Через несколько дней после выхода очередного номера журнала "Деньги" (по "политическим причинам" не называем номер и название публикации. -- Авт.), одному из наших комментаторов, работающему HR-специалистом в крупной инвестиционной компании (имя, должность и название компании не станем озвучивать из тех же соображений. -- Авт.), предложили новую перспективную работу. "Мне позвонили и предложили работу рекрутера на одном из телеканалов, сославшись на то, что видели мои рассуждения в прессе, -- уточняет он. -- Однако для моих работодателей этот факт тоже не остался незамеченным…" Как он сам рассказывает, его нынешнему руководству крайне не понравилась его активность, из-за которой компания чуть не лишилась ценного кадра. В результате наш герой отказался от заманчивого предложения в пользу "старого" места работы. Как он сам говорит, ему просто не захотелось менять отрасль (инвестиционную на медиа). После случившегося, всем сотрудникам инвесткомпании строго-настрого запретили давать какие-либо комментарии от лица фирмы с указанием своей должности. "В конечном счете, после долгих разговоров с начальством, мне заявили, что я могу давать комментарии только от собственного лица -- как независимого эксперта. Но и это нежелательно", -- говорит он.
"Ничего удивительного, -- комментирует ситуацию специалист по поиску персонала крупного промышленного холдинга Роман Бондарь, -- в инструментарий каждого рекрутера входит пресс-мониторинг, благодаря которому можно выделить новых перспективных претендентов. Ведь люди, которых выбирают журналисты, являются экспертами. Я, например, ежедневно уделяю двадцать минут своего времени для просмотра деловой прессы и интернет-порталов".
"Копилку" новых перспективных претендентов HR-специалисты компаний и представители рекрутинговых контор называют по-разному. Для одних это "база данных интересных спецов", для других -- "потенциальные работники, которых можно позвать к себе в компанию". "Деньги" же решили обозвать базу данных желанных компаниями специалистов "белыми списками" работодателей.
Список Шиндлера
Системный подход к подбору персонала и составлению "белых списков" прижился далеко не во всех украинских компаниях. Тем не менее, многие рекрутеры составляют для себя некую базу претендентов.
"В первую очередь в поле зрения попадают люди, обладающие редкими знаниями или опытом", -- рассказывает специалист по подбору персонала, фрилансер Светлана Майдан. По ее словам, рекрутеры отслеживают деятельность "засвеченных" специалистов: "В базы данных такие люди попадают по-разному. Одни когда-то написали статью или дали комментарий для СМИ. Другие, будучи классными профессионалами, остались не у дел из-за реорганизации компании или смены собственника". На попадание в базу рекрутера могут повлиять слухи о желании того или иного спеца сменить работу. А также его личная инициатива. "Бывает, что сотрудники сами отсылают резюме в интересующие их компании, и даже если в данный момент там нет вакансий, их кандидатура вносится в список претендентов", -- подчеркивает Светлана Майдан.
Роман Бондарь советует желающим очутиться в "белом списке" как можно больше "светиться", то есть давать различные комментарии и прогнозы для прессы, принимать участие в семинарах и конференциях.
Чем чаще "мелькает" специалист в СМИ, тем выше его шансы попасть в "белый список" рекрутера. И, соответственно, получить выигрышный билетик для дальнейшего трудоустройства. "Хотя меня интересуют и новые эксперты на страницах изданий. Например, если я вижу, что человек адекватно оценивает ситуацию на рынке, но ранее он не давал никаких комментариев, я стараюсь найти его контакты и познакомиться с ним. Если он мне подходит, я вношу его в свой перечень претендентов", -- говорит г-н Бондарь.
В то же время он уверен, что любой список претендентов является довольно условным, поскольку по большей части он базируется на слухах и публикациях.
Примером успешного самопиара служит история Вадима Радченко, который начинал свою карьеру как пиарщик в одной из консалтинговых компаний. После того, как он принял участие в нескольких конференциях, журналисты восприняли его как эксперта и стали обращаться к нему за комментариями. За год активных "выступлений" он обзавелся мегапопулярностью на рынке и заработал репутацию толкового спикера. Что не могло не отразиться на его карьере. Переходя на новое место работы в небольшую строительно-инвестиционную компанию, он буквально через пару месяцев занял кресло гендиректора. Примерно через два года Вадим получил приглашение на место гендиректора одной из крупнейших девелоперских компаний (надо полагать, не только за счет популярности. -- Ред.).
Консультант executive search компании Pedersen&Partners Катерина Шевченко говорит о том, что появление в СМИ является лишь одним из источников для наполнения новыми именами списка претендентов. "Чаще всего хедхантер выбирает несколько компаний, в которых можно найти необходимого ему специалиста. Это гораздо эффективнее. Ведь когда проект "горит", то нет времени на просмотр прессы. А имеющаяся база имеет свойство устаревать", -- настаивает Катерина.
