигрыванием аудиодисков, почти все умеют читать музыкальные файлы в форматах MP3 и WMA (именно их часто записывают с компьютера на "болванки" CD-R/CD-RW). Естественно, во всех моделях имеется радио. Также обязательной функцией является дополнительный вход AUX, через который подключают разные устройства, воспроизводящие звук: MP3- или CD-плеер, диктофон или даже видеокамеру для лучшего звучания отснятых роликов.
"Под самым потолком" эконом-сегмента (по цене 600--800 грн.) можно найти много моделей c Bluetooth. Эта функция позволяет связать мобильный телефон с магнитолой. При вызове во время езды достаточно будет принять звонок, положить телефон и спокойно управлять автомобилем. Водитель будет слышать разговор через аудиосистему автомобиля и вести беседу по встроенному в магнитолу микрофону.
Некоторые модели оснащены и USB-разъемом, что позволяет слушать музыку с внешних носителей. Встречаются магнитолы с кардридерами, чтобы считывать музыку с flash-карт памяти. Такие функции, возможно, и пригодятся, но, как правило, ими мало кто пользуется.
От 800 грн. до 1500 грн. На таких магнитолах можно еще и смотреть видео, в том числе и с DVD. Одни аппараты воспроизводят его на собственном экране, другие требуют подключения дополнительного. Приборы из среднего ценового класса могут похвастаться и улучшенным дизайном. Это касается как внешней панели в целом, так и дисплея, который выглядит намного ярче и интересней, нежели в эконом-моделях.
От 1500 грн. Покупая устройство за такие деньги, можно рассчитывать на полный набор всех существующих в магнитолах функций. Ко всему перечисленному добавляется возможность подключить камеру заднего вида и GPS-приемник (иногда он встроен), а также ТV-тюнер. Помимо всех этих "наворотов", обладатель продвинутой магнитолы получает расширенные настройки для регулирования звука.
Не магнитолой единой
"Желающие слушать музыку в машине условно делятся на две группы: те, кому надо, чтобы просто что-то играло, и ценители чистого качественного звука. Первым достаточно приобрести недорогую магнитолу и подключить ее к встроенной аудиосистеме автомобиля, если таковая имеется, или обзавестись бюджетными колонками. А если же хочется действительно получать удовольствие от музыки, необходимо купить хорошую акустику, усилитель и сабвуфер, -- поясняет Василий Милькевич, продавец-консультант сети гипермаркетов City.com. -- Встроенная аудиосистема, как правило, звучит хуже, чем самые дешевые акустические системы, приобретаемые отдельно".
Акустические системы бывают двух видов: коаксиальные и компонентные. Первые представляют собой монолитную конструкцию, состоящую из скрепленных динамиков высоких и низких частот, иногда -- высоких, низких и средних. В компонентной же акустике все динамики пространственно разбиты, что создает объемный звук. Стоимость коаксиальной акустики стартует с 50--100 грн., за компонентную придется отдать не менее 150--200 грн. И ту, и другую можно поставить практически в любой машине.
Кроме усилителя, уже встроенного в магнитолу, можно докупить отдельное устройство, которое сделает звук чище и мощнее. Усилители отличаются по числу каналов. Одноканальные (их еще называют моно) предназначены для работы только с сабвуфером -- прибором, усиливающим низкие частоты, то есть басы. Такие усилители стоят от 750 грн., а сабвуфер -- от 200--400 грн.
Двухканальные позволяют выделить один канал под сабвуфер, другой -- под пару динамиков. "Двухканальники" стоят от 300--500 грн. Трехканальные позволяют подсоединить на отдельные каналы сабвуфер и два динамика, а в четырехканальных под сабвуфер выделяется два канала. Это, кстати, считается классической схемой усиления. "Четырехканальники" стоят от 500--1000 грн.
Желающие серьезно "озвучить" авто могут задуматься о пяти- и шестиканальных "усилках", но за них придется отдать от 1500 грн.
Маэстро--установщик
Обзаводиться музыкой в новой машине можно только на сервисных станциях, конечно, если не хочется потерять гарантию на автомобиль. Даже банальное подключение магнитолы, скорее всего, расценят как вмешательство в электронику.
Существует и другой вариант -- на сервисной станции могут дать контакты тюнинг-салона, где можно смело выполнять все работы, и тогда проблем также не возникнет. Дилерские СТО иногда передают "субподряды" по автозвуку другим компаниям, особенно, нетривиальные задачи, так как с трудом успевают выполнять "конвейерную работу". (В этом случае, возможно, не лишним будет взять на СТО соответствующую бумагу о том, что такой-то тюнинг-салон "уполномочен". -- Ред.)
За банальное подключения магнитолы придется выложить 150--350 грн. в зависимости от объема работ (цену повышает подключение допоборудования, к примеру, GPS). Стоимость замены аудиосистемы зависит от сложности работы и составляет не немее нескольких тысяч гривен. Если говорить о звуке "профессионального уровня", то есть о музыкальном тюнинге, придется раскошелиться на сумму от 4--5 тыс. грн. до нескольких десятков, а в эксклюзивных случаях -- нескольких сотен тысяч гривен.
Количество денег, которое придется потратить, во многом зависит от вкусовых предпочтений заказчика. "Когда ко мне приходит клиент, первым делом я спрашиваю, какую музыку он слушает. Меньше всего денег потребуется любителям шансона и RnB, поскольку такая музыка находится в достаточно узком частотном диапазоне, для нее применимы упрощенные схемы монтажа и настройки аудиоприборов. Для поклонников рока или джаза приходится выполнять существенно больший объем работ. Но самая сложная, и, соответственно, самая дорогая задача -- профессионально подготовить автомобиль для прослушивания классической музыки, где одновременно может играть более сотни инструментов", -- рассказал "Деньгам" технический директор тюнинг-салона "У полковника" Владими Подолянко.
Создание в машине условий для прослушивания очень качественного звука может занять от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от сложности проекта. Сюда могут входить разные типы работ. Как правило, все начинается с шумоизоляции автомобиля. Особое значение имеет правильный подбор проводов. К примеру, идущие от магнитолы кабели, должны несколько раз экранироваться, чтобы не было помех. Толщина шнуров питания подбирается в зависимости от мощности акустики и усилителя. В некоторых случаях только на провода уходит больше 1000 грн. Иногда установщикам приходится лепить и вырезать конструкции для размещения акустических приборов, используя пластик, стекловолокно, дерево и другие материалы.
У кого купить?
В специализированных магазинах стоимость магнитол в некоторых случаях ниже, чем даже на радиорынке. Да и выбор существенно больше, чем в других местах. Только иногда дождаться консультанта бывает проблематично. Автор статьи убедился в этом на собственном опыте, когда хотел купить магнитолу в подобном магазине, да так и не смог, поскольку слишком долго не находилось свободных продавцов.
Супермаркеты электроники дефицитом сотрудников не страдают, но выбор здесь существенно уже. А о профессиональном звуке консультантов даже спрашивать не стоит.
Что же касается радиорынка, то здесь можно найти все. Можно, не отъезжая, и установить купленную технику (если авто уже не на гарантии). Но тратить полдня на обход узких торговых рядов желание есть далеко не у каждого.
Итого: В зависимости от потребностей к качеству звука, покупка и установка аудиосистемы может вылиться в сумму от 800--1000 грн., до 10--15 тыс. грн. Особо "навороченный" звук обойдется в 50--100 тыс. грн.
Где еще почитать
Об автозвуке
Какую Bluetooth-гарнитуру выбрать (Журнал "Деньги" №19(85) 08.05.2008)


