Как провести отпуск оригинально, дорого и "на иностранный манер"? Можно отправиться в морской круиз, снять уединенный коттедж где-то на лоне природы или забуриться в Лас-Вегас и, не различая времени суток, "спустить" все нажитые непосильным трудом средства в тамошних игорных заведениях…
А можно купить кемпер, "запаковать" семью и багаж в этот домик на колесах и отправиться в путешествие по автомобильным дорогам. Наличие такого домика порождает неожиданные перспективы: появляется желание иметь дачу, например, на укромном пляже в Крыму, а лишних пару миллионов на это удовольствие нет. Можно просто приехать на облюбованное местечко и установить там "передвижной дом".
"Дачи на колесах" бывают двух типов -- автокемпер и прицеп-караван. Автокемпер -- это автомобиль, оборудованный всем необходимым для комфортного проживания в путешествиях, эдакий самоходный гостиничный номер. А караван -- это прицеп к автомобилю, в котором размещается небольшая жилая комната.
Автокемпер больше всего похож на микроавтобус, и на украинских дорогах встретить этого диковинного "зверя" непросто. Зато полюбоваться на это чудо можно в американских фильмах. Автокемперы имеют обыкновенную автомобильную кабину, однако в кузове у них находится мини-квартирка. В зависимости от стоимости и крутизны кемпера в кузове может быть от минимального набора благ цивилизации (кухня, спальня, умывальник и туалет), до таких "излишеств", как душ, мебель, встроенная бытовая техника, телевизор с DVD и музыкальный центр. Эти автомобили предназначены для длительных путешествий. Есть несколько крупнейших мировых производителей кемперов, например, Hymer, Burstner, Westfalia Van Conversion. Однако они занимаются исключительно изготовлением самих домов, кои потом устанавливаются на шасси, любезно предоставленные для этого автопроизводителями. Кемперы строятся на базе серийных микроавтобусов автомобильных брендов, например, Mercedes-Benz, Volkswagen, Peugeot и прочих. Соответственно, ездят "домики на колесах" с такой же скоростью, как и их родители-автобусы.
Кемпер -- дорогое удовольствие. Новые автомобили стоят примерно от $50 тыс., в Украине можно найти неплохой подержанный "домик" за $15 тыс.
Караваны (или трейлеры) бывают двух типов: одно- и двухосные (говоря простым языком, у них бывает одна или две пары колес). Основное отличие путешествий на кемпере от передвижения в караване заключается в том, что Правила дорожного движения запрещают пассажирам находиться в движущемся прицепе. То есть всю дорогу путешественники должны сидеть в автомобиле-тягаче. А в автокемпере можно наслаждаться благами цивилизации всю дорогу.
Самые компактные модели караванов имеют массу всего-то 500-800 кг, их вполне сможет тащить и небольшой автомобильчик. Они рассчитаны на проживание двух-трех человек и оборудованы лишь небольшой кухней с плитой и мойкой, газовым баллоном и аккумулятором. Модели покруче, естественно, и более комфортабельны. Там, как правило, есть холодильник, туалет (иногда даже душ) и обогреватель. Они рассчитаны на то же количество пассажиров, но в отличие от моделей поменьше, в них можно стоять в полный рост. Весят такие жилые прицепы 800-1000 кг.
Самые крупные караваны рассчитаны на четыре-пять человек и весят как небольшой автомобиль -- 1000-1500 кг, поэтому их смогут тащить только мощные авто, например, внедорожники. Новый караван стоит от EUR20 тыс., подержанный можно найти и за $6 тыс. В отличие от кемперов, караванами торгуют многие фирмы, объявления о продаже как новых, так и подержанных "вагончиков" можно найти в Интернете или автомобильных журналах.

Купи слона
Наверное, все помнят детскую шутку: "Купи слона", и правильный ответ: "А ты продай слона, и я куплю". Так и с автокемперами. Прежде чем его купить в Украине, кто-то должен его продать, но найти таковых очень сложно.
"Сегмент дорогих машин исключительно для путешествий и пикников у нас абсолютно не развит", -- поясняет заместитель директора по связям с общественностью международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Александр Самардак, компания которого предлагает нечто похожее на кемпер -- Volkswagen Multivan California -- микроавтобус со "встроенной квартиркой".
"Спрос на эту модель очень ограничен из-за ее специфики, ведь это "дача на колёсах", -- продолжает г-н Самардак. -- Она не зря называется California -- это типично "штатовский" автомобиль для их бескрайних просторов, а украинцы предпочитают дорогие внедорожники, которые более универсальны, чем California".
Действительно, наибольшим спросом "передвижные дачи" пользуются в Европе и в США. Такой автомобиль уместен для длительных путешествий на большие расстояния по хорошим дорогам, с посещением многих достопримечательностей, расположенных на значительном отдалении друг от друга. И, конечно же, такой отдых понравится только любителям проводить отпуск "дикарем", потому что сторонники цивилизации и хорошего сервиса вряд ли получат море положительных эмоций от нескольких недель, проведенных в небольшом пространстве кабины, где туалет, кухня, спальня и гостиная уютно разместились в одном месте.