Специалистам, желающим попасть в базу данных рекрутера, г-жа Шевченко советует отправлять свои резюме на имеющуюся вакансию -- либо в саму компанию, либо в агентство по поиску персонала (о том, как правильно составлять резюме читайте в журнале "Деньги", №41(55) от 18 октября 2007 года).
"Лучший способ попасть на глаза -- отослать резюме. Ведь HR-специалисты регулярно просматривают новые поступления, и вероятность занесения в базу или трудоустройства взлетает в разы по сравнению с периодическими появлениями в прессе. Даже если человек довольно часто что-то комментирует, его могут заметить не сразу", -- уверена Катерина Шевченко.
С ней согласен специалист по подбору персонала Ян Вилюха из "Юнайтед Консалтинг". "Нужно периодически заявлять о себе. Если нет возможности попасть в медиа, стоит искать встреч и знакомств с рекрутерами", -- отмечает он. Встретиться с теми же рекрутерами можно, скажем, во время ярмарок вакансий -- ежегодных мероприятий, которые проходят во многих крупных городах страны.
"Очень часто некоторые кандидаты отказываются ходить на собеседования с рекрутерами, демонстрируя тем самым отсутствие коммуникативных навыков и теряя возможность выгодно презентовать себя", -- говорит г-н Вилюха. Но позиции "ни с кем не хочу общаться" вряд ли поможет для попадания в список.
Если злые боссы "перекрыли кислород" и запретили давать комментарии от своего лица, источником творческого самовыражения, а заодно и возможностью прославиться, могут стать блоги, различные сайты и форумы в Сети. "Блог -- это атрибут человека, которому есть что сказать", -- утверждает Роман Бондарь. Он отмечает, что если система рекрутинга в компании на высоком уровне, то за потенциальными сотрудниками ведется наблюдения по мере развития их карьеры. "У меня есть список людей, с которыми я поддерживаю взаимоотношения, чтобы быть в курсе развития их карьеры. Например, если они в данный момент ведут проект, мне невыгодно переманивать их на другую работу. Во-первых, это обойдется дороже, а во-вторых, я лишу их возможности занести данный проект на свой счет и тем самым снижу их профессиональную ценность", -- уточняет г-н Бондарь.
Что сулит
Попадание в "белый список" серьезно увеличивает шансы претендента на получение желанной работы. "Если человек числится в таком списке рекрутера, он может получить гораздо более выгодное предложение, чем неизвестный специалист", -- считает Светлана Майдан.
По оценке г-на Бондаря, рыночная стоимость "известного" спеца возрастает минимум на 30%. "Специалист, который постоянно находится на виду, за свою социальность может получить существенную надбавку к зарплате. Более того, всегда легче вести переговоры и ставить свои условия, когда тебя знают", -- добавляет он.
В тоже время Ян Вилюха утверждает, что "раскрученность" кандидата никак не может отразиться на его "рыночной стоимости", если он не отвечает требованиям работодателя. "Стоимость кандидата определяется ситуацией на рынке труда (например, при дефиците кадров зарплатные предложения растут), квалификацией и опытом специалиста, а также объемом работ, которые он должен будет выполнять", -- утверждает г-н Вилюха.
Как бы там ни было, у "белого" кандидата как минимум есть гарантия того, что его пригласят на собеседование. А это уже что-то!
И еще небольшое предупреждение. В погоне за "белым" списком г-жа Шевченко советует не перегибать палку: здесь есть свои риски. Например, не стоит появляться в СМИ чаще босса, если он ревностно к этому относится.
Кроме того, стоит соблюдать осторожность и при рассылке резюме. А вдруг рекрутинговое агентство окажется партнером родной компании? Получившее "сигнал" высшее руководство тут же решит, что сотрудник втихаря хочет сменить работу (даже если в данный момент его все устраивает) и начнет искать замену "предателю".
Белый и пушистый?
Преимущества и недостатки разных способов попадания в "белые" списки
| Метод попадания в списки | Плюсы | Минусы |
| С помощью СМИ | Узнаваемость среди читателей этих СМИ, то есть потенциальных работодателей | Недовольство руководства |
| С помощью резюме | Быстрота попадания в список | Неправильно составленное резюме может оттолкнуть работодателя. Сведения могут попасть к нынешнему руководству |
| Участие в профессиональных социальных сетях | Большое количество HR’ров, с которыми есть возможность пообщаться он-лайн и понравиться | Риски, связанные с поиском работы в Интернете: неконтролируемое распространение информации, появление нежелательных контактов, спама |
| С помощью слухов | Прилагается минимум усилий специалиста | При пересказе исходная информация может меняться до неузнаваемости |
Итого: Попадание в "белый" список рекрутера увеличивает шансы на получение новой, более высокооплачиваемой работы. Но стремление попасть в базу данных может вызвать недовольство начальства.
Где еще почитать
о "белых" списках работодателей:
1. www.keywork.ru/journal/124.php
2. www.yarmarka-vak.ru/article24.html
3. http://job.ukr.net/news/2008/04/08/17813/
Как правильно составлять резюме 18.10.2007