Поскольку исторически сложилось, что спрос на эту технику в Украине очень и очень невелик, а дилерам хватает работы и с автомобилями более популярных классов, на складах автокемперов практически нет. Но если очень хочется иметь именно кемпер, можно сделать спецзаказ, и в течение нескольких месяцев "самоходную дачу" привезут для конкретного клиента. "Если клиент пожелает, можно сделать заказ. Пока что в Украину модель California завозилась только раз", -- делится Александр Самардак. Помимо крупных автоимпортеров, автокемперами торгуют и мелкие "свободные" дилеры, но тоже только под заказ.
Зато подержанные "дачи на колесах" найти можно, хоть и сложно. Причина, по которой даже б/у автокемпер нужно искать днем с огнем, очень проста. Импортная пошлина на ввоз подержанных микроавтобусов (а именно так классифицируются автокемперы) в Украине очень высокая. Правда, после вступления в ВТО она должна будет снизиться до 10%, но и тогда вовсе необязательно, что спрос на кемперы серьезно возрастет. Судя по всему, украинцы совсем не страдают от нехватки предложения кемперов. По словам менеджера по маркетингу украинского представительства международной компании по прокату автомобилей Budget Анны Котковевец, за время работы компании на украинском рынке не поступило ни одной заявки о прокате кемпера.
В соседней России, например, как и в Европе, кемпер без проблем можно и взять напрокат, и купить, однако и сама страна у наших северных соседей побольше.
За что их любить
Один из немногих "живых" автокемперов, который нам удалось отыскать, трудится на благо одной киевской продакшн-студии. Директор съемочной группы Павел поведал нам, что компания эксплуатирует свой кемпер и в хвост и в гриву -- это и гримерка для капризных звезд, и столовая для всех участников процесса, и спальня во время многосуточных съемок и, из песни слов не выкинешь, санитарная комната.
Среди всех опрошенных "Деньгами" любителей автомобильного туризма ни одного владельца автокемпера не обнаружилось. Правда, нам удалось собрать несколько интересных мнений, почему украинцы не хотят иметь в своем распоряжении такого имущества. Любитель отдыхать "дикарем" в Крыму и Карпатах, Анатолий, сказал, что намного проще приехать с друзьями в горы на нескольких машинах, разбить палаточный лагерь и прожить несколько дней наедине с природой, чем просидеть эти же дни в кабине кемпера.
А приверженец автотуризма Игорь, которому довелось как-то поездить в кемпере, заметил, что водить его после легковушки не очень удобно из-за "автобусной посадки" шофера.
К этому можно добавить еще и то, что у нас нет специальных стоянок для кемперов, коими изобилуют курортные зоны в более цивилизованных странах.
Во вражеском лагере
Как уже говорилось, для Украины кемпер -- покупка не самая необходимая, зато для путешествий по США, "Шенгенской" Европе и даже Азии или Африке -- просто супер. Если взять там кемпер напрокат и поколесить с родными и друзьями по самым интересным уголкам старушки Европы, самим составить маршрут путешествия по историческим, культурным и туристическим достопримечательностям, такой отпуск запомнится надолго. Взять кемпер напрокат можно во многих компаниях, однако это не будет так уж и дешево. За аренду комфортабельной самоходной дачи просят от EUR40 в сутки в зависимости от страны, сезона, срока аренды и крутости кемпера. Зарезервировать кемпер, находясь в Украине, сложно, проще решить эту проблему на месте.
Цена свободы
Если решено все-таки купить кемпер, несложно посчитать, во сколько обойдется отдых на нем. Например, если выбрать подержанный автокемпер за $20 тыс., хранить его в Киеве и ездить на нем в отпуск четыре раза в год: летом -- в Крым, зимой -- в Карпаты, весной -- в Одессу, а осенью -- в Трускавец, то общий пробег составит около 7 тыс. км. У таких автомобилей достаточно большой расход топлива -- около 12 л/100 км по трассе. При нынешней стоимости АИ-95 в 5,95 грн./л только затраты на топливо составят 4284 грн. Кроме того, автокемпер -- автомобиль для отпуска, а все остальное время он, скорее всего, проведет на стоянке. Стоянка в Киеве обойдется в среднем в 200 грн./месяц, соответственно -- 2400 за год. Год владенем автокемпером, без учета расходов на его покупку, обойдется в 6684 грн. Затраты на четыре отпуска по две недели в указанных городах для семьи из трех человек при скромных запросах, но с учетом проживания и билетов на поезд составят около 4 тыс. грн. Соответственно, покупка автокемпера не окупится никогда. То есть ради экономии, как это делают американцы, украинцам кемпер покупать уж точно не следует. Такая "дача" имеет смысл только для ярых любителей автотуризма.
ИТОГО: Покупка автокемпера в Украине не окупается. Намного интереснее взять такой автомобиль напрокат где-нибудь за границей: и мир можно посмотреть, и отпуск проведете небанально.
Где еще почитать:
Об автокемперах
1.http://freemarket.kiev.ua/auto/house/autohouse/series-684-fiat-adriatic.html
2.http://www.autocentre.ua/component/option,com_truck/task,articles/id,4743/Itemid,82/
3.http://www.uzr.com.ua/pbs.php?pbl_action=view&pbl_id=209
Речные круизы: путешествие в гостинице 08.05.2008
Пришло время арендовать дачу 27.03.2008
Ехать за границу на авто 03.04.2008
Как подготовить авто к поездке за рубеж 03.04.2008


